Общество > Персоналии

2233

Люди земли Речицкой. Эдуард Маньков. А сложилось оно так…

 +

Жизнь быстротечна. И бывает, что не помним вчерашнее, зато в памяти, как затесь топора, уже давным-далекое. Вот и автору данного материала явственно, словно на ладони, видится Э. П. Маньков, один из бывших председателей уже бывшего колхоза «Коммунар». Молодцевато подтянутый, с той крепостью руки (если поздороваться), что чувствовалась и минуту-другую.

На районные мероприятия Эдуард Петрович являлся в элегантной кожанке. Встречая его взглядом, невозможно было представить, что, увы, век Петровича окажется до обидного коротким.

И теперь, сидя за столом дома Э. П. Манькова в деревне Будке, перебирая семейные фотографии, что принесла Раиса Петровна, жена Эдуарда Петровича, видишь его парнем-молодцем с родителями – Евгенией Адамовной и Петром Степановичем. Это в час, когда за плечами автомашина прокисельского колхоза «Путь к коммунизму», в кузове которой друзья-товарищи, провожавшие Эдуарда в райвоенкомат.

В 1955 году парень окончил Холмечскую СШ. Работал в колхозе. В 1959 году осталась за плечами Минская республиканская школа плодоовощеводов. Эдуард опять в колхозе «Путь к коммунизму» по специальности агронома-плодоовощевода.

Его армейская служба (свыше трех лет) была в городе Измаиле Одесской области (Украина). Был оператором дивизиона ПВО (противовоздушная оборона). Заступая на боевое дежурство, из глубины подземелья видел бескрайне-высокое небо. За многие сотни километров в стороне, как говорилось тогда, возможного противника. Часто заменял на дежурстве офицеров в звании капитана.

А теперь, оставив Измаил, мысленно перенесемся в чисто российский Мичуринск (Тамбовская область). Здесь окончила школу Раиса Максимова. У нее, как и у Эдуарда, четверо братьев и сестер. После школы у Раисы – медицинское училище. При надежной специальности уехала на далекую Камчатку, где уже учительствовал брат Валентин.

Во время отпуска приехала в родной Мичуринск. А здесь и сестра Ольга с мужем, военным летчиком. Они и пригласили, чтобы погостила, к себе в Молдавию. Однажды, придя со службы, возьми да и обмолвись: в армию стали брать и девчат (время Карибского кризиса, когда ядерное столкновение с США чуть ли не на волоске). Вот тогда у Раисы и загорелись глаза. Ведь, как признается, будь мужчиной, видела б себя лишь в качестве военного. Муж сестры не откладывая съездил в военкомат, дабы узнать, берут ли в армию девчат-медиков. Оказалось, что так. После этого и у Раисы определился украинский Измаил.

Как познакомилась с Эдуардом? Тот заболел ангиной. В санчасти получил от медика Раисы Максимовой необходимые лекарства. Проявил «характер», заявив: таблетки пить не станет. А через день-другой их встреча случилась в дверях армейского клуба.

Вспоминая, Раиса Петровна отмечает следующее. Их первый разговор в клубе совсем короткий. Стеснялись. И она, и он. Признался как-то: месяца за два в части появились девушки-военнослужащие, парни получили инструктаж замполита на предмет того, как себя вести. Питание в столовой – раздельное. И, когда заходили девушки, ребята сами, без никакой команды, дружно вставали, таким образом приветствуя их. Теперь-то трудно и поверить, но так было…

Настало время, когда Эдуард отправился на родину, чтобы сдавать вступительные экзамены в Белорусскую сельскохозяйственную академию. Вместе с ним уезжали еще четверо товарищей по службе. Раиса проводила Эдуарда, как проводила и остальных. Переписывались. Изредка созванивались. В 1965 году он, будучи студентом второго курса академии, написал: «Рая, приезжай». В этих-то двух словах и находилось коротко-сакраментальное, что впоследствии накрепко связало две судьбы: парня-белоруса и девушки-россиянки.

Приехала. А вот тут-то неожиданное: Эдуарда в Горках нет. Он встретил ее в Речице. Дождаться в Горках не мог по причине… смерти отца (в колхозе трудился бригадиром животноводства). Вместе вернулись в Горки. Расписавшись, стали мужем и женой. А работы никакой. Возвратилась к родным. В Мичуринске – сельскохозяйственный институт. Эдуард мог перевестись. Он согласен. Евгения Адамовна, мать, ни в какую. Опасалась, что вместо учебы пойдет работать. Ведь семейный-то. Раиса не стала спорить. Собрала чемодан и поехала в Прокисель. Там и стала работать заведующим местным ФАПом. Он же спешил в Прокисель при любом случае. И так до 1968-го, пока не получил диплом о высшем образовании.

Направление на работу – в Василевичи. Однако уладилось так, что место главного агронома освободилось в родном «Пути к коммунизму». Спустя три года – работа в Ровенской Слободе в должности заместителя председателя колхоза им. Дзержинского. Житейско-профессиональную школу Виктора Антоновича Пырха (председатель колхоза) Э. П. Маньков прошел сполна и достойно. А вот жене, дипломированному медику, работы в Ровенской Слободе, как и в Горках, не нашлось. Ездила в Речицу, где устроилась в отделение гинекологии. На работу и домой – попутным транспортом. Случалось, что и близко от полуночи. Наконец-то появились в Ровенской Слободе полставки патронажной медсестры. Заработок – мизер. Окончила курсы секретарей-машинисток. В этой должности в колхозе им. Дзержинского проработала два года. Окончила и курсы библиотекарей, чтобы поработать в школе.

В 1977 году Эдуарду Петровичу выпало доверие на руководство колхоза «Коммунар». Сменил на данном посту И. Ф. Точилкина, также председателя с большой буквы. Первое время в Будку отправлялся затемно и в пору летнюю, ибо жилья не имелось. Взялся за его возведение. А когда свой угол появился, в Будку переехала и семья. В соседней Капоровке функционировала участковая больница, но, как оказалось, Р. П. Маньковой требовалось переучиваться в течение трех месяцев (несколько лет по специальности не работала). Стала работать библиотекарем в Капоровской средней школе. Преподавала биологию. Через год перешла в колхоз «Коммунар» на должность экономиста по труду, заочно окончила экономические курсы. Была и работа в должности инженера по технике безопасности. Проверяла на алкоголь водительский состав и механизаторов.

…Муж в работе себя не жалел. Было, что жена просыпалась при темени за окном, а место на постели, где должен лежать он, пусто. Ибо председатель уже на ферме или на мехдворе.

Анатолий Николаевич Потороча, кавалер высокого ордена Ленина, (живет в деревне Лазаревке), отмечает следующее: до утренне-конторского наряда Э. П. Маньков, как правило, успевал побывать у механизаторов и шоферов. Стараясь узнать о всех, даже мельчайших, вопросах надежной работы колхозной техники. Те же комбайны марок далеко не новых исправно работали без значительно-серьезных поломок и простоев.

– Не было того, чтобы Петрович не заглянул на ферму, – поддержала А. Н. Поторочу Нина Федосовна, его жена (общественному животноводству отдала 32 года ударного труда, и все дояркой).

Нужна ли характеристика председателя более объективно-весомая, нежели та, что прозвучала из уст труженика рядового?

А теперь вопрос этакий: получал ли председатель Э. П. Маньков больше того, что имели за своё старание колхозные «маяки» из числа не начальствующего? Да нет. К примеру, заработок передовой доярки колхоза «Коммунар» Евдокии Николаевны Григоренко нередко существенно превышал то, за что расписывался в ведомости голова колхоза. Часто больше председательского имели трактористы. Особенно в горячую страду уборки.

C тружениками колхоза «Коммунар» перед поездкой в Речицу  на одно из районных мероприятий
C тружениками колхоза «Коммунар» перед поездкой в Речицу на одно из районных мероприятий

Время председательства Э. П. Манькова в Будке и сегодня жители деревни называют «золотым». Во-первых, «Коммунар» прочно стоял на производственных ногах. Во-вторых, активно и только хозспособом строилось не только чисто колхозное, но и общественное. В перечне – Дом культуры со спортивным залом и библиотекой (и ныне смотрится достойно). Дом быта, столовая, новое помещение начальной школы, которая стала начальной школой-детским садом (нередко принимала гостей, желавших перенять опыт работы ее коллектива).

…Случился 1986-й. Чернобыль мог круто повернуть судьбу и Маньковых.

Ольга, сестра Раисы, прислала письмо с советом ехать к ней в Волгоград или хотя бы привезти младшую дочь Галину. Боясь за здоровье дочери, отправила ее к сестре. Когда Галина перешла в седьмой класс, уже брат Валерий и его жена предложили привезти племянницу (Одесская область). Раиса Петровна, послушавшись, отправилась с младшей дочерью к ним. Получалось так, что жена с дочерью – за сотни километров, а Эдуард Петрович – в Будке.

Работа в Украине нашлась и ему. Даже при директорстве... строящегося консервно-овощного завода.

Возможно, вся семья Маньковых оказалась бы в соседней республике, но случился развал Союза. И прозвучало заявление первого президента Украины Леонида Кравчука: полноценные пенсии только для тех, трудовой стаж которых набежал именно в «самостийной».

…Отдаваясь работе сполна, Э. П. Маньков зловещий сигнал со стороны здоровья услышал не дома: непонятный обморок случился в колхозной конторе. Вот и жене его первоначально подумалось: у Эдуарда Петровича обычное переутомление. Отдохнет – и все наладится. Увы, подтвердилось самое страшное. И те пять месяцев, которые Раиса Петровна вместе с мужем находилась в республиканской больнице, лишь оттянули его последний день. Этот день – 21 февраля. Подтвердилось, что февраль для Э. П. Манькова знаковый: в феврале родился, в феврале женился, в феврале умер. Найдя свой последний приют на погосте родного Прокиселя, рядом с отцом и матерью...

Умер Эдуард Петрович при трудовом стаже в 43 года и 9 месяцев (с ноября 1976 по август 1999 года – во главе колхоза «Коммунар»). При заслуженных наградах: орден «Знак Почета», медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», двух знаках «Победитель социалистического соревнования» (1973 и 1975 гг.), множестве почетных грамот.

Остались жена, трое детей. Сын Эдуард с детства грезил морем. В армию шел с твердым желанием служить на флоте. Не испугало, что служба на год дольше, чем на суше или в авиации. Ныне Эдуард – в российском Шлиссельбурге, который некогда, еще во времена Петра I, назывался Орешком.

Старшая дочь Эдуарда Петровича и Раисы Петровны Светлана – учитель испанского языка. Школу оставила, так как в Капоровке она была закрыта. Однако до сего дня помогает местным детишкам, да и иных школ района, отдохнуть в далекой Испании. Испанцы, в свою очередь, гостили у Маньковых. Сразу две семейные пары проживали в доме бывшего главы колхоза «Коммунар». Младшая дочь Маньковых Галина нынче живет и работает в Минске, окончив экономический университет. В Минске и Артур, один из внуков Маньковых. В Будке внук Мирослав. Учится во втором классе. Всего же у Раисы Петровны, а значит, и у Эдуарда Петровича, внуков семеро. Один из них, Евгений, приёмный. Будучи школьником, находился на попечении Эдуарда Петровича.

…В просторном доме Маньковых (семья дочери Светланы – в жилье соседнем; Эдуард Петрович начал возводить его сразу после избрания на председательство колхоза «Коммунар») довелось познакомиться и с кошкой-красавицей, доверчиво вскочившей на колени стороннего человека. Как оказалось, такой домашней живности у Раисы Петровны немало. Получила приют, да еще с личным родством, и животное, оставшееся без хозяев. Пришла, чувствуя добрую душу новой хозяйки.

– Ни дети, ни внуки меня не огорчали никогда, – слышу от Раисы Петровны. Осознавая: она этой житейской благодати заслужила сполна, достойно неся ношу любящей жены, заботливой матери и бабушки.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity