Общество > Персоналии

2153

Люди земли Речицкой. Нина Сапончик. От рожденной в тюрьме – до орденоносца, коммуниста и руководителя (продолжение)

 +

Начало

Благодарю за школу жизни

Нина Сапончик
Нина Сапончик

– После переезда из детдома в Речицу я с пятого класса училась в СШ № 1 (сегодня здесь Центр творчества детей и молодёжи), – продолжает свой рассказ Нина Сапончик. – В школе больше всего любила физкультуру, увлекалась художественной самодеятельностью. Была солисткой и ведущей концертов и различных постановок, буквально жила на сцене. В юности каждому свойственно мечтать и думать о будущем. Я же мечтала о романтической профессии, но мои школьные учителя, особенно классный руководитель Семён Борисович Горинштейн, видели для меня артистическое будущее. К тому же моя родная тётя, младшая сестра моей мамы Нина Киселёва – тогда прима Государственного народного хора БССР под управлением Г. И. Цитовича, звала меня, свою тёзку, в Минск и предлагала помощь в поступлении в театральное училище.

Но получив аттестат и явно видя, как нелегко с семейным бюджетом приходится нашей маме и что учиться мне в столице будет не по средствам, я твёрдо решила идти работать и заодно помогать ставить на ноги свою младшую, музыкально-одарённую сестренку Лилю.

С путёвкой горкома комсомола в руках переступила порог Речицкого КБО, где зоркий, умудрённый опытом его директор Николай Григорьевич Балащенко определил меня в трикотажное ателье ученицей вязальщицы одежды. И, как оказалось, решил тогда мою судьбу. Профессия вязальщицы была не из лёгких, и работать шли туда без особой охоты или ненадолго. Я же не спасовала: позади были детдомовская закалка и испытания безотцовщиной.

И хотя с тех пор прошло уже более полувека, я с благодарностью и уважением вспоминаю своих первых на начальных шагах моего трудового пути наставников и руководителей поныне здравству-ющих: Надежду Степановну Чумакову и Ларису Ниловну Никулину – высококлассных мастериц-вязальщиц, а также доброжелательную и опытную заведующую ателье Софью Матвеевну Сумак. С ними по сей день я не теряю связь и по потребности им помогаю. Благодаря их практической помощи, профессиональным советам, настоящей материнской поддержке я быстро освоила сложные по тем временам японские машины ручной вязки «Тойота», «Сильвер» и наши отечественные высокого класса вязальные машины.

Старательность, исполнительность, желание достичь большего генетически по наследству передались мне от моей матери-труженицы, и я всегда стремилась равняться на неё на всем своём трудовом пути. Со временем я стала вязальщицей высшего разряда, без отрыва от производства окончила Барановичский техникум лёгкой промышленности. Как передовика-орденоносца и общественника меня приняли в партию. Хорошо помнится, кандидатом в члены КПСС меня тщательно готовил Адам Семёнович Вашков. А уже будучи коммунистом была назначена заведующей трикотажным ателье, в котором работали тогда три цеха: вязальный и два швейных. В основном производстве трудились более 50 женщин и только двое мужчин, один из них – мой муж Фёдор Павлович (царствие ему небесное!) работал слесарем по ремонту и наладке вязального и швейного оборудования.

В трикотажном ателье
В трикотажном ателье

В те годы в нашем ателье вязали и шили почти весь ассортимент женской и мужской одежды. Среди заказчиков было много девчат и ребят, но и немало зрелых леди, которые по традиции любили заказывать простые, но прочные вещи. В 70–90-х годах активно носили женские и мужские костюмы, свитеры, пуловеры, джемперы, жакеты. В особой моде были нарядные вязаные женские костюмы и платья различных фасонов и расцветок, кофты, юбки, спортивные костюмы и так называемые «мастерки». Большинство заказов были сугубо индивидуальные. И мне как технологу и завателье пришлось быть и модельером, и дизайнером. Мы экспериментировали с фактурой, цветом, модным фасоном. Со своими изделиями не раз выходили победителями и призёрами на выставках-показах мод областного и республиканского уровней.

Коллектив работал слаженно и в обстановке ответственности за качество изделий. Зарплату получали сдельно-премиальную и достойную, никакой уравниловки не было. Наши передовики удостаивались высоких государственных наград. Мы имели возможность интересно и качественно отдыхать. И сегодня, пользуясь случаем, хотелось бы выразить слова признательности за многолетний совместный труд своим бывшим коллегам, людям, с которыми посчастливилось работать: директору КБО Вере Андреевне Шугай, главному инженеру Надежде Афанасьевне Мануйловой, начальнику ПЭО Любови Всеволодовне Короленко, директору трикотажного ателье Евгении Петровне Бондарь, Татьяне Петровне Козелько (отдел сбыта), а также настоящим мастерам своего дела, швеям и вязальщицам: Валентине Кузьменок, Анне Жирковой, Светлане Ковальчук, Нине Мурашко, Надежде Ольховой, Анне Стрельцовой, Валентине Кашпур, Ирине Стрибук (всех перечислить не смогу, ведь благодарных слов достойно большинство). Совместный труд, общение и отдых были нам только в радость.

В постсоветские разрушительные годы, чтобы сохранить коллектив и производство, нам, бытовикам, пришлось переориентироваться и уже самим искать рынки сбыта. Почти весь ассортимент своих изделий мы отправляли (в основном посылками) по договорным взаимовыгодным ценам новым заказчикам: на Север и в Заполярье. Развозили одежду по деревням, сельским приёмным пунктам КБО. На вырученные деньги выплачивали людям зарплату, закупали сырьё и держались на плаву.

К сожалению, такого технически и технологически оснащённого и слаженного производства в нашем городе уже нет. А ведь в сфере бытового обслуживания населения нашего региона было занято свыше полутора тысяч человек.

Песня – моя судьба

Художественная самодеятельность и песни – неотъемлемая часть моей жизни, – продолжает Нина Сапончик. – Природа генетически по линии прабабушки одарила наш род редкими вокальными и музыкальными данными. Пою я с детства, но всегда жалела, что не имела возможность получить музыкальное образование. Зато этот пробел восполнила в своих детях и внуках.

Всегда, когда случались свободные от работы и семейных дел минуты, я бежала на репетиции в КБО или городской Дом культуры: обожала петь и не могла жить без песни, в песнях я отдыхала. И только будучи уже на пенсии у меня появилось время полностью посвятить себя любимому делу.

Песни – это состояние души, они окрыляют, помогают легче переносить трудности и сложности в жизни. Сегодня я участвую в трёх ветеранских самодеятельных коллективах. В моём альтовом репертуаре более двухсот разнообразных песен и вокальных партий.

И хотя песенный талант рождается у людей как редкий дар, по воле природы, вокалист должен постоянно учиться и работать над собой, – подчёркивает Нина Викторовна. – В свои уже немолодые годы, чтобы сохранить вокальную форму, держать творческую планку, я регулярно хожу на репетиции, советуюсь со своими художественными руководителями, сверяюсь творчески. А они у нас на редкость талантливые и преданные своему делу. Это замечательный хормейстер и художественный руководитель от Бога Тамара Даниловна Дубовец; концертмейстер большой музыкант Владимир Николаевич Звертовский; виртуозы-музыканты и одарённые художественные руководители Алла Адамовна Журавская (коллектив «Речицкие зори» ДКиТ «Нефтяник») и Анна Владимировна Григоренко (коллектив «Ивушки» Центра соцзащиты населения).

Благотворительная акция для детей-инвалидов с участием Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича (д. Козье, август 2013 г.)
Благотворительная акция для детей-инвалидов с участием Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича (д. Козье, август 2013 г.)

А сколько в нашем городе и районе талантливых, творческих, не стареющих душой ветеранов - самодеятельных артистов! И сегодня для меня самое ценное – это люди, которые меня окружают, признаётся наш юбиляр. – Среди них – Софья Хулуп, Нина Лученок, Михаил Карасёв, Николай Стрижак, Нина Мороз, Анна Стельмашок, Наталья Рогова, Джон Агафонов, Маргарита Чечет, Людмила Авдеенко, Валентина Фокина, семейная пара Майя и Владимир Кустовы, Александр Никульшин (агрогородок Холмеч), Раиса Савенок, Валентин Лоханский, Тамара Грабок, Инна Давыденко, Людмила Корбатенко, Александр Ежов, Светлана Белая, Светлана Дмитриенко, Александр Рубан, Людмила Кардаш и другие.

Нас, ветеранов, радует, что мы востребованы публикой, и хотелось бы почаще ездить с концертами по нашему району и Гомельщине. А это, к сожалению, в последние годы не получается из-за разных проблем с транспортом.

В конце прошлого года по приглашению Центра Этнических и Национальных меньшинств из бельгийской провинции Льеж и семьи господина Мишеля Ван Рутхоренса из города Лёз-ан-Эно у меня с внуком Дмитрием были двухнедельная поездка и интересные встречи с жителями и публикой этой страны. Принимали тепло и гостеприимно. И что Бельгия положила глаз на нас, речицких, – это хорошо и серьёзно. Мы становимся известны, раз нас приглашают.

Я пела в городах Турне и Лёз-ан-Эно, в православном храме, католическом соборе, семьях. Фламандцам славянского происхождения нравятся старинные русские, старые военные и красноармейские песни, а особенно патриотические из репертуара ансамбля имени Александрова. А услышав в моём исполнении бархатным альтом «Калину красную», публика подпевала и поддерживала меня своими овациями.

Когда же я чётко мощным вокалом начала петь «Бухенвальдский набат», весь зал встал и замер: люди чувствуют энергию, трагизм и актуальность этой песни…

И как бы завершая свой рассказ, мой собеседник подчёркивает:

– Я хочу подольше оставаться на сцене и со своими коллективами. Ведь у нас столько красивых песен, да и публика, и сцена ещё держат, слава богу!

Сегодня же моя жизнь проходит активно и радует. А когда меня спрашивают, как обычно у людей пенсионного возраста: «Как здоровье?», отвечаю: «А мне о нём думать некогда. Что и вам советую».

– Нина Сапончик не только талантливая певица, – говорит со своей неизменной улыбкой на устах Софья Хулуп, староста районного хора ветеранов, – у неё ещё много юмора и откровенных слов, которые дарит людям, особенно в неофициальной обстановке, положительные эмоции и здоровое, весёлое настроение.

Эпилог

Из бывшей большой семьи Нины Сапончик сегодня в здравствующих лишь остались две её родные тёти: Нина Киселёва, заслуженный артист БССР (живёт в г. Минске) и Елизавета Киселёва-Матеш, почётный ветеран текстильной промышленности Латвийской ССР (живёт сейчас в г. Гродно).

Старшая сестра Татьяна Свириденко работала в Речицкой СШ № 4, живёт со своей семьёй в нашем городе. Младшая сестра Лилия Вишняк стала виртуозом-музыкантом и талантливым художественным руководителем; к сожалению, жизнь её оборвалась трагически в расцвете сил и таланта.

Трое детей Нины Сапончик нашли себя в выбранных профессиях, стали уважаемыми людьми, имеют свои семьи. Дочь Любовь Сапончик-Ревенкова имеет музыкальное образование и высшее сельскохозяйственное – преподаватель-предметник в Речицком аграрном колледже. Старший сын Павел работает в одном из подразделений ПО «Белоруснефть»; младший Алексей – в городском водоканале. Оба активные и талантливые участники художественной самодеятельности.

Дети порадовали Нину Викторовну семью внуками и правнучкой, в которых она души не чает.

Несмотря на активную общественную занятость, Нина Викторовна охотно и много занимается огородничеством на своём земельном участке. Кроме овощных культур у неё много цветов: одних только тюльпанов более десятка сортов, много пионов, гладиолусов, георгин. Но её самые любимые цветы – розы. До самых заморозков радуют глаз хризантемы. Кто идет по улице, обязательно залюбуется.

И сейчас в её домашнем хозяйстве немало дел и забот. Сдаваться возрасту она и не собирается – ей до этого, как всегда, некогда.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity