Общество > Персоналии

1686

Люди земли Речицкой. Альберт Штукарь. Юбилей художника

 +

Наш город славится многими талантливыми художниками. 80 лет назад в Речице родился Альберт Аркадьевич Штукарь, самобытный мастер кисти, ушедший из жизни в 2006 году. Сегодня наш рассказ о его творчестве.

Альберт Штукарь. 2000 г.
Альберт Штукарь. 2000 г.

С детских лет Альберт увлекался рисованием, прошёл серьёзную школу живописи под руководством Леонида Абрамовича, у которого он занимался вместе с Эдуардом Агуновичем, Владимиром Капшаем и Виктором Бусловым в кружке рисования, работавшем тогда в городском Доме пионеров. Здесь интерес к художественному творчеству сформировался и вырос, чтобы остаться на всю жизнь.

«Встречу с художником Леонидом Абрамовичем называет главным событием, определившим формирование его как личности. За несколько лет обучения в изостудии Альберт Штукарь сумел освоить главные принципы живописи и рисунка. Сегодня, глядя на профессионально выполненные пейзажи Альберта, трудно поверить, что их автор не имеет художественного образования», – вспоминает речицкий художник и скульптор Максим Пожарицкий.

В 1955 году Альберт Штукарь окончил среднюю школу № 3, затем – Речицкое медицинское училище, где обучался по специальности «Фельдшер». В дальнейшем ему довелось освоить еще немало профессий, но тяга к искусству жила в душе всегда. С этюдником в руках его можно было встретить в разных уголках Речицы практически ежедневно.

Альберт Аркадьевич – художник многоплановый. С большой любовью он писал родной город, его улицы и переулки, перекрёстки дорог, старые и новые здания, парки, берег Днепра. Художник по-особенному понимал и чувствовал Речицу, которую часто изображал залитой солнцем. Через его картины, как через окна, можно увидеть разнообразные уголки города: «Остановка», «Собор», «Старый замок», «Утро в городе» и другие.

Много работал художник и в жанре натюрморта, который получал у Штукаря новые акценты, служил для выражения мировоззрения автора. Эти картины несут в себе философский взгляд живописца, и даже подбор предметов на них не случаен. Вглядевшись внимательно, зритель понимает смысл, связывающий воедино все изображенное на полотнах: «Диалектика», «Роза и библия», «Грешный рай», «Натюрморт с книгой» и многих других.

«Натюрморт с книгой»
«Натюрморт с книгой»

Художник живо откликался на различные социальные проблемы, таким темам посвящались целые триптихи его картин. В творческом наследии Штукаря есть работы на чернобыльскую тематику, – «Клеймо», «Речицкая Богоматерь», находящиеся в фондах Речицкого краеведческого музея. В частности, на последней изображена Богоматерь, защищающая наш город от крайних проявлений и последствий радиационной опасности, а также укрывающая Речицу от любых бед и несчастий.

«В среде живописцев существует извечный спор: одни считают главным, что изображено на картине (композиция, тема, смысл и т. д.), другие считают главным, как изображено (цвет, колорит, передача материальности). Если в пейзажах Альберт – академический живописец школы Абрамовича, то в сюжетных композициях мы видим совершенно другого художника. Он смело идет на творческие эксперименты. Вспоминаю картину «Совесть» (портрет Александра Солженицына), где в форме очертания границ СССР художник использовал колючую проволоку. Для автора «Архипелага Гулага» символ наиболее подходящий, – вспоминает Максим Пожарицкий. – …Штукарь пишет наполненные тишиной и спокойствием пейзажи Речицы или песчаные берега Днепра, и он же изображает скелет, обвитый змеей, в картине «Медитация». Особое место в творчестве Альберта Штукаря занимают композиции, раскрывающие глубокий, полный сложных символов мир человека, всерьез изучающего индийскую йогу и философию. Сидящим в позе «лотоса» изобразил он себя на автопортрете».

Альберт Штукарь был художником, ловившим своей кистью мгновения. Работы «Раніца», «7.40» и многие другие хранят эмоции, настроение и состояние души автора. Крупные и чистые мазки на его полотнах, сливаясь в разноцветный калейдоскоп, передают игру чувств мастера, отношение к миру, к жизни, к человеку. Живописи Штукаря присуща светлая и яркая цветовая гамма, и по отзывам зрителей, его картины несут заряд оптимизма.

«Утро в городе»
«Утро в городе»

В 1990–2000-е годы Альберт Штукарь был постоянным участником городских выставок. В 2000 году в выставочном зале Речицкого краеведческого музея состоялась персональная выставка художника.

В работах Альберта Штукаря запечатлён лик Речицы конца XX столетия, и они могут служить живой иллюстрацией жизни тех лет, что так важно для сохранения истории города. Художник оставил немалое наследие. Около двадцати этюдов и картин Альберта Штукаря хранится в фондах Речицкого краеведческого музея, более ста находятся в частных коллекциях речичан, а также у наших земляков, живущих в Америке, Канаде, Израиле, Германии и других странах. За время с момента ухода из жизни художника его работы регулярно экспонируются в составе сборных выставок, проводимых музеем, а также прошла персональная выставка мастера.

Наследие наших талантливых земляков – великое богатство, которым по праву гордится Речица и её жители.


При подготовке публикации использованы материалы Людмилы Коноваловой из книги «Речица. Дорогой столетий в будущее» и из книги «Дневники провинциального художника» Максима Пожарицкого

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity