Общество > Политика

1364

Болеслав Пирштук: в приоритете – улучшение экономических параметров

 +

Совсем недавно парламентская делегация нашей страны посетила Польшу. С вопроса о том, какие темы обсуждались во время официального визита, какие договорённости и в каких сферах достигнуты, началась наша беседа с заместителем председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Болеславом Пирштуком.

– Начну с того, что это был первый официальный визит белорусской парламентской делегации в Польшу. Раньше мы тоже получали приглашения, но только для участия в каких-либо мероприятиях, теперь же состоялся полномасштабный визит. Можно сказать, исторический. Наша делегация получила приглашение со стороны вице-спикера польского сейма Рышарда Терлецкого. Были проведены переговоры с маршалом сената Польши Станиславом Карчевским, руководством Министерства иностранных дел, Министерства сельского хозяйства, а также польскими бизнесменами.

В целом впечатления очень хорошие: на всех уровнях, где бы мы ни встречались, видели реальную заинтересованность партнёров. К сожалению, так сложилось, что за последние 15 лет у нас не было активных встреч и схем для переговорного процесса. На то были свои причины, в которые не хотелось бы углубляться. Но прошлый, 2016 год был очень продуктивным в плане развития контактов. Были заложены некие предпосылки для более активного сотрудничества.

– И каким образом будет выстраиваться дальнейшая работа?

– В Национальном собрании Республики Беларусь шестого созыва создана рабочая группа по сотрудничеству с парламентом Польши. В неё вошли 17 депутатов. В Парламенте Польши функционирует аналогичная группа дружбы. Во время визита в Польшу мы договорились, что весной белорусско-польская группа дружбы соберётся в полном составе в Минске, где будет сформирована дорожная карта сотрудничества. Планируется обсудить и некоторые конкретные предложения, что поможет нам вывести на новый уровень контакты, которые касаются, в первую очередь, бизнеса и инвестиций, приграничного и гуманитарного сотрудничества. Не исключено, что с польской стороны на заседании группы дружбы будут присутствовать заинтересованные бизнесмены.

С поляками мы готовы создавать совместные предприятия, нам интересны их инвесторы. История знает немало случаев, когда в нашу страну приходит польский бизнес, размещает свои производства. Как правило, партнёров устраивает режим преференций, они отмечают хороший уровень образования белорусов, особенно, что касается среднего специального. Они считают наш персонал на всех уровнях очень квалифицированным. Во время визита мы обсуждали и возможные проекты в парке «Великий камень», где существуют беспрецедентные льготы. Как я уже говорил, состоялась встреча с польским бизнесом – на разговоре присутствовали более двух десятков местных бизнесменов. Больше всего схем сотрудничества к настоящему времени у нас наработано по Брестской области.

Со стороны партнёров есть интерес к сфере образования и науки. Поляки предлагают обмениваться студентами и хотят активнее контактировать с Национальной академией наук Беларуси. И отдельная тема для разговоров – наши ИT-технологии. В Польше очень хорошо знают о Парке высоких технологий и не раз нам говорили: «Вы, белорусы, молодцы, очень далеко вперёд в этом плане ушли. У нас нет такой базы, нет таких ярких примеров, и мы, конечно, хотели бы позаимствовать этот опыт». Тут не поспоришь: в этом плане Беларусь действительно может похвастаться хорошими наработками, мощными компаниями и проектами. 

Главная задача, которая сейчас стоит перед Беларусью и Польшей, – выйти на улучшение экономических параметров, подправить экономическую базу. Если мы сможем нарастить эти показатели, проще будет реализовать другие программы, например, в сфере образования и медицины.

– Болеслав Казимирович, Будет ли продолжена практика расширения межпарламентских связей? С какими странами планируется развивать сотрудничество?

– Депутатский корпус активно развивает международное сотрудничество в русле внешнеполитических приоритетов белорусского государства. В апреле 2016 года, обращаясь с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, Президент нашей страны дал чёткий посыл Парламенту укреплять свои позиции на международной арене. Он подчеркнул, что, сохраняя связи с Российской Федерацией, её регионами, надо расширять сотрудничество с европейскими парламентариями и со странами Юго-Восточной Азии, Америки и Африки.

Белорусские парламентарии с каждым годом всё более активно работают на международной арене, и в 2017 году предстоит весьма насыщенная деятельность в этом направлении.

Ярким свидетельством тому является взаимодействие на международных парламентских площадках. Сейчас полным ходом идёт подготовка к 26-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ), которая пройдёт в июле 2017 года в Минске. По линии этой авторитетной организации в конце февраля этого года мы планируем принять участие в зимнем заседании ПА ОБСЕ. А в середине марта ожидаем визит в нашу страну председателя ПА ОБСЕ Кристин Муттонен.

Кроме того, в рамках председательства Республики Беларусь в 2017 году в Центральноевропейской инициативе (ЦЕИ) в мае и ноябре в Минске пройдут заседания Парламентского комитета и Парламентской ассамблеи ЦЕИ. В этой связи особую значимость приобретает активизация связей с парламентами Центрально-Восточной Европы. Уже в этом году мы впервые ожидаем визиты в Республику Беларусь председателей парламентов Словакии и Чехии.

Неизменным вектором международной парламентской активности является сотрудничество с государствами Азии. В последнее время у нас значительно активизировался диалог с пакистанскими коллегами. В начале февраля в Палате представителей состоялась встреча с Председателем Сената Парламента Пакистана Мианом Раза Раббани. На апрель прорабатывается официальный визит в Пакистан парламентской делегации Республики Беларусь во главе с Председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимиром Андрейченко.

В этом году планируются визиты в нашу страну руководителей парламентов крупнейших государств мира: Индии, Китая и Пакистана.

Также планируем принять активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Межпарламентского союза, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Традиционно активное и тесное сотрудничество у нас развивается с коллегами по СНГ. В марте ожидается официальный визит в Республику Беларусь Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нурлана Нигматулина.

В 2016 году Парламент Республики Беларусь получил статус наблюдателя в Латиноамериканском парламенте. В декабре прошлого года в Панаме мы приняли участие в заседании его Генеральной ассамблеи, достигнут ряд договорённостей, которые мы планируем реализовать уже в этом году.

В контексте недавнего визита Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в страны Африки (Египет и Судан) будем активизировать сотрудничество с государствами Африканского континента как на двустороннем уровне, так и на многостороннем.

При этом необходимо подчеркнуть, что все международные мероприятия, в которых принимают участие белорусские парламентарии, направлены не только на повышение политического имиджа Республики Беларусь, но и на активное продвижение экономических интересов нашей страны за рубежом.

– Какие законопроекты будут рассмотрены на ближайшей сессии?

- На сегодня в «парламентском портфеле» находится более 40 законопроектов, которые будут вынесены на рассмотрение депутатского корпуса в ходе весенней сессии. В ближайшее время в Палату представителей поступит ещё порядка 20 плановых документов. Работа предстоит большая.

Наша ключевая задача – законодательное обеспечение реализации Программы социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы. Поэтому самое пристальное внимание будет уделяться законопроектам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности белорусской экономики, раскрепощение деловой инициативы, развитие конкуренции, активизацию взаимодействия государства и бизнеса при реализации социально значимых проектов.

В частности, это проект Закона «Об инвестиционных фондах», принятие которого будет способствовать формированию эффективного механизма инвестирования долгосрочных ресурсов в национальную экономику, повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования и граждан. Ведётся доработка проектов, предусматривающих корректировку Законов «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», по вопросам государственно-частного партнёрства. К слову, вопросам государственно-частного партнёрства был посвящён прошедший в Парламенте в феврале этого года семинар с участием представителей государственных органов, науки, бизнес-сообщества, международных экспертов, в ходе которого обсуждались проблемы и перспективы этого нового для страны института, внесены конкретные предложения по его совершенствованию.Большое внимание парламентарии уделяют повышению социальной защиты граждан, особенно наименее защищённых категорий. Так, на весенней сессии планируется рассмотреть законопроект о корректировке Закона «О социальном обслуживании», которым расширяются доступность социальных услуг, формы социального обслуживания, а также возможности для применения государственного социального заказа в этой области.

Ведётся доработка ко второму чтению проекта новой редакции Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Документом предусматривается усиление социальных гарантий семьям с детьми-инвалидами, женщинам, получающим пособие по беременности и родам в невысоких размерах, предоставляется право на получение такого пособия отдельным категориям, которые ранее его не имели.

В поле зрения депутатов находятся также вопросы укрепления здоровья нации, повышения качества и доступности медицинских услуг. Совершенствуется законодательство о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, о преду-преждении распространения социально опасных заболеваний, о развитии физической культуры и спорта. Соответствующие законопроекты будут вынесены на вторую сессию.

Также планируется принять законодательные решения по вопросам обороны, борьбы с терроризмом, охраны общественного порядка и ряд других. Здесь особо отмечу законопроект о корректировке административного законодательства, инициированный депутатами Палаты представителей на основе анализа правоприменительной практики, различных обращений граждан. С его принятием, в частности, будут решены вопросы необоснованного включения в так называемые «жировки» дополнительных жилищно-коммунальных услуг, расширены возможности освобождения граждан от уплаты государственной пошлины, урегулирован ряд других поднимаемых избирателями вопросов.

– А насколько активно в работе над законопроектами депутаты изучают и учитывают зарубежный опыт? Есть ли примеры, когда использовались наработки других стран?

– При подготовке законопроектов их разработчиками всегда изучается относящиеся к предмету правового регулирования законодательство Республики Беларусь, а также законодательство иностранных государств, практика их применения. Те моменты, на которые всегда обращается внимание при работе депутатов Палаты представителей над законопроектами, – результаты мониторинга и положительный опыт правоприменительной практики государств – членов Евразийского экономического союза, государств- участников СНГ, международно-правовая база.

Так, например, при подготовке закона об экспортном контроле учитывались положения модельных законов СНГ, а также Федерального закона Российской Федерации «Об экспортном контроле», а при подготовке новой редакции закона о защите растений –– положения Договора о Евразийском экономическом союзе, Международной конвенции по карантину и защите растений, а также Закона Республики Казахстан «О защите растений».

Кроме того, в настоящее время в Палате представителей готовятся к рассмотрению законопроект о государственных закупках товаров (работ, услуг) (его положения направлены на реализацию Договора о Евразийском экономическом союзе) и законопроект об инвестиционных фондах (с учетом опыта иностранных государств в сфере коллективных инвестиций).

При этом для использования положительного зарубежного опыта в работе с законопроектами для депутатского корпуса проводятся обучающие семинары, «круглые столы», конференции, форумы с участием международных специалистов и экспертов. Так, депутаты Палаты представителей недавно приняли участие в конференции на тему «Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития в Беларуси», семинаре на тему «Государственно-частное партнерство: мировой опыт, правовое регулирование и перспективы развития в Республике Беларусь».

– Болеслав Казимирович, работая в округе, какие вопросы приходится решать? Какие темы чаще всего поднимают граждане на личных приемах?

– Раз в месяц я как депутат провожу прием граждан в своем избирательном округе. Вопросы, с которыми приходят на прием граждане, самые различные.

Как минимум 50 процентов касаются жилищно-коммунальных проблем, поднимаются земельные споры, вопросы по транспорту, трудоустройству, а также социальной защиты граждан. Иногда люди приходят с конкретными предложениями: например, как привлечь инвесторов, создать новые рабочие места. В последний раз обсуждалась интересная тема –– создание клуба по изучению белорусского языка. Я был в приятном смысле удивлен, что достаточно молодые люди по зову сердца собрались, своими силами пытаются поднять пласт нашей истории и восполнить пробел, который в свое время был допущен. Согласитесь, это хороший посыл.

Один неравнодушный гражданин, пришедший ко мне на прием, считает, что нашей стране надо активнее перенимать опыт Китайской Народной Республики, его впечатляют достижения Поднебесной. С этим можно согласиться, а можно и нет. В Китае, к примеру, далеко не все граждане получают пенсию: у нас такое вряд ли можно себе представить. В работе китайских властей с населением нет прямых линий, приемов граждан и так далее: решать проблемы самостоятельно не просто право, а обязанность гражданина. Проблема пробок в том или ином населенном пункте может периодически решаться элементарно: гражданам попросту запретят пользоваться автомобилем. Словом, в Китае свои нюансы, а в Беларуси –– свои.

Ещё одна проблема, с которой нередко приходят люди, –– нехватка детских садов в новых микрорайонах. Мы сейчас думаем, как решить задачу по строительству дополнительных детских садов во всех регионах страны. Есть несколько вариантов, в том числе инвесторы, которые готовы при определенных условиях пойти навстречу и вложить деньги.

Вообще в регионах возникает немало трудностей. И важно то, насколько быстро мы их устраняем. Главная задача, которая стоит сейчас, –– поддержать реальный сектор экономики и создавать рабочие места. У каждого человека должно быть достойное рабочее место. Каждый должен иметь возможность при желании развивать собственный малый бизнес, с четкими и стабильными условиями. Наша цель, законодателей –– выстроить систему таким образом, чтобы люди работали спокойно, смело, и научились зарабатывать, в том числе самостоятельно.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети