12/05/2019

Психолог Речцкого СПЦ: родителям о компьютерной зависимости детей

О компьютерной зависимости впервые заговорили в начале 80-х годов прошлого века американские ученые. В настоящее время с бурным распространением различных электронных устройств и развитием сети интернет эта проблема стала очевидной и актуальной даже для простого обывателя.

О компьютерной зависимости впервые заговорили в начале 80-х годов прошлого века американские ученые. В настоящее время с бурным распространением различных электронных устройств и развитием сети интернет эта проблема стала очевидной и актуальной даже для простого обывателя.

Интернет. Плюсы

Конечно, утверждать, что персональный компьютер – это абсолютное зло, было бы глубоким заблуждением. Разумеется, рациональное использование информационных технологий может быть эффективным орудием воспитания и обучения.

Например, по данным некоторых исследователей многие компьютерные игры составляются так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах, что ведет к развитию у детей таких важнейших операций мышления, как обобщение и классификация.

Кроме развития интеллекта детей, во время работы на компьютере активно формируется зрительно-моторная координация, скорость реагирования, внимание.

Интернет. Минусы

Вместе с тем чрезмерное увлечение ребенка компьютером и интернетом может привести к развитию компьютерной зависимости. Такому влиянию в большей степени подвержены дети с неустойчивой психикой, крайне впечатлительные, испытывающие проблемы в социальном взаимодействии, самораскрытии, а также дети, недополучающие родительского тепла и внимания. Суть подобной зависимости фактически можно определить так: «Навязчивое желание войти в интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из интернета, будучи on-line». По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире.

Родителям стоит обратить внимание на следующие симптомы, которые могут свидетельствовать, что у ребенка возникли проблемы с использованием компьютера:

– частая проверка своих аккаунтов в социальных сетях;

– постоянное ожидание следующего выхода в сеть;

– непреодолимая тяга поиска разнообразной информации, не связанной с обучением или работой в интернете (веб-серфинг);

– невозможность добровольно отвлечься от компьютерной игры или нахождения в интернете в установленные сроки;

– сильная раздражительность, а порой агрессивность при вынужденном отвлечении;

– расходование больших денег на интернет-игры (например, World of tanks);

– забывание о своих основных обязанностях, встречах и договоренностях из-за игры на компьютере или нахождения в сети;

– пренебрежение собственными здоровьем, гигиеной, режимом питания и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

– ощущение значимого эмоционального подъема во время работы с компьютером;

– зацикленность на компьютерной тематике в общении с другими людьми.

Родителю также следует знать и помнить, что, помимо урона психическому здоровью, связанному с формированием интернет-зависимости, всемирная паутина содержит ряд непсихологических опасностей, подстерегающих юных пользователей.

Среди них особую опасность представляют:

– доступ к деструктивному содержимому: порнографии, группам смерти, пропаганде наркотиков, насилия, экстремистско-религиозных идеологий и т. п.;

– сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети (полное имя, адрес, номер интернет-кошелька, банковской карты родителей, места прогулок, время возвращения домой членов семьи и пр.);

– контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, социальных сетей и т. д. (среди них могут быть как мошенники, выпытывающие конфиденциальную информацию, так и люди с маниакальными наклонностями);

 – угроза заражения компьютера вредоносными программами;

– неконтролируемые покупки в интернет-магазинах, игра в интернет-казино и виртуальных тотализаторах и т. п.

К примеру, по данным онлайн-опроса, 48% пользователей сети до 14 лет не просматривают интернет-ресурсы с нежелательным содержимым. Поведение остальных складывается так: 39% опрошенных признались, что посещали порносайты, 19% наблюдали в сети сцены насилия, 16% юных пользователей посещали ресурсы, посвящённые азартным играм.

Наркотическими веществами и алкоголем интересовались в сети 14% детей, экстремистские и националистические ресурсы посещали ещё 11% юных пользователей.

При этом в 48% тех, кто не заходил на сайты описанной тематики, входят как ребята, которые пользуются сетью исключительно под надзором взрослых, так и те, кому доступ к подобным ресурсам запрещён специальными программными средствами: ни для кого не секрет, что некоторые ресурсы загружаются автоматически при посещении определенных сайтов с вполне невинным содержанием.

В связи с этим родители должны помнить, что дети и подростки нуждаются в самовыражении и самореализации. Часто, за неимением или незнанием других средств выражения своих мыслей и энергии, они обращаются к интернету и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. И это зачастую оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками.

Что делать?

Для того чтобы справиться с негативным влиянием новых технологий на психическое и физическое здоровье детей, родителям необходимо в полной мере осознать силу как позитивного, так и негативного воздействия персонального компьютера и сети интернет на ребенка и научиться управлять этой силой, самим овладев премудростями современных информационных технологий.

Знать, что для предотвращения возникновения привязанности к компьютеру, прежде всего, необходимо разнообразить круг интересов и занятий ребенка, показывая при этом растущему человеку, что существует масса других интересных дел, которые позволяют пережить острые ощущения, получить признание, реализовать свои планы и мечты.

Важно понимать, что пример самих родителей в их хобби и увлечениях может помочь ребенку выбрать правильный путь развития. Очевидно, если папа и мама сами предпочитают общение с компьютером другим видам деятельности, то стоит ожидать подобного поведения и от их ребенка.

В экстренных случаях, когда зависимость становится неуправляемой, необходимо обращаться к соответствующим специалистам: психологам, детским психотерапевтам, психиатрам.



--- взято с сайта dneprovec.by ---