28/10/2016

Куда идет дорожная пошлина: Минтранс и депутаты разошлись во мнениях

Депутаты белорусского парламента считают, что на местах не хватает средств на ремонт дорог, в Минтрансе утверждают, что все деньги расходуются именно на ремонт и строительство дорог.

Депутаты белорусского парламента считают, что на местах не хватает средств на ремонт дорог, в Минтрансе утверждают, что все деньги расходуются именно на ремонт и строительство дорог.

В 2017 году все средства, собранные в виде госпошлины за допуск автомобиля к участию в дорожном движении, будут, как и в предыдущие два года, перечисляться в Республиканский дорожный фонд. Именно из этого источника в стране ведется основной объем дорожных работ. В Минтрансе Беларуси, который является основным распорядителем этих средств, считают, что все они расходуются по целевому назначению.

Между тем, жители белорусских городов и местные власти недовольны состоянием основных автомагистралей и дорожным покрытием на улицах. С такими запросами они обращались к депутатам прошлого, пятого созыва.

Sputnik попытался разобраться, что происходит со средствами дорожного фонда и стоит ли ждать в 2017 году улучшения ситуации.

Парламент: средства расходуются несправедливо

Госпошлина за допуск автомобиля к участию в дородном движении была введена в 2014 году. Тогда же было определено, что 50% собранных средств будут поступать в республиканский бюджет, а остальные — в местные бюджеты. С возобновлением ранее закрытого дорожного фонда половина средств стала перечисляться туда. В 2017 году такой механизм распределения средств сохранится.

Вопрос распределения средств дорожной госпошлины был поднят на одном из последних заседаний сессии Палаты представителей пятого созыва. Депутат Ольга Политико, прошедшая, кстати, в новый парламент, отметила, что новый состав парламента должен заняться ревизией механизма формирования дорожного фонда и выяснить, почему средства, собранные в виде госпошлины за допуск авто к участию в дорожном движении, не доходят до местных дорожно-строительных организаций.

Она отметила, что из года в год размер госпошлины для физлиц растет, а нареканий на качество дорог в глубинке становится все больше. "Это один из самых часто задаваемых вопросов. Люди платят все больше, а результатов не видят. Это задача следующих депутатов — пересмотреть, как тратятся деньги дорожного фонда, туда ли они идут, куда нужно", — сказала депутат.

По ее мнению, было бы целесообразно закрепить законодательно норму о том, что 25% средств собранной в том или ином регионе дорожной госпошлины должны в этом же регионе и оставаться.

Дорога стала шире, на ней по две полосы в каждую сторону
Дорога стала шире, на ней по две полосы в каждую сторону

Меньше капремонта, больше внимания ямам

В среду был официально опубликован закон о республиканском бюджете на 2017 год.

Подъезд к деревне Васильково Речицкого района: так ямочный ремонт производить не надо
Подъезд к деревне Васильково Речицкого района: так ямочный ремонт производить не надо

Как следует из материалов бюджета, в 2017 году расходы Республиканского дорожного фонда составят 529 миллионов рублей, столько же составит и доходная часть, сообщил в ходе пресс-конференции начальник управления содержания дорожной сети департамента "Белавтодор" Минтранса Александр Головнев.

По его словам, дорожный фонд формируется не только за счет средств госпошлины. В доходную часть поступает сбор с иностранных государств за выдачу разрешений международным автоперевозчикам, плата за проезд большегрузных автомобилей по белорусским дорогам, средства, собранные от пользователей платных автодорог.

"Говорить о том, что достаточно или недостаточно средств — это не совсем корректно, потому что планы всегда опережают возможности государства. Все зависит от экономики страны, и если посмотреть в процентах, то финансирование содержания дорог в следующем году увеличится на 16%, текущий ремонт — на 36%, строительство — на 10%, единственное падение — это капремонт, финансирование которого составит только 73% к 2016 году", — сказал Головнев.

Он подчеркнул, что такое направление расходования средств не случайно.

"Мы сознательно пошли на уменьшение капремонта и на увеличение текущего ремонта, потому что за счет улучшения покрытий мы выйдем на более качественную дорожную сеть", — сказал он.

Госпошлина и техосмотр

В Минтрансе признают, что вопрос уплаты госпошлины — непопулярное решение.

Как отметил в ходе пресс-конференции заместитель министра Александр Шишко, в Беларуси многие люди не проходят техосмотр, чтобы не платить госпошлину.

В то же время они продолжают эксплуатировать свои автомобили.

Прохождение техосмотра. Фото Константина Чалабова
Прохождение техосмотра. Фото Константина Чалабова

По мнению замминистра, от такой позиции несет потери не только бюджет, но и сами граждане, которые подвергаются опасности.

"К сожалению, много людей, которые не проходят техосмотр. Это вопрос глубже — не молодеет подвижной состав, надо больше внимания уделять своей безопасности", — сказал Шишко.

Он призвал внедрять российский опыт. "Нам надо перенимать опыт РФ, там подготовили проект федерального решения, которое запрещает участие в дорожном движении автомобилей, не прошедших техосмотр", — сказал Головнев.

Деньги тратим строго по назначению

В Минтрансе также выразили недоумение в связи со сложившимся в местных органах власти и у граждан мнением о том, что средства дорожного фонда и госпошлины в частности не всегда доходят до "болевых точек".

"Можно посмотреть на сайте Минтранса, на какие цели используются деньги. По итогам года мы соберем информацию и отчитаемся. Вопросы возникают о распределении денег между регионами. У каждого свои подходы, всем надо больше, но есть постановление Совмина — кому сколько идет. Целевое использование на контроле в Минтрансе и Госконтроле. Все пошлины идут только на дороги", — подчеркнул представитель "Белавтодора".

Головнев заметил, что вопрос сбора средств госпошлины зависит исключительно от добросовестности граждан.

Есть бюджет, но есть еще и кредиты

В Минтрансе отмечают, что сегодня в Беларуси дорожное строительство ведется не только за счет бюджетных средств. Многие проекты реализуются за счет кредитов. В частности, сейчас с привлечением ресурсов Всемирного банка идет строительство автодороги М6 Минск — Гродно, завершить ее реконструкцию планируется в 2020 году.

Также до конца года будет завершено строительство второй кольцевой автодороги вокруг Минска.

В планах на 2017 год — начало реконструкции автотрассы Р53 на участке от Кургана Славы до Смолевичей. Также продолжится строительство дороги Р23 на участке "Обход города Слуцк".

Кроме того, Минтранс уже приступил к реализации первого проекта дорожной концессии.

"Решение было принято привлечь специалистов ЕБРР для оказания консультативных услуг, разработки тендерных документов. Они уже приступили, к концу года получим условия тендера, это касается дороги М10", — сообщил Шишко.

Ожидается, что по этому проекту будет проведен открытый конкурс. "Во втором квартале проведем открытый конкурс с последующей передачей инвестору в концессию на 20 лет. Дорога проходит от Гомеля до Кобрина, на участке от Речицы до Калинковичей", — уточнил он.

По данным Минтранса, в Беларуси сейчас насчитывается более 86 тысяч километров республиканских, областных и местных дорог, из них 16 тысяч километров — это республиканские трассы.

По мнению ведомства, такая сеть позволяет удовлетворить все потребности в перевозках.



--- взято с сайта dneprovec.by ---