Экономика > Сфера услуг

3155

Скорость 140 и "рваный" интернет: испытываем скоростной поезд Гомель — Минск

 +

С 3 августа между Минском и Гомелем начал курсировать скоростной поезд № 707/708 в семивагонном исполнении — еще один безостановочный и еще один Stadler на этой линии. Впервые БелЖД запустила состав с бесплатным интернетом. TUT.BY прокатился с ветерком и оценил сервис.

Расписание без остановок

Новый поезд на вокзале Гомеля за несколько минут до отправления
Новый поезд на вокзале Гомеля за несколько минут до отправления

Два года назад БелЖД уже запускала безостановочные поезда между Минском и Гомелем: № 711 отправлялся из Гомеля в 6.17 и проделывал весь путь за 3 часа 24 минуты; еще один состав отправлялся в 7.59 и прибывал в Минск через те же 3 часа и 24 минуты.

Сейчас этих поездов в расписании нет. Два месяца назад, 3 июня, ежедневный поезд № 707/708 ввели в расписание, но тогда на маршрут в режиме подконтрольной эксплуатации выходил бело-синий Stadler в пятивагонной комплектации для поездов региональных линий (ЭПр). Сейчас же состав заменили на бело-зеленый семивагонный для межрегиональных линий (ЭПм). Тогда же, в июне, запустили безостановочный поезд № 709 Гомель — Минск, в пути он находится 3 часа 01 минуту. Правда, в обратном направлении (№ 710 Минск — Гомель) он все же делает короткие остановки в Бобруйске и Жлобине.

Таким образом, поезд № 707/708 — это единственный состав, который в обе стороны едет без остановок. Он же сейчас является и самым быстрым поездом между Минском и Гомелем: заявленное время — 2 часа 59 минут. Другим скоростным составам требуется от 3 часов 01 минуты до 3 часов 16 минут (они останавливаются в Жлобине и Бобруйске); остальным поездам нужно от 4 часов до 8 часов 21 минуты.

Межрегиональный InterCity-бизнес

С осени 2012 года БелЖД начала избавляться от понятий «электропоезд» и «дизель-поезд», «пассажирский поезд» и «скорый поезд» и вместо этого внедрила термины «поезд региональных линий», «поезд межрегиональных линий» и т.п. Поезда эти, в свою очередь, подразделяются на экономкласс и бизнес-класс. В системе нередко путаются сами железнодорожники, а на информационных табло на минском вокзале до сих пор используют слово «электропоезд». Пассажирам сложно понять, чем так привлекательны Кричев и Коммунары в инвестиционном отношении, что туда из Орши ходят поезда бизнес-класса, в то время как аналогичный состав из Калинковичей в Хойники является поездом экономкласса.

Само разделение на «линии» тоже не без изъяна. Почему скоростная электричка в Жлобин (Гомельская область, 200 км от Минска) относится к региональным линиям, а лишние 100 км до Гомеля делают ее межрегиональной? Почему дизель в желтой раскраске международных линий обслуживает пригородные маршруты на линии Калинковичи — Словечно?

Таких «почему» немало, и запуском нового скоростного состава между Минском и Гомелем БелЖД добавляет еще одно. В новостях о запуске поезда подчеркивается еще один термин: InterCity. Что это — новая «линия», или новый «класс», или новое название фирменного поезда? Быть может, слово InterCity теперь будет у всех скоростных безостановочных поездов между столицей и областными центрами? Этот момент пока неясен.

Билеты и ажиотаж

За несколько дней до поездки билеты на этот поезд раскупают почти полностью. Например, при заказе «сегодня-на-завтра» можно видеть лишь парочку свободных мест, а то и вовсе ни одного. На скоростной поезд, который из Гомеля отправляется чуть более часа спустя (№ 705, в пути 3 часа 05 минут с двумя остановками) билетов несколько десятков.

Обычный билет на новый поезд № 707 стоит 8 рублей 39 копеек (без комиссии и НДС — они тянут еще на 24 копейки), билет в «VIP-салон» — 11 рублей 62 копейки. На 705-м же билеты в вагоны разных классов стоят, соответственно, 8 рублей 39 копеек и 16 рублей 79 копеек. Самая дешевая «сидячка» в поезде, который проходит путь примерно за 5 часов, стоит 4 рубля 54 копейки, а билет в вагон СВ — 19 рублей 41 копейку.

Поскольку билет в новый поезд стоит ненамного дороже плацкарта в том же направлении, а уровень комфорта для многих представляется более высоким, то ажиотаж понять легко. Опять же, время — деньги: в 10 утра ты уже в Минске, и впереди целый день для решения своих дел. Из Минска в Гомель этот же поезд отправляется в 18.50 и прибывает в 21.49.

В отличие от обычных пассажирских поездов билеты здесь проверяют не у входа, а уже в пути. Если у пассажира электронный билет, то проводница сверяется с промышленным коммуникатором, прикрепленным к запястью. Это аппарат семейства Motorola Symbol MC65, работающий на Windows Mobile 6.5. Подобные девайсы можно встретить, например, у работников ресторанов быстрого обслуживания.

По словам проводниц, билет можно купить и у них уже после отправления поезда. Случаются, говорят, такие пассажиры, которые думают, что можно весь путь до Минска проделать без билета: на входе-то никто не проверяет. Если «заяц» откажется купить билет в вагоне, то по приезде на конечную с ним захотят побеседовать милиционеры.

Устройство вагонов

Новый поезд — семивагонный, производства Stadler, собран в Беларуси. Вообще у БелЖД уже 16 «штадлеров»-электричек, а еще 9 дизельных поездов производства польской компании PESA. Несмотря на скорость и комфорт, сопоставимые с таковыми у скорых пассажирских поездов, многие пассажиры все же отождествляют «штадлеры» с обычными электричками, только более комфортными. Но это привычное отождествление иногда путает.

У привычных электричек и дизель-поездов двери находятся у торцов вагона, а в салоне возле выхода написаны номера самих вагонов. У «штадлеров» двери — посередине вагона, и на этих же дверях обозначен номер, а дверей между вагонами нет. Если заходить в поезд с перрона, то проблем нет. Если же идти через весь состав, пытаясь отыскать свой вагон, — то могут возникнуть трудности с ориентацией. Например, вышли вы в туалет, возвращаетесь и не можете понять: это уже ваш вагон или еще нет? Прямо при нас одна женщина не могла сориентироваться, где заканчивается третий вагон и где начинается четвертый.

В основном пассажирские места сгруппированы по схеме 3+2, кроме нескольких мест, где с каждой стороны от прохода установлено по 2 пассажирских кресла. Мы специально выбрали место 62: и от окошка отделяет всего одно кресло, и прямо у прохода сидишь, при том еще и свободного места побольше. Многие пассажиры отмечают, что вообще у «штадлеров» немного места для ног и для вещей, которые не хочется забрасывать на верхние полки. Поэтому выбору кресла с запасом свободного пространства (и чтобы это кресло оказалось не возле туалета) стоит уделить пристальное внимание.

Кажется, что несколько сидений в левой части снимка не заняты. На самом деле там сидят дети — их скрывает высокая спинка. В вагоне нет ни одного свободного места
Кажется, что несколько сидений в левой части снимка не заняты. На самом деле там сидят дети — их скрывает высокая спинка. В вагоне нет ни одного свободного места

Кстати, о туалетах. Здесь они расположены во втором, пятом и шестом вагонах. В вагонах № 2 и № 5 их по два, в вагоне № 6 — один, зато приспособленный для пользования инвалидами. Итого пять санузлов на 382 пассажирских места. Получаем по одной уборной на 76 человек. Для сравнения: в привычном плацкартном вагоне одно отхожее место приходится на 27 человек, в общем — на 40 человек. Конечно, можно продолжать сравнение с 10-вагонной электричкой ЭР9, где всего несколько туалетов на тысячу мест, но ведь новый состав ЭПм — заведомо более комфортный, и подспудно ожидаешь, что с нужниками проблем не будет. Однако в течение почти всей поездки возле каждого из туалетов держится очередь в 6−7 человек, и рассасывается она лишь под конец пути, когда поезд уже едет в черте МКАД.

Поскольку в салоне в районе дверей низкий пол, а проход между вагонами сквозной, то в районе колесных тележек и проходов высота пола повышается, здесь сделано аж семь ступенек с наклонными переходами между ними.

У кресел есть крючки для сумок и опускающиеся подлокотники, в том числе между сиденьями. На спинках сидений — откидывающиеся столики. Если какой-то ряд сидений расположен ниже расположенного следом ряда (как раз из-за ступенек), то в таком случае столиков нет, иначе они бы упирались пассажирам в колени. Прикрепить их повыше не сумели.

Видно, что на спинке перед мужчиной столика нет, а вот на его кресле — есть.
Видно, что на спинке перед мужчиной столика нет, а вот на его кресле — есть.

В отсеке 1 класса (или, как его называют проводницы, VIP-салон) всего 16 мест, расположенных по схеме 2+2. Комфорт призвана обеспечить и раздвижная дверь, отделяющая салон 1 класса от накопительной площадки у дверей. На нашем рейсе в VIP-салоне ехали несколько пассажиров с детьми; ребята всю дорогу развлекались тем, что открывали-закрывали дверь в отсек.

Услуги

На мониторах, развешанных в каждом вагоне, показывают имиджевые рекламные ролики про Беларусь, про комбайны, трактора и грузовики. В перерывах между ними экраны транслируют сведения о самом поезде, услугах, «начинке» вагонов, а также показывают текущую скорость. Время от времени похожую информацию озвучивают из динамиков — но звук при этом очень тихий, надо напрягать слух, чтобы разобрать текст. В начале пути проводницы тоже рассказывают о составе — о подлокотниках и баре, о розетках и интернете и т.п. Проводница в нашем вагоне отчетливо произносила «ризетка».

Не можем не протестировать интернет — ведь это первый у БелЖД поезд с бесплатным вайфаем. Принцип доступа характерен для многих бесплатных хот-спотов. Сначала подключаемся к сети BelRW_Wi-Fi и запускаем браузер, который нас перенаправляет на страницу wifiportal.velcom.by. Здесь надо запросить четырехзначный код на свой мобильный телефон (СМС приходит в течение минуты) и потом ввести его для авторизации.

Если браузер вашего телефона не поддерживает такую переадресацию или не может обработать нажатие некоторых экранных кнопок, то интернета вам не видать. Скажем, простой кнопочный мобильник с поддержкой Wi-Fi и популярным браузером Opera Mini останется не у дел.

Соединение с сетью оказывается нестабильным, связь нередко рвется. Проводницы советуют в таких случаях повторить попытку во время проезда мимо какой-нибудь крупной станции. И вообще, говорят, желающих воспользоваться бесплатным интернетом много, а «еще не все настроено», вот соединение и разрывается. И работники уже несколько раз «говорили разработчикам». Еще, говорят, были случаи, когда антивирус смартфона отказывался пускать в сеть. В какой-то момент монитор соединений нашего смартфона показывает скорость в 168 Кбит/с, но длится такое счастье недолго.

Бортовое питание

Через полчаса после отправления по вагонам начинают катить тележку с продуктами: тут напитки и простые закуски вроде печенья и чипсов. Тележка движется достаточно долго: середины состава она достигает лишь через полчаса, на весь поезд уходит час. Передвижению мешают и очереди в туалет, и пассажиры, которые идут в бар: тележка занимает почти всю ширину прохода.

В третьем вагоне находится бар; между ним и четвертым вагоном — две стеклянные двери, — возможно, чтобы запахи с кухни не проникали в вагон. Пассажиры 1 класса могут заказать еду прямо себе в салон, остальные приходят и перекусывают за стойкой. Еду в баре нельзя назвать дорогой. Вот навскидку несколько ценников: чай — от 38 до 74 копеек, кофе от 73 копеек за растворимый до 1 рубля 38 копеек за натуральный, бутерброд с колбасой — 56 копеек, блинчики — 2 рубля 01 копейка, беляши — 2 рубля 36 копеек.

Скорость

Отправление из Гомеля по расписанию — в 07.00, фактически мы стартовали на минуту позже. В черте города едем со скоростью 35−39 км/ч, на окраине добираемся до 119, а после станции Буда-Кошелевская разгоняемся до 139 км/ч. Почему-то значения, заканчивающиеся на девятку, на мониторе показывались чаще всего. Жлобин и Бобруйск проходим на «гомельской» скорости в 39 км/ч, а вот Осиповичи проносятся почти со свистом: 68 км/ч. На максимальную скорость — 139 км/ч — выходим несколько раз: Буда-Кошелево, незадолго до Осиповичей, между Талькой и Пуховичами, между Седчей и Михановичами. Пару раз монитор показывает не 139, а ровно 140 км/ч.

К сожалению, кроме максимальной скорости и названий начальной и конечной станций, на экране больше нет ни слова полезной информации о поездке. Поскольку промежуточных остановок нет, то даже не понятно, где сейчас находится состав; а вокзалы мелькают так быстро, что не разобрать названий. Было бы неплохо, если бы дисплей все же отображал положение поезда в пространстве. Кстати, экран перед отсеком 1 класса вообще не работал.

В 9.38 проносимся через Руденск, на путях стоит «штадлер» в раскраске так называемых городских линий. Этому поезду на путь до Минска (41 км) с одиннадцатью промежуточными остановками требуется 48 минут ходу; наш состав пройдет этот же отрезок без остановок за 26 минут.

В Минск приезжаем с легким опозданием, в 10.04.

В Минск состав пришел к 13-му пути. Сейчас на маршруте работает состав ЭПм-002. По словам проводников, его пока чередуют с составом ЭПм-001, а потом они станут ходить параллельно либо в сцепке — такую возможность подтверждает и БелЖД.

Три часа пути прошли почти незаметно, а ноги у нас не затекли. Впрочем, мы то и дело прогуливались по составу, изучая его начинку и сервис. Быть может, у пассажиров, которые сидели у окошек и которым было сложнее выбраться в проход, ноги и устали.

Тем, кому удобнее ездить лежа, рекомендуем поспешить воспользоваться возможностью, пока БелЖД не «выпилила» спальные вагоны. Самый быстрый поезд с плацкартными вагонами (№ 86 Минск — Киев) проезжает от Минска до Гомеля за 4 часа 13 минут.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети