Общество

3304

Зоозащитники – кто они? или История о том, как несколько сердобольных барышень расшевелили Речицу

 +
[caption id="attachment_20350" align="alignleft" width="242"] Лора БОНДАРЕНКО[/caption]

Редакционный телефон порой напоминает горячую линию экстренной службы. Особенно часты в последнее время просьбы о содействии в спасении животных: то кошку жильцы закрыли в замурованном подвале на верную смерть, то котята загибаются от голода и насилия на улице, то собака раненая лежит во дворе у всех на глазах, медленно истекая кровью... Помогите, позвоните, куда надо, дайте координаты волонтёров, обычно слышится на том конце провода. Но один из последних звонков просто обескуражил. «В Речице существует целая общественная организация по защите животных, а нашу кошку с котятами некому пристроить, – сетовала женщина, инвалид второй группы, еле передвигающаяся по квартире. – Они ОБЯЗАНЫ приехать и забрать животных». Именно так – ОБЯЗАНЫ.

Да, действительно, в Речице существует зоозащитное движение. Периодически его активисты проводят акции, выступают в школах и, конечно же, спасают и пристраивают бездомных животных. О них знают. Но судя по звонку, о котором речь шла выше, далеко не все понимают, что собой представляет движение, как оно работает и кто такой волонтёр. Об этом наш разговор с одним из зоозащитников Ларисой БОНДАРЕНКО.

– Лариса, что собой представляет зоозащитное движение. Вы – это кто?

[caption id="attachment_20354" align="alignright" width="204"] Алла КАРИМОВА работает предпринимателем, муж и трое детей относятся к её увлечению с пониманием[/caption]

– Мы не общественная организация, а просто компания единомышленников, объединённая одной целью: помогать бездомным животным. В январе 2014 года создали свою группу в «Одноклассниках» – «Помощь бездомным животным, Речица». Социальные сети сейчас популярны. Когда начинали, нас было четыре человека. Четыре девушки, которые могли взять домой оказавшееся в опасной ситуации животное, выходить его и затем пристроить. Оговорюсь: всё это делалось и делается без фанатизма. У всех семьи: мужья, дети, мамы, которые зачастую против такой деятельности. Сейчас среди тех, у кого одно-временно может находиться 10–15 животных на передержке, человек семь–восемь. Благодаря группе в интернете появились отзывчивые граждане, время от времени приходящие на помощь. Они, как правило, берут на передержку одного–двух животных, помогают с кормом, транспортом, лекарствами и так далее.

Фотографии бездомных животных, их печальные истории и телефоны волонтёров-кураторов мы размещаем в своей группе в «Одноклассниках». Просим максимально распространить информацию. Так находятся новые хозяева. Периодически своих подопечных раздаём на рынке. К слову, с недавнего времени, чтобы отдать животное на рынке, необходима справка от ветеринара о том, что оно здорово. На мой взгляд, это верное решение. Также даём объявления в местные газеты, на телевидение.

[caption id="attachment_20357" align="alignright" width="229"] Евгения КОВАЛЕВСКАЯ – заботливая мама, активистка, умница и просто красавица[/caption]

Конечно, мы всячески привлекаем внимание к группе в «Одноклассниках» (ссылка на группу www.ok.ru/zoobezdoma). Сейчас у нас уже более 10 тысяч подписчиков. Хотя иногда нас упрекают, мол, у вас столько друзей, фото моего котика в интернете набрало тысячу «классов», а его так никто и не забрал. Что ж, бывает и так. По статистике около 70 процентов подписчиков группы из Беларуси, проживают они не только в Речице.

Остальные – из зарубежья. Да, пристроить животное с помощью интернета далеко не всегда удаётся, но таким образом зоозащитное движение ширится, популяризируется. И какой-то человек сегодня просто прочитает информацию, а завтра, возможно, уже не сможет пройти мимо.

– Другими словами, волонтёры – это, в общем-то, небольшая, но постоянная группа сердобольных барышень, которые готовы пожертвовать комфортом, потратить своё время, силы и средства для того, чтобы спасти бездомное животное. Как вы справляетесь с бесконечными просьбами приехать забрать животных. В редакцию порой звонят граждане, которые ищут волонтёров, чтобы избавиться от потомства своих же домашних питомцев.

– Действительно, часто звонят и просят: заберите животных. В таких случаях мы говорим: нужно время, чтобы найти человека, который их заберёт и займётся пристройством. Конечно же, у волонтёров не всегда есть такая возможность.

Важно понимать: забрать всех бездомных животных физически невозможно. Поэтому мы просим содействия. Как минимум хорошо бы сфотографировать собаку или кошку, чтобы затем разместить фото в интернете. Только приветствуется, когда люди указывают свои номера телефонов и впоследствии участвуют в дальнейшем пристройстве питомцев. Ещё лучше, если брошенное животное звонящий заберёт себе домой на передержку, то есть на время. Конечно же, собаку или кошку с улицы лучше показать врачу.

Есть и другие варианты сотрудничества. Например, можно составить нам компанию и вместе выйти на рынок, одному там стоять как-то не очень весело.

– Фото в интернете или всё-таки рынок – что эффективнее в плане пристройства?

– Никогда не знаешь. Бывает, простоишь на рынке день и никого не отдашь. А в это же время будут желающие забрать животное через группу в интернете. Однозначно сказать, что эффективнее, нельзя.

– С января прошлого года много ли удалось пристроить животных?

[caption id="attachment_20359" align="alignright" width="214"] Надежда СУПЕЕВА дарит людям праздник каждый день – продаёт цветы, в жизни рассчитывает на поддержку любимых мужа и сына[/caption]

– У нас в группе есть альбом «Счастливые истории», где мы помещаем фотографии пристроенных животных и их новых владельцев. В нём уже почти 600 фотографий.

Плюс ещё потеряшки – это животные, которые потерялись, а затем нашлись. В целом около 700 животных за это время нашли свой дом.

– Маленький бездомный щенок или котёнок – жалкое зрелище. Но это первые импульсивные эмоции, когда так и хочется забрать бедолагу себе. Но проходит время и… Часто ли пристроенных животных возвращают?

– Нет. И возвраты – это не так уж и плохо. Хорошо, когда новые хозяева связываются с нами. Хуже, если уже пристроенных питомцев вновь встречаешь на улице. Редко, но бывает, возвращают животных из-за аллергии у кого-то из членов  семьи, болезни, смены места жительства или, например, когда собака вырастает больше, чем предполагалось.

– Знаю, что сейчас вы передаёте животных новым хозяевам, заключая договор. Что он собой представляет?

– Это «Договор о передаче животного». В нём указываются данные волонтёра-куратора и нового хозяина. Прописаны обязанности хозяина: кормить, прививать животное, по возрасту стерилизовать и в случае, если что-то не так, – вернуть. Договор носит дисциплинирующий характер.

– Не так давно ваше движение инициировало сбор подписей в поддержку открытия в городе приюта для животных. Как решается этот вопрос?

– Это больная тема. Честно говоря, пока я не чувствую столько сил и возможностей у группы, чтобы мы смогли потянуть приют. По большому счёту этому надо посвятить жизнь, не надеясь, что кто-то будет убирать там, заниматься обеспечением едой, кормлением. Надо чётко понимать: это будешь делать ты. А, по сути,  нас семь–восемь активных человек, на которых можно рассчитывать. Все работают, у всех семьи и дети.

[caption id="attachment_20362" align="alignright" width="196"] Галина КЕЧКО – молода, активна, позитивна, замужем[/caption]

Ездили мы на экскурсии к зоо-защитникам в Мозырь и Брест. В Мозыре, например, на базе службы по отлову работает пункт временного содержания животных, с которым и сотрудничают волонтёры. Они кормят, лечат, стерилизуют животных за счёт средств благотворителей. Райжилкомхоз со своей стороны предоставляет базу – бывший асфальтный завод за городом вдали от жилых домов, оплачивает коммунальные услуги и содержит штат из четырёх сторожей с обязанностями по уходу за животными. Дежурят сторожа по суткам.

– Если питомец попал в такой пункт, это навсегда?

– Нет. Их пристраивают. Рассчитан пункт в Мозыре на 120–130 собак. Но на самом деле он постоянно переполнен. Поэтому отловленных бездомных собак прививают, стерилизуют, ставят специальные клипсы на уши и выпускают. Их уже не отлавливают. Каждые выходные волонтёры проводят акции на рынке и работают, как и мы, через интернет.

Вся эта работа в Мозыре, по сути, держится на энтузиазме одного человека – хрупкой женщины, у которой также муж, дети. Которая, имея высшее образование, ушла с должности педагога и в настоящее время трудится в пункте временного содержания сторожем.

В Бресте другая форма работы зоозащитного движения. Там волонтёры арендуют помещение бывшей казармы, где содержится порядка ста котов и ста собак.

Обслуживают эту ораву на постоянной основе опять же только два человека. Содержится приют за счёт средств волонтёров и благотворителей.

Что хотелось бы нам? Пусть это будет не приют, пусть будет где-нибудь за городом, подальше от плотной жилой застройки, заброшенный дом, куда можно добраться общественным транспортом. Там вполне возможно организовать небольшой пункт временного содержания на тот случай, когда животных, оказавшихся в опасности, попросту некуда деть. Мы в состоянии ухаживать за ними, кормить и пристраивать.

– Всё чаще от самих же активистов зоозащитного движения можно услышать, что приюты не панацея. Они быстро переполняются, и рано или поздно встаёт вопрос контроля численности питомцев. Как правило, животные там «зависают» пожизненно. А людей, готовых посвятить себя этому делу без остатка, единицы. Ваше мнение на этот счёт?

– Во многом согласна. Когда животное у тебя дома, хочешь не хочешь, а с его пристройством будешь шевелиться. В приюте же – другое дело.

– И всё же: как уменьшить количество бездомных животных?

– Думаю, со временем это произойдёт. Принципы зоозащитного движения становятся популярными, число людей, поддерживающих нас, увеличивается. Конечно же, пристроенные группой животные – капля в море. Но наша главная задача – формирование гуманного отношения к животным. Гуманного, значит, ответственного.

[caption id="attachment_20364" align="alignright" width="182"] Светлана КОЛОЦЕЙ по профессии экономист, по натуре добрый и отзывчивый человек, с мужем они воспитывают дочь[/caption]

И бездомных, и домашних питомцев надо стерилизовать. Добрых рук на всех не хватит. Количество волонтёров не растет так быстро, как количество бездомных животных. Вот, к примеру, у вас дома появились щенки, вы их раздали, а что дальше? У новых хозяев животное может не прижиться, убежать, заболеть и так далее. Где оно в таком случае окажется? На улице. А значит, будет бесконтрольное размножение, и армия бездомных увеличится.

Стерилизация – это действительно цивилизованное решение вопроса. Сейчас ветеринары делают
органосберегающие операции –удаляются только яичники, для наркоза не используются наркосодержащие препараты, анестезия вводится в спинномозговой канал, животные хорошо переносят операции. Мы практикуем раннюю стерилизацию, не дожидаясь, пока собака или кошка вырастут. Хотя делать это можно в любом возрасте.

– Напоследок посоветуйте, как обезопасить своего питомца?

– Не допускать самовыгул. Опасность представляют машины, жестокие люди, разносчики всевозможных заболеваний. С животным надо гулять вместе и держать на поводке. Можно на ошейнике записать телефоны, адреса хозяев. Если животное потерялось, обращайтесь к нам в группу. Информация в интернете распространяется  быстро, фотографии набирают много классов и животные находятся. Они всегда где-то рядом. Главное, чтобы не попали под машину или в отлов.

– Спасибо за беседу.

Оксана МШАР
Фото автора и из социальной сети «Одноклассники»


*  *  *

Стерилизация – цивилизованное решение вопроса уменьшения численности бездомных животных.

*  *  *

Количество волонтёров не растет так быстро, как количество бездомных животных. Добрых рук на всех не хватит. Стерилизуйте домашних питомцев.

*  *  *

Группа в «Одноклассниках» «Помощь бездомным животным, Речица» – ссылка www.ok.ru/zoobezdoma

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети