Общество

5614

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. Гордость и скорбь

 +

Как известно, решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением Центрального Комитета партии. Официальная цель ввода – предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства в жизнь и дела дружественной Советскому Союзу страны. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана. Однако довольно скоро ограниченный контингент (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в ДРА гражданскую войну. В том конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) — с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда   европейских стран – членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.

Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2 238 дней. Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность осуществлялись в несколько этапов: размещение по гарнизонам и охрана пунктов дислокации и различных объектов, ведение активных боевых действий совместно с афганскими соединениями и частями, переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями, участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения, подготовка к возвращению на Родину и осуществление полного вывода ограниченного контингента, в котором только численность войск составляла 140 тысяч, а еще огромное количество техники, вооружения, боеприпасов. Без преувеличения, это была уникальная, не имевшая аналогов в военной истории операция.

План вывода войск разрабатывался в строжайшей секретности. По свидетельству начальника оперативного отдела – первого заместителя начальника штаба 40-й общевойсковой армии генерал-лейтенанта Николая Чуркина, в первую очередь выводились отдаленные части, то есть «убирали усы». Зима, непроходимая местность, и батальон из провинции Бамиан вывозили вертолетами. Из Чагчарана и Файзабада части вышли своим ходом. После свертывания позиций на дальних рубежах войска перегруппировались в колонны и строго по графику продвигались через Шинданд к туркменскому городу Кушка и в узбекский Термез. Представьте: ежедневно в пути находилось почти девять тысяч единиц техники. Колонны двигались только в светлое время, а на ночь останавливались на специально оборудованных пунктах сбора. Душманы могли атаковать в любую минуту, поэтому выход основных частей прикрывали авиация и бойцы сторожевых застав. Вдоль дорог, чтобы закрыть колонны от вражеского огня, лежала  на бок опрокинутая бронетехника, подбитая в прошедших ранее боях. И вот наступило 15 февраля. Командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним из ограниченного контингента пересек «мост Дружбы» через реку Амударью.

Всего в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих, из них свыше 525 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, более 20 тысяч гражданских служащих, 95 тысяч представителей КГБ и его пограничных войск, внутренних войск и милиции. Общее число погибших за период более чем девятилетнего военного присутствия составило свыше 15 тысяч человек.

Испытание Афганом прошли свыше 32 тысяч белорусов. Прошли, не дрогнув в минуты смертельной опасности, проявив несгибаемую волю, смелость и решительность в боевых действиях по выполнению поставленных задач. Воины-интернационалисты, как отмечал Президент Беларуси Александр Лукашенко, первыми в мире бросили вызов международному терроризму и навсегда остались верными     Военной присяге и боевому братству.

Та афганская война высветила в людях, включая наших земляков из Речицы и района, лучшие качества. Медалью «За боевые заслуги» и медалью «За отвагу» награжден воин-интернационалист Валентин Кравченко. Он бывший пограничник, старшина минометно-реактивной батареи моторизованной группы. Это значит, что всегда был в нужное время в нужном месте, там, где огненные схватки, где требовались профессиональные и решительные действия для поражения вооруженных до зубов душманов. С орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени вернулся из Афганистана Михаил Кривенков. Сейчас он майор в отставке, а тогда – капитан, командир инженерно-аэродромной роты, в которой было пятьдесят человек личного состава и под сорок единиц         дорожно-строительной техники – скрепера, грейдеры, трактора, автомобили. Строили и обустраивали аэродромы, площадки для посадки вертолетов, возводили укрытия для самолетов, проводили обваловку боеприпасов. Случалось, приступят к работе, а тут обстрел. Тогда, понятное дело, за автоматы брались, открывали ответный огонь.

Подполковник запаса Сергей Атрощенко в 1982 году окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, а в феврале 1984-го уже воевал в Афганистане. 39-я отдельная десантно-штурмовая бригада. Лейтенант Атрощенко – командир взвода, через полгода – заместитель командира десантно-штурмовой роты по воздушно-десантной подготовке, потом почти год, до самой замены, командовал второй десантно-штурмовой ротой. Сегодня Сергей Александрович возглавляет в Речице районную организацию Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане. Но вначале спрашиваю о личных наградах. Орден Красной Звезды и медаль «За отвагу» как нельзя лучше свидетельствуют не только об активном участи в боевых действиях, но и о командирском профессионализме офицера, личной, если хотите, храбрости. Только Сергей Николаевич не спешит описывать те боевые эпизоды, что называется, в цветах и красках. И вообще, как я понял, не любит красоваться на этот счет. Дескать, мы же – военные люди, для нас главное – приказ. И еще банально, может быть, звучит, но это никакой ревизии не подлежит: «Дал присягу – от нее ни шагу!».

Баграм. Андарабское ущелье. Приказ – реализовать разведданные. То есть выявлено место, где засели душманы, надо уничтожить. Атрощенко тогда командовал группой, а это два десантно-штурмовых взвода с усилением. Скрытно вышли в указанный район, обнаружили огневые точки. Особенно пулемет душманов не давал головы поднять. Но и он заткнулся от огня десантников. За тот бой офицер Атрощенко и получил медаль «За отвагу».

– Жарко было?

– Да нормальный бой, задачу выполнили без потерь, – слышу ответ.

А орденом Красной Звезды награжден в феврале 1985 года. Рейдовая операция в районе Кандагара. Заместитель командира батальона погиб, четверо солдат ранены. Рота под командованием Сергея Атрощенко оказалась ближе всех к эпицентру боевых действий. И офицер без промедления принимал единственно верные решения. Огонь на поражение душманов, уничтожение их огневых точек. Раненых вынесли,  задачу выполнили без потерь.

Сергей Николаевич не любит, когда в газетах, описывая те боевые эпизоды, нагнетают обстановку. Дескать, проявили геройство. В бою надо действовать решительно, иного просто не дано. И не о наградах думаешь. На первом месте в сознании и действиях – выполнение поставленной бое-вой задачи, а высшая награда – это когда все вернулись живыми. Смотрю на фотографии афганской поры. Любительские снимки, уже выцветшие от времени. Им бы, молоденьким офицерам, еще познавать военную науку в условиях мирной службы, а они оказались на «передовой» той войны, где кругом горы, ущелья, внезапный огонь из засад, из душманских высот, где минные заграждения и многочисленные опасные болезни в бедной чужой стране. Как быстро они, совсем не обстрелянные, буквально вросли в суровую боевую обстановку, приняли на себя ответственность за выполнение поставленных задач и за сохранение жизни своих подчиненных.

Речицкая районная организация общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» насчитывает 252 человека. После 1989 года из-за болезней из жизни ушли 42 участника афганской войны. Она, та война, не пустой звук. Огромные моральные и физические трудности, которые перенесли офицеры, прапорщики, сержанты и рядовые, резко отрицательно сказались на их здоровье.

Первой ласточкой памяти воинов-интернационалистов стал клуб, созданный Владимиром Тихановичем и Иваном Ферголец при Речицком производственном деревообрабатывающем объединении. Потом уже Речицкую ассоциацию воинов-интернационалистов возглавлял  подполковник запаса Владимир Лобанов.

– Они трудились на этой общественной работе ответственно, – говорит Сергей Атрощенко. – Нам остается продолжать это нужное дело, направленное на сохранение памяти о наших воинах-интернационалистах, усиление патриотического воспитания подрастающего поколения.

Председателем Речицкой организации Сергей Николаевич стал в 2005 году. За прошедший период сделано немало: многочисленные встречи с молодежью и общественностью города и района, уроки мужества, создание музея истории воздушно-десантных войск, занятия с подростками в военно-патриотическом центре специальной подготовки «Скиф». Хотя, как заметил Сергей Атрощенко, хотелось бы достичь большего.    

Конечно, один в поле не воин. Сергей Николаевич благодарен членам совета за активную работу. Это Лариса Кравченко, Владимир Лобанов, Александр Ковалевич, Владимир Филоненко, Владимир Тиханович, Михаил и Владимир Гапоненко, Григорий Бобченок.

Сегодня в честь павших воинов есть величественный по смыслу памятник. Воздвигали его всем миром, но особо признательны интернационалисты бывшему мэру города Николаю Зарезако. «Сынам Рэчыцы, загінуўшым далека ад Радзімы” – выбита надпись по горизонтали. В основе композиции – семь журавлей, клином пикирующих к земле, чтобы защитить своих птенцов. У некоторых птиц прострелены крылья, но есть родительский долг. Защита интересов своего государства – это воинский долг. Воины-интернационалисты выполнили его с честью. Там, далеко, они берегли от распространения терроризма рубежи своей страны – Советского Союза. Семеро пали смертью храбрых: Александр Аржановский, Сергей Воронин, Виктор Пинчук, Федор Сыч, Сергей Чернейко, Александр Гарманенко, Александр Борсук. О них помнят в будни и праздники. Ведь как сказал поэт Роберт Рождественский в поэме «Реквием»:

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно – не мертвым!

Это надо – живым!

15 февраля в Речице, как и по всей нашей стране, – особый день. По традиции будут отданы почести павшим воинам. Наша боль неисчерпаема. Не вернулись домой прекрасные молодые парни, которым бы жить и жить, строить собственное счастье и множить трудовые свершения.         Митинг. Скорбь. Венки и цветы возложат к памятнику. Навестят матерей, чьи сыновья погибли, выполняя интернациональный долг. И только потом уже сами воины-интернационалисты вспомнят свои далекие пути-дороги и те бои, где честь и отвага  были в конкретных боевых делах и остались в сердцах навсегда.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети