Ко Дню милиции. Василий Гапоненко: «Без инспекторов ГАИ на дороге начнется хаос»
Фото: Ольга СИДОРЕЙКО, Леонид ГАНИСЕВСКИЙ
На вопрос, о каком сотруднике милиции можно рассказать на страницах «Дняпроўца», в отделе кадров Речицкого РОВД не задумываясь ответили: «Об опытном и принципиальном командире взвода ДПС Василии Гапоненко. Тем более что кроме профессионального праздника, есть и еще один повод – по итогам работы за 2015 год взвод ДПС отдела ГАИ Речицкого РОВД признан лучшим в Гомельской области».
Выслушав все доводы и получив, наконец, координаты, я решила не откладывая встретиться с героем своей публикации. Но все оказалось непросто, нам несколько раз приходилось переносить встречу: то ситуация на дорогах города не позволяла командиру взвода отвлечься, то дела общественные требовали обязательного присутствия Василия Петровича. Знания и опыт, требовательность и принципиальность снискали ему уважение и заслуженный авторитет руководства и коллег. Уточню, что кроме всего прочего, Василий Гапоненко проводит множество спортивных соревнований среди молодежи. Вот и наше короткое интервью состоялось, так сказать, на бегу, прямо на спортивной площадке в аграрном колледже, где проходили соревнования между командой учащихся колледжа и военнослужащими шестой отдельной патрульно-постовой роты в/ч 5525.
– Василий Петрович, раскройте секрет, откуда у Вас берутся силы в свободное время заниматься еще и общественной работой?
– Для меня это не дополнительная нагрузка, а отдых, прежде всего, в моральном плане. Я прихожу на соревнование, вижу запал у ребят и сам заряжаюсь хорошим настроением. К тому же не могу я просто так лежать на диване, скучно мне.
– А почему решили связать свою судьбу именно с милицией?
– Сложно ответить на этот вопрос. Как-то само собой получилось, а может, судьба. После окончания Бронненской школы, я получил водительское удостоверение и работал в Речице в грузовом автопарке № 7. Тогда же стал членом добровольной народной дружины по линии ГАИ и вместе с инспекторами выезжал на дежурства. После была служба в армии. Кстати, еще в военкомате я попросился во внутренние войска. Затем работал в патрульно-постовой службе в Речицком РОВД. С 1999 года – в экологической милиции, которая была организована при отделе ГАИ, а после ее упразднения остался в Госавтоинспекции инспектором ДПС. В общем, все шло своим чередом. Оглядываясь назад, я ничуть не жалею, что когда-то связал свою жизнь с милицией.
– Сколько человек в Вашем взводе, какие задачи ставятся перед ним?
– В нашем взводе 23 человека. А задачи перед нами ставятся разные. Прежде всего, это обеспечение безопасности дорожного движения, и ежедневно мы задействуем для пресечения нарушений на дорогах в среднем семь человек. Еще на нас возложены задачи по охране общественного порядка, профилактические мероприятия. Непосредственно на линии работаю и сам, вместе с инспекторами вхожу в состав патрульных экипажей. Ну и выполняю обязанности командира взвода: планирование, ведение документации, работа с личным составом – это профессиональная, идеологическая, физическая подготовки…
– Каков, так сказать, среднестатистический портрет нарушителя Правил дорожного движения?
– Это смотря какие нарушения. Например, требования разметки, правила проезда перекрестков чаще нарушают новички. Но и некоторые бывалые водители считают, что все умеют и знают, и проедут тот же перекресток быстрее и лучше всех. Например, стоит водитель на перекрестке на красный сигнал светофора, и ему нужно повернуть налево. Он по правилам обязан пропустить перед этим транспортные средства, которые движутся во встречном направлении. Но водитель, убежденный в своей быстроте, пытается проскочить раньше, и это нередко заканчивается плачевно.
– На техническое состояние транспорта Вы обращаете внимание?
– Да, это одна из наших обязанностей. Понятно, что одними штрафными санкциями мы не приведем в порядок транспортные средства. Но водитель, готовясь к прохождению техосмотра, готовит к нему автомобиль, приводит в надлежащий вид. Потому на улицах города нет ржавых, плохо покрашенных машин, а если и попадаются, то это явно авто, не прошедшие техосмотр.
– Василий Петрович, Вас называют человеком требовательным, в чем-то очень принципиальным. Эти качества Вы лично считаете положительными или отрицательными?
– Это как посмотреть. В профессиональном плане это, конечно, мне очень помогает. Я считаю, что требовательность к водителям в части соблюдения ПДД – это аксиома моей работы. Каждый водитель должен четко знать, что за любое нарушение Правил последует наказание. А вот в отношении с близкими людьми принципиальность иногда отрицательно сказывается.
– На Ваш взгляд, можно ли свести к нулю число пострадавших на дороге?
– Скорее нет, чем да. Но стремиться к этому стоит.
– А можно ли на дороге обойтись без инспекторов ГАИ?
– В мире уже был такой эксперимент. Но от него пришлось отказаться: на дороге начался настоящий хаос. К тому же инспекторы не только «карают», но и часто помогают водителям. Достаточно вспомнить сильные морозы в январе. Нашим сотрудникам не раз приходилось оказывать помощь «замерзшим авто».
– Ваш идеальный выходной?
– На природе. Я люблю рыбачить, так что идеально – это солнечная нежаркая погода, утро, река и тишина.
– Сотрудников ГАИ в водительской среде принято критиковать. Мол, все беды на дороге только от них. Вы лично как относитесь к критике?
– С пониманием. За годы службы в ГАИ я научился разделять конструктивную критику автомобилистов, к которой, безусловно, стоит прислушиваться, и просто болтовню. Так вот на болтовню внимание стараюсь не обращать. А беды на дороге не из-за инспекторов происходят, виной является чаще всего знаменитое авось.