25/08/2016

Мир, который нас окружает, прекрасен, но уже взывает о помощи

Мы живем в мире, где страдает экология. Все чаще средства массовой информации предупреждают о том, что человечество подошло к черте экологической катастрофы. Еще полвека назад к первому изданию Международной красной книги прилагался список 2 870 видов и 341 подвид птиц, редких и находящихся под угрозой исчезновения. А насколько больше сейчас?

Мы живем в мире, где страдает экология. Все чаще средства массовой информации предупреждают о том, что человечество подошло к черте экологической катастрофы. Еще полвека назад к первому изданию Международной красной книги прилагался список, в котором фигурировало 2 870 видов и 341 подвид птиц, редких и находящихся под угрозой исчезновения. А насколько больше сейчас?

Зинаида Кривицкая – человек удивительный, душевный, влюбленный в этот прекрасный мир. И в том, что дом утопает в цветах, ее заслуга.
Зинаида Кривицкая – человек удивительный, душевный, влюбленный в этот прекрасный мир. И в том, что дом утопает в цветах, ее заслуга.

Из прошлого

1959 год. В ноябре отмечали новоселье жильцы четырехэтажного дома, что по ул. Советской, 33. Как только пригрело весеннее солнышко, сообща начали благоустраивать свой двор. У каждого из нас за плечами была своя жизненная история, но главное, что объединяло всех, – желание сделать наш двор комфортнее и, конечно же, добропорядочность. Дружно убирали строительный мусор, по нашей просьбе дорожное управление завезло грунт для цветников, и уже тогда трудолюбивая и создающая красоту 17-летняя работница швейной фабрики Зинаида Кривицкая разбила клумбы и высадила первые цветы. Розы, ирисы, хризантемы надолго поселились под нашими окнами и каждый год летними денечками радуют глаз. Не так давно Зинаида Ивановна принимала наши поздравления: ей была вручена грамота райисполкома как победителю смотра-конкурса на лучший участок общественного самоуправления.

Но вернемся в шестидесятые годы. Первый двухлетний дубок из питомника, который в свое время занимал всю левую часть Старорусского кладбища, посадил рабочий метизного завода Анатолий Степанович Качановский. Фронтовик-танкист Алексей Андреевич Волошиненко по соседству с дубком посадил саженец граба, который привез из Горецкой сельхозакадемии.

Шли годы, подрастали и взрослели дети, мужали на наших глазах и деревца. Они – свидетели жизни нашего дома – поднялись выше него. Ствол дуба в обхвате – около 2,60 метра. На высоте более трех метров идет разветвление на четыре ствола, и это крайне редкий случай. Наш 58-летний дуб-богатырь – кандидат, подлежащий охране как памятник природы республиканского значения (их более сорока в Малоритском районе).

Как-то во двор зашел мужчина и обнял дуб. Потом рассказал, что люди и деревья, по поверью врачевателей, являются покровителями человека. Если он родился 21 марта, к примеру, то его покровитель – дуб.

Одногодок своего соседа граб тоже разветвлен на четыре ствола. Лет двадцать назад рядом с этой компанией Мария Петровна Качановская посадила двуствольную красавицу березку.
А тут и семечко клена принялось и потянулось к небу. Кроны подросли, устремились друг к другу, как  добрые друзья. И, если утром поздороваться с этой дружной четверкой, они непременно услышат и помашут листвой.

За окном звучит многоголосье

По утрам здесь звучит многоголосье птиц. Большинство среди них – шустрые воробышки. Они первыми успевают забрать корм, при случае и подраться из-за него. А после живительного, столь редкого этим летом дождя норовят насладиться купанием в луже. Как-то там появилась трясогузка. Она выждала, когда угомонятся и улетят вездесущие воробьи, и тоже решила принять дождевую ванну. Тихо во дворе, и разные птицы были гостями у нас за эти годы.

Особенно звенят голоса пернатых весной и летом на заре, когда небо синее и прозрачное и нет солнцепека. Пел нам и лучший из певчих птиц солист – соловушка. А если ты видишь красоту вокруг и слышишь такое пение, то ты счастливый человек.

Вот прилетела осторожная сообразительная сорока-белобока. Пострекотала и быстро улетела: видно, не понравилась компания.

Раньше над окном третьего этажа строили гнездо ласточки. Потом мы наблюдали, как, попискивая, оттуда выглядывают желторотики. Более заботливых родителей было не сыскать: ласточки непрестанно приносили им, прожорливым, корм, а потом учили летать. Но постояльцев уже нет. Иногда, как молния, пронесутся стрижи высоко в небе да голуби начнут ворковать. На исходе дня на деревьях собирается стая галдящих ворон. Видно, возвращаются с работы на свалках. Санитары как-никак, вот и подводят бурно итоги дня.

Вспоминаю, как осенью воспитанники ранее работавшей станции юннатов собирали желуди под дубком и сдавали их лесничеству. Наши многолетники и дубки были подарком Центру коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

На зимовку улетают многие птицы. Скучно без них. Но вот заискрится снег, наступит зима – творец прекрасного, – и птицы приближаются к жилью человека. Ведь больше всего они погибают не столько от холода, как от нехватки еды. На грабе – две кормушки, и птицы всегда знают, что там будет корм. Дерево искрится в инее, а тут украсила его стайка снегирей. Особенно красивы самцы: они с красной грудкой. Прилетают к кормушке и синички. Смышленая птичка, увидев корм, обязательно оповестит своих. У меня в друзьях две галки. Уже три года прилетают за кормом на подоконник, и если вдруг его не оказалось, то постучат в окно: дескать, хозяйка, поживей неси угощение! Выйду на балкон, а они свои глаза-бусинки с руки не сводят: что у нас сегодня на обед?

Однако с каждым годом в городе птиц, да и деревьев становится все меньше. И не потому ли, что мы чувствуем себя в этом мире вседозволенными господами?

Остаться в живых

Раздумья, раздумья… Помню, как в 70-е годы по ул. Советской вдоль домов 33, 35, 37 были высажены липы. Когда они цвели, ценный медонос приходили собирать речичане. Почему-то здоровые липы решили убрать, но на защиту деревьев стали жильцы, прохожие, и липы были спасены. Шли годы. Начался капитальный ремонт здания бывшей гостиницы. Траншеи копали у стволов беспомощных деревьев, задевая их корни. Когда на них легли куски поднятого асфальта, я сделала замечание и услышала равнодушное: «Корни выход найдут». Пока по тревожному сигналу обеспокоенных жителей появился представитель инспекции по охране окружающей среды, работа была закончена. Потом липы постригли и все одиннадцать выкорчевали. Также «повезло» десяти елям, пересаженным во двор СШ № 10. В живых осталась только одна.

Вспоминаю, как, кажется, в сентябре благоустраивали парк Победы. Было принято решение заменить старые тополя молодыми и красивыми породами деревьев. Не спорю, хорошее, правильное решение. Но кто-либо обратил внимание на то, что Закон о животном мире разрешает уничтожать гнезда птиц, если они портят эстетический вид города, с 16 октября по 15 апреля (во избежание гибели птенцов). Но работы начались раньше –
падали деревья, разбивались о землю птенцы, которые находились в гнездах. Они тревожно кричали, как будто звали кого-то на помощь. Птенцы, оставшиеся в живых, обреченно попискивали, прохожие возмущались. Знаю, что одна семья бросилась спасать птенцов, и до сих пор у этих скромных людей с большим сердцем живут галки. Нечто подобное несколько лет назад я наблюдала на Старорусском кладбище. Услышала выстрелы, вышла на дорожку. Один из мужчин отстреливал ворон, а другой подвешивал их к ветвям деревьев. Оказывается, так отпугивали птиц. Но ведь не средневековье же у нас, наконец?

Расскажу здесь другую историю. Одна из моих приятельниц недавно подобрала галку: у той было повреждено крыло. Она обустроила ей уголок и дала объявление в интернете. На следующий день откликнулась женщина из Минска. Как оказалось, у нее проживает ворона, а галка была бы кстати. Созвонились, передали птицу маршруткой. И скоро раздался звонок из Минска: адаптация проходит успешно, аппетит у галки хороший, спасибо!

Как-то была очевидцем, как девочка, отбиваясь от птиц, старалась спасти галчонка-подлетка, застрявшего и барахтающегося в кустах. И, хотя галки очень смышленые птицы, они не поняли, что от этого ребенка зависит жизнь птенца.

Такие вот факты. Они согревают и дают надежду думать, что люди не столь черствы…

Вспомнилось, как в Китае была объявлена война воробьям. В итоге – гусеницы уничтожили им сады и посевы. Нередко вначале принимается решение, а потом мы пожинаем горькие плоды. Так, например, уничтожены лесополосы у шоссейных дорог. Многие республиканские газеты рассказали об этой проблеме, но с опозданием. А ведь эти насаждения снижали до 40% концентрацию вредных веществ, находящихся в выхлопных газах проезжающего автотранспорта. Мой бывший ученик, в прошлом лесничий, ветеран труда, с болью в сердце рассказывал, что при высоких планах заготовки древесины вырубаются здоровые деревья, а сухостой, деревья, поваленные ветром, остаются.

Не быть потребителем

Сегодня, на мой взгляд, многие дети растут не озабоченные любовью к животным, растениям. Как-то сельская девочка на остановке рассказывала другой: «К нашей Жульке бегают собаки, папа загнал её в угол, хотел заколоть, так она, зараза, его покусала». Комментарии в этом месте не нужны.

Основа воспитания – в семье, детском садике, школе. Ранее в школах были учебно-опытные участки и живые уголки. В республике и за ее пределами славились лесничества в Озерщинской и Бабичской школах. Сейчас они сохранились только в Василевичской и Короватичской СШ. Закрыта одна из лучших в республике станция юных натуралистов, награжденная десятками грамот и дипломами.

Всему есть начало и конец. Земля живая, и может наступить момент, когда помочь ей будет поздно. И недопустимо, когда человек становится только потребителем, когда лес – это дрова, цветы – букет, косуля или тетерев – жаркое на обед.

Природу надо любить, и среди моих друзей есть те, кто не может пройти мимо  взывающего о помощи уличного котенка, раненой собаки. Они порой за последние деньги покупают им лекарства или, к примеру, баночку семечек для подкормки синичек зимой. Только если научиться сострадать не только себе любимому, но и тому живому миру, который окружает, можно его спасти. Он прекрасен, но уже взывает о пощаде.



--- взято с сайта dneprovec.by ---