31/07/2017

Снимите, «ветераны», побрякушки!

– О подвиге Анатолия Захарченко вы, скорее всего, знаете? – поинтересовался некогда гость редакции, пришедший в «Дняпровец» вместе и женой (сами из России). Выслушав мое: «Конечно же, знаю», – мужчина добавил: «А между тем я также причастен к подвигу».

– О подвиге Анатолия Захарченко вы, скорее всего, знаете? – поинтересовался некогда гость редакции, пришедший в «Дняпровец» вместе и женой (сами из России).

Выслушав мое: «Конечно же, знаю», – мужчина добавил: «А между тем я также причастен к подвигу».

Последовало разъяснение: в сентябре 1943-го на одной из улиц Речицы взорвался немецкий танк. «Тигр» вышел из строя, благодаря мине, подложенной юным речичанином, сыном бывшей подпольщицы и партизанки Ольги Ефимовны Захарченко. Но мину-то к танку доставил, оказывается, не кто-нибудь, а мой собеседник, которому на то время… было лишь три года.

– Мину пронести было непросто, – пояснял гость редакции. – Так вот мне, оседлавшему палочку-«конька», взрывчатку подцепили, а уж я и «довез» ее до «Тигра».

Да, поверить в подобную героическую басню было еще сложнее, нежели в возможность доставки взрывного устройства к немецкому танку посредством «конька». А если так, то материал о новом патриоте событий 1943 года срывался в самом зародыше. Понимая это, мужчина как-то укоризненно махнул рукой. Мол, не верите, так и напрасно.

Интересуюсь: а почему чете из братской России так хочется газетного углубления в дни давно минувшие? Как оказалось, для пересмотра… пенсии. За счет причастности к героическому прошлому.

В быстрое продвижение оговоренного выше пенсионного вопроса верится с натяжкой. Однако понимаю: будь заинтересованная помощь в структуре социального обеспечения, возможны и повышенная пенсия, и запаздало-«заслуженная» награда…

В одном из недавних номеров газеты «Друг пенсионера» на первой странице – фотография дедуся. О нем повествует жена. Герой фотоснимка готовится встретить 80-летие. А судьба у него крайне нелегкая: малолетний узник фашистского концлагера, участник Великой Отечественной войны…

Давайте прикинем. Если человеку 80, так сколько ему было-то в начале войны? Получается: меньше четырех. Малолетний узник – никаких вопросов, но УЧАСТНИК ВОЙНЫ в понимании, когда Законом оговорены соответствующие льготы?..

В свое время поддерживал знакомство с человеком, призванным в Красную Армию в 1944-м. Фронтовиком он так и не стал, хотя азам военного дела обучался в лагерях под Смоленском. Получил там травму, был отправлен домой. А если так, то медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», дающей право на ветеранство и последующие юбилейные награды, не получил. Однако теперь, по прошествии нескольких десятков лет, мой знакомый не без гордости побрякивал и орденом Отечественной войны II степени. Откуда награда?

– Взял у свата. Ему он (орден) уже не нужен, – пояснил «ветеран». – Считаю, что ЭТО вполне заслуженно.

Честно говоря, мое мнение также в пользу самолично награжденного: если во время войны призывался на армейскую службу, так ты и участник войны, хотя и «с натяжкой».

На груди уже бывшего партизана – два университетских значка. Ветеран окончил (заочно) Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, а вдогонку – университет марксизма-ленинизма.

Вот тебе и на! Да такой же университет марксизма-ленинизма и в моей учебно-профессиональной карьере. Хотя ни на одном его занятии, если таковые имели место быть, я не присутствовал от первого и до последнего не то что часа, а и мгновения.

Не раз и не два приходилось браться за газетный материал о тех, которые годами гордились никак не подтвержденным строками «Военного билета».

Внимая просьбе развеять сомнения в таких «орденах-медалях», их владельцы через два-три дня огорченно поясняли: «Знаете, бумаги где-то затерялись. Думаю, найдутся…»

Многократно в «Дняпровец» заходил бывший речичанин, а затем житель Российской Федерации, ранее служивший в подразделениях военной авиации. Теперь же имеющий связи с российской военной периодикой, а равно и некими патриотическими организациями.

И уж он, этот бывший речичанин, стал доставлять на малую родину …ордена и Ленина, и Красного Знамени. Крайне схожие с настоящими и, что уж скрывать, исполнением даже лучшим от истинных. Заплатив энную сумму денег, к доставленному из России «ордену» можно было заиметь и соответствующее «удостоверение».

Этакие «награды» видел, а нередко вижу и до дня сегодняшнего на лацканах пиджаков многих и многих. Какие чувства? Вплоть до жалости к «награжденно-осчастливевшим». Ведь их одна-единственная награда, но вполне заслужанная, – гораздо весомее липовых побрякушек, сверкающих лучами ненужно-лживой славы. Так что, да будет не в укор: «Ветераны, снимите…»



--- взято с сайта dneprovec.by ---