Общество

5150

Гендиректор Речицкого ЖКХ рассказал об изменениях, которые ждут жителей Речицы и района в ближайшее время

 +

Недавно в Минске состоялся республиканский семинар по совершенствованию и развитию ЖКХ. Проводился он в два этапа. Сначала в столице собирались непосредственно представители отрасли из различных уголков Беларуси. Их предложения легли в основу проекта концепции развития ЖКХ до 2025 года. Финальная же точка оживлённым дискуссиям была поставлена во Дворце Независимости 20 октября на пленарном заседании с участием Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.

Ждут ли нас, жителей Речицы и района, какие-либо изменения вследствие принятых на форуме решений? Об этом в интервью с генеральным директором Речицкого райжилкомхоза Александром Рапейко.

«Обращение – реагирование»: система должна стать прозрачнее

– Какие выводы для себя как руководителя коммунальной службы района Вы сделали по итогам состоявшегося семинара?

– Наше основное направление осталось прежним: это повышение качества оказываемых услуг при одновременном снижении затрат. Формулировка короткая, но достаточно ёмкая, предполагающая целый комплекс мероприятий.

Безусловно, важным было всё, на чём заострил внимание Президент. Это и повышение тарифов на ЖКУ только раз в год под жёстким контролем государства. К слову, Президент высказал сомнение в необходимости индексации тарифов. А также: отказ к 2020 году от перекрёстного субсидирования; обеспечение достойного уровня заработной платы в отрасли – в нынешнем году это 1 000 рублей; взвешенный, аккуратный переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг и многое другое.

Не раз в ходе семинара подчёркивалось, что следующий год в Беларуси пройдёт под знаком благоустройства и наведения порядка на земле. Поэтому привлекаться к этой работе будут все: как предприятия, организации, учреждения, так и граждане.

– На семинаре в качестве положительного примера рассматривался опыт Минска, где, в числе прочего, создан портал «Мой город». Любой зарегистрировавшийся минчанин может выложить в сети фото с проблемой: например, участка дороги, разбитого ямами. Сообщение направляется соответствующим службам, берётся на контроль. Затем на том же портале рядом размещается фото с устранённой проблемой в формате «Было – стало». Возможно ли нечто подобное у нас?

– Думаю, что вполне. В настоящее время мы, как и другие коммунальные службы Гомельщины, занимаемся этим вопросом. Отмечу, что портал «Мой город» не единственный в своём роде. Аналогичные проекты разработаны в Мозыре и других городах.

– «Мой город» не является официальным сайтом Мингорисполкома или столичного ЖКХ. Во всяком случае, так заявляется в разделе «О проекте». Если чем-то подобным будет заниматься непосредственно ЖКХ, не потеряет ли смысл инициатива?

– Портал создан при горисполкоме Минска. При всех плюсах нововведения не могу сказать, что с его появлением произошли какие-то революционные изменения. Да, такая форма работы с одной стороны упростила возможность обращения к коммунальникам, с другой – сделала более прозрачной работу ЖКХ. Но и сейчас любой житель района аналогичное сообщение может оставить на сайте Речицкого райжилкомхоза. Оно будет рассмотрено в установленные законодательством сроки.

Не первый год у нас существует единая диспетчерская служба «115», работающая круглосуточно. Все поступающие туда заявки берутся на контроль. Лично я их вижу в режиме онлайн на своём компьютере в кабинете. Здесь же есть учёт срока исполнения заявки либо претензии. Но подчеркну: в первую очередь служба выполняет экстренные заявки, затем – все остальные.

Для решения той или иной проблемы можно позвонить на прямые линии, которые проводятся регулярно, прийти на личный приём ко мне, заместителям, начальникам ЖЭУ. Скажу больше: с 2012 года в районе наблюдается стойкая тенденция снижения обращений по вопросам ЖКХ.

– И всё же, судя по звонкам в редакцию, комментариям в социальных сетях, проблемных вопросов по-прежнему много. Например, в нынешнем году «всплыла» тема капитальных ремонтов: в год ремонтируется «по чайной ложке», при этом срываются заявленные сроки выполнения работ, люди не довольны качеством ремонта и так далее. Что можете сказать по этому поводу с учётом требования главы государства увеличить объёмы проводимых капремонтов?

– Большинство вопросов здесь ожидаемы и связаны преимущественно с завышенными ожиданиями граждан. По сути, вал негодования создают обращения по поводу того, почему не проводится утепление на том или ином объекте, не устанавливаются газовые и электрические счётчики за счёт бюджета, не проводится бесплатное внутридомовое благоустройство – асфальтирование, обустройство парковок, детских площадок. Объясняем нюансы законодательства, текущую экономическую ситуацию. Говорим, что отремонтируем кровлю, доведём тепло, газ, остальное – обязанность собственника.

В текущем году на капремонты в бюджете запланировано порядка 11 миллиардов рублей старыми деньгами. В то же время сборы от населения по итогам года составят менее десяти миллиардов. Вот и считайте: даже за те работы, которые проводятся сейчас, население посредством ежемесячных отчислений оплачивает менее половины.

– Обычно в таких случаях звучит вполне резонный аргумент: сорок лет живу в доме, сорок лет отчисляю на капремонт. И что?

– Население начало вносить средства на капремонт только с 1999 года. Сорок лет никак не получается.

О переходе

на 100-процентную оплату услуг

– На самом высоком уровне заявлено: в следующем году страна впервые попробует перейти на 100-процентную оплату всех субсидируемых жилищно-коммунальных услуг, за исключением отопления и подогрева воды. Каков процент возмещения ЖКУ жителями Речицкого района в настоящее время?

– Если говорить конкретно по услугам, то: по водоснабжению, водоотведению, канализации – 80 процентов, вывозу мусора – порядка 100 процентов, отоплению и горячему водоснабжению – 14 процентов.

– Тепло – самая расходная часть жировки. Какие планы по снижению затрат на данные услуги?

– Во-первых, снижение стоимости местных видов топлива. На семинаре озвучивалось, что есть регионы, где дрова закупались по ценам, отличающимся в разы. В целях обеспечения предприятий ЖКХ сырьём одинакового качества по одинаковой цене принято решение проводить закупки на условиях госзаказа.

Актуальны: оптимизация схем теплоснабжения – переключение потребителей на более современные, эффективные источники; перекладка тепловых сетей; децентрализация, то есть отключение определённых потребителей от центрального отопления; установка современных котлов, работающих на местных видах топлива; с учётом ввода в строй атомной станции перевод небольших котельных на электрические котлы. Практически по всем этим направлениям мы успешно работаем не один год.

Для дальнейшего уменьшения затрат и выхода на уровень 80–85 рублей за 1 Гкал к 2020 году планируем на индивидуальное теплоснабжение перевести 46 домов или 69 квартир соответственно; переключить нагрузки котельных по ул. Советской, 51, ул. Урицкого, 17, ул. Интернациональной, 4 на теплоисточник ул. Советской, 46 с установкой дополнительного современного оборудования.

В планах – реализация двух крупных проектов с привлечением средств Всемирного банка в объёме 6,9 миллионов долларов США по оптимизации схем теплоснабжения в Озерщине и Василевичах. Нечто подобное мы уже реализовали в Заречье.

Будем дальше модернизировать тепловые сети в годовом объёме не менее 11,4 километра.

«Начисляем 100 рублей – собираем 102»? Нюансы подсчётов

– Всегда были и есть неплательщики услуг ЖКХ. За последние годы есть ли тенденция роста должников?

– Что касается граждан, то здесь ситуация более-менее стабильная. В настоящее время у нас 51 000 лицевых счетов. Из них тех, где есть задолженность более трёх месяцев, около восьми процентов. Как правило, это лицевые счета граждан, которые по большому счёту платят, но в силу личной неорганизованности, неравномерности доходов и других причин делают это нерегулярно.

Через юридическую практику – уведомления, нотариальные надписи и т. д. – долги взыскиваются по порядка 300 лицевым счетам. Здесь другой контингент, который ждёт до последнего. Но, когда приходит уведомление из суда на выселение, такие граждане находят возможность рассчитаться.

В нашей сфере есть такой показатель, как собираемость платежей: соотношение общих начислений и соответственно сбора средств. В Речицком районе он на уровне 102 процентов. Другими словами, если мы начислили 100 рублей, то собираем 102 рубля. Происходит так за счёт того, что определённая часть должников рассчиталась и уплатила пеню.

Есть порядка 90 лицевых счетов, по которым мы не можем взыскать долги даже через суды. Речь о социально-защищённых категориях: сиротах, матерях-одиночках, многодетных, находящиеся в местах лишения свободы.

Примерно такое количественное соотношение сохраняется на одном уровне из года в год.

Станции обезжелезивания с прицелом на район

– На семинаре Президент дал ряд поручений. Одно из них: к 2025 году выйти на 100-процентное качество воды, грамотно организовав её очистку и замену сетей. Как Вы оцениваете качество питьевой воды в населённых пунктах района, в Речице с точки зрения соответствия санитарным нормам? Реально ли вписаться в обозначенные сроки и что для этого планируется сделать?

– Качество воды, подаваемой в сети централизованного водоснабжения, соответствует всем санитарным нормам, за исключением содержания железа. Это обусловлено его наличием в природной подземной воде. Аналогичная ситуация по всей Гомельской области.

Как, наверняка, уже знают читатели, в следующем году мы должны ввести в строй станцию обезжелезивания на водозаборе «Головной». Ориентировочный срок окончания работ – май 2018 года, ввода с учётом пуско-наладочных работ – июль-август. Строительство ведётся с привлечением средств Всемирного банка. Уверен, что новая станция позволит иметь качественную питьевую воду во всём городе.

С сельскими населёнными пунктами сложнее. Водоканалом проведён анализ подаваемой воды. Установлено, что есть необходимость в станциях обезжелезивания в Белом Болоте, Ведриче, Заспе, Комсомольске, Короватичах, Левашах, Озерщине, Пересвятом. Данный перечень населённых пунктов предложен к реализации в 2018–2025 годах в рамках Государственной программы «Чистая вода». При условии своевременного финансирования будем строить.

Ну, очень

 амбициозные планы

– Ещё одно поручение: до 2020 года привести в порядок лифтовой фонд. Какая здесь предстоит работа?

– В жилфонде на балансе находится 222 лифта. До 2020 года необходимо заменить 80 лифтов со сроком эксплуатации более 25 лет. На состоявшемся семинаре обсуждался вопрос финансирования этого поручения. Речь о больших средствах и объёмах работ. Для примера скажу, что замена одного лифта на 420 килограммов стоит порядка 350 миллионов рублей старыми деньгами. И если в нынешнем году мы заменили шесть лифтов, в прошлом – четыре, в позапрошлом – два, то со следующего года при наличии финансирования предстоит замена 24 лифта в год.

Переработка мусора. Перспектива – за умными технологиями

– В районе сделан существенный шаг в сторону раздельного сбора мусора. Какие планы в этом направлении на ближайшую перспективу?

– Будем продолжать рекультивацию мини-полигонов на селе. Возможно, увеличим количество контейнеров для раздельного сбора мусора, периодичность вывоза отходов, количество приёмных пунктов. Перспектива же за научными подходами, новыми умными технологиями, которые позволят избавляться от мусора недорого, эффективно, без вреда для экологии.

– В своё время райжилкомхоз выступал инициатором инвестиционного проекта по созданию мусороперерабатывающего завода. В чём суть проекта? Почему инвестор так и не нашёлся?

– Предполагалось использовать существующие, захороненные отходы на полигоне около Деражни и производить из них газ. Почему проект не реализовался? Инвестору в существующих условиях, когда много льготных тарифов, невыгодно продавать газ. Возможно, с переходом на 100-процентную оплату коммунальных услуг ситуация изменится.

– Одно время на «Термопласте» планировалось создание СП по вторичной переработке? Идея канула в лету?

– Нет, она воплощается в жизнь. На заводе планируется не только собирать пластик, но и самостоятельно гранулировать его. Такая промежуточная продукция востребована, в том числе на самом «Термопласте» для изготовления технической трубы.

– Спасибо за интервью.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети