Общество

2892

Реактивная штурмовая граната, журнал из космоса и бесшумные патроны: что таит музей ВДВ при гимназии в Речице

 +

Единственный в Беларуси музей ВДВ имени Василия Маргелова был открыт в 2013 году. Он создан руководителем Центра специальной подготовки «Скиф» и председателем Речицкой районной организации ветеранов ВДВ и сил специальных операций Владимиром Габровым при поддержке её участников. Музей насчитывает более 1 500 предметов, касающихся истории воздушно-десантных войск и спецподразделений СССР, а после СНГ.

Мы начинаем знакомить наших читателей с яркими и необычными экспонатами эксклюзивного речицкого музея, который за пять лет превратился в «изюм» и «мекку» не только для людей военных со всей Беларуси и ближнего зарубежья, но и просто интересующихся историей. Учитывая то, что Владимир Габров всегда сам проводит экскурсии по своему «детищу» для гостей разных рангов и должностей, в этом материале мы для полного погружения сохраняем его прямую речь. Итак…

Снайперская винтовка и «пулеметик»

– В нашем музее много массогабаритных копий оружия: винтовки, гранатометы, пистолеты, есть даже «пулеметик» – пулемет Калашникова, который сейчас стоит порядка 700 долларов. Мы его, конечно, не покупали: это подарок от друзей музея, – уточняет Габров. – Почти все образцы мы используем для учений в «Скифе»: они переоборудованы для стрельбы шариками.

Вот, например, винтовка снайперская специальная (ВСС) или, как её еще называют, «винторез». Оптический прицел – тоже подарок. С этим прицелом даритель освобождал аэропорт в Луганске, участвовал в боевых действиях в Алеппо. Прицел белорусского производства, у него приличная кратность.

Здесь на стене у нас реактивная штурмовая граната (РШГ-1). Нам её подарили друзья из «Вымпела». Оружие позволяет уничтожить противника за любым укреплением. В ней есть термобарический заряд: первая часть заряда прожигает любое бетонное, железное препятствие, вторая часть уничтожает цель. Такая граната незаменима для уничтожения противника, который, например, скрывается в пещерах.

Всё по «форме»

– В музее шесть образцов форм разных времен и подразделений. Могли бы представить и больше, но, исходя из небольших размеров помещения, выставили самые знаковые, те, которые так просто сейчас не увидишь. Так, есть парадная форма офицера ВДВ и спецназа ГРУ ГШ, это личная форма нашего близкого друга, председателя Речицкой районной организации «Общественное объединение «Белорусский союз офицеров» Александра Щербина. Есть в музее и форма морского пехотинца, который трагически погиб, форму и дембельский альбом нам передала его мать. Также наш земляк, речичанин Владимир Тишкевич, передал свою форму демобилизованного бойца спецназа ГРУ. Многим он известен тем, что в 2004 году спас жизнь сослуживцу: во время десантирования купол парашюта его товарища погас, но Владимир успел схватить и намотать на руку стропы. Владимир Тишкевич награжден медалью «За адвагу».

С формой демобилизованного десантника у нас также выставлены и сапоги, которые сейчас мало где увидишь. Они с расшивками-птичками: их можно было на лето затягивать, а зимой шнуровку распускать. Теперь же у бойцов другая обувь, – поясняет Габров.

Атака сверху

– Один из самых крутых наших экспонатов, он у нас более двух лет, – это манекен бойца из состава российских сил спецопераций. Всё на нём – от перчаток до ботинок – использовалось в боях. В этой экипировке боец может десантироваться на удаление от точки приземления до 40 километров. То есть, если ему нужно, например, попасть в Речицу, то он может легко десантироваться над Гомелем, тихонечко сюда прилететь и работать. Прыжки в таком снаряжении совершаются с огромной высоты, где уже безвоздушное пространство – от 4 500 до 10 000 метров. Его оборудование включает в себя баллон с дыхательной смесью на основе кислорода, маску, ряд навигационных приборов, бронежилет, активные наушники, баллистический шлем, тактические очки, оружие и парашютную систему «Арбалет-2». Именно в таком положении, как представлен в музее, он должен находиться в воздухе, чтобы ловить поток, для чего нужные серьезные навыки и долгие тренировки.

Книга «деда» советского спецназа

– Библиотека у нас очень непростая, многие издания нам дарили уважаемые знаменитые люди. Есть книги Василия Маргелова – командующего воздушно-десантными войсками, в дань уважения к нему ВДВ-шники нередко называют себя «войсками дяди Васи» – с автографом. Есть книга Ильи Старинова – диверсанта № 1 XX века, «деда» советского спецназа, как его называют, – им же и подписанная для его сослуживца, который нам её подарил. Илья Григорьевич – легенда, прожил более 100 лет, он единственный в мире прослужил в чине полковника 62 года, Гитлер считал его личным врагом. Например, в начале Великой Отечественной войны он воссоздал разведывательное диверсионное подразделение и первый в истории оперативный учебный центр на территории деревни Ченки Гомельского района. Его не повышали до генерала, потому что всегда имел свое мнение, считал Сталина виновным во многих потерях, которых можно было избежать, о чём открыто и говорил.

Музей ВДВ на страницах и журнал из космоса

– Есть у нас и книга «О Маргелове память жива. Книга народной памяти», которую подарил сын Василия Филипповича. В нее внесены все музеи, памятники, открытые в честь «дяди Васи». В том числе, конечно, и Речица. И не без гордости скажу, что нашему небольшому городу в Гомельской области посвящена целая страница – столько же, сколько заняли Минск и Брест вместе взятые.

Есть экспонат прямиком из космоса – нам его подарил командующий космическими войсками России. Это журнал из библиотеки орбитальной станции «Мир». Почему она в музее? Потому что космонавты – это те же разведчики, прежде всего. Журнал читали в космосе, на нём стоят штампы станции, он на английском и русском языках, ведь там работали не только русские.

Справочник для допросов, подарки от «косаток» и «Голубых беретов»

– Вот этого «старичка» нам подарили спецназовцы из Солнечногорска, в числе которых мой одноклассник, – Владимир берет в руки небольшую, желтоватую от времени, книжицу. – Это «Военный вопросник» 1971 года на случай, если захвачен противник. Такая инструкция по допросу на четырех языках: русском, английском, немецком и французском. Вопросы написаны в транскрипции на русском, например, «Где подготовлены колодцы для ядерных фугасов?»

Есть у нас и книга регионального отдела специального назначения «Косатка», что находится в составе подразделения ФСБ России «Вымпел». «Косатки» охраняют ядерный (гражданский и военный) флот на Севере. Они единственные в мире смогли уничтожить террористов, которые захватили боевую ядерную субмарину. Кстати, захватили бывшие военнослужащие, которые служили на лодке. Работать было невероятно сложно: одно неверное действие и всё… Но они справились без шума и пыли. В этом отделе служит несколько наших друзей-земляков, и поэтому в музее немало подарков от «косаток».

Есть коллекция дембельских альбомов. Подарки от группы «Голубые береты» с автографами – они уже часть истории ВДВ, по сути, без них никуда. Их песня «Синева» стала гимном ВДВ.

Нашивки афганских коммандос и «людей-лягушек»

– Наряду с нашивками спецподразделений Беларуси, есть в музее нашивки и знаменитых российских «Альфы» и «Вымпела». Музей насчитывает также большое количество редких иностранных образцов: например, нашивку афганских коммандос, засекреченных служб безопасности, войск Эквадора, Ливии, десятой флотилии MAS – череп с розой в зубах на синем фоне. Служащих этой итальянской флотилии называли «люди-лягушки», они стали прототипом всех современных боевых пловцов.

Эксклюзивные «водяные» и бесшумные патроны

– Под номером 12 и 13 очень редкие вещи, которые не увидишь ни в одном музее Беларуси. Гарантирую! – уверяет Габров. – Это специальные патроны для подводного оружия. За счет формы они легко преодолевают сопротивление воды и четко поражают цель. Что интересно: наконечники у этих пуль затуплены и когда она «летит» под водой, образуется своеобразная каверна, за счет чего они преодолевают большие расстояния – 20–30 метров под водой, на суше – до 100 метров.

Из Крыма нам передали пулю времен русско-турецких войн. Есть еще редкие патроны: специальные бесшумные. В боевом положении пуля находится внутри гильзы, порох взрывается, её выталкивает телескопический стержень, внизу у него «шляпка», которая и запирает выход пороховых газов из гильзы. Такая пуля летит без звука, без вспышки. Наши, кстати, придумали.

А вот противопехотная фугасная мина, разработана в СССР – очень «вредная», – указывает Владимир на коричневого цвета пластмассовый «лепесток» под номером 4. – Если боец на неё наступит, останется без стопы, а там шок, потеря крови, он выходит из строя. Эти мины сбрасывают с вертолетов из специальных контейнеров, «рассеивают». Кстати, в инженерной части под Речицей работала установка, где они были утилизированы, на что Европа выделила несколько миллионов долларов – очень они этих мин боятся.

Продолжение следует...

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети