Общество

3159

Смотровые комиссии работают в Речицком районе – посещают разных людей, с разными судьбами...

 +

Агрогородок Пересвятое оказался у многих на слуху из-за трагедии, разыгравшейся здесь 23 января. Напомню, в этот день в этом агрогородке произошел пожар, в огне и дыму которого погибли два человека – отец и сын. Жители домов, расположенных по соседству, увидев, как дым пробивается из-под кровли, смогли зайти в горящий дом и вытащить на улицу находившегося в бессознательном состоянии младшего члена семьи – 33-летнего Евгения. Отца уже выносили спасатели. Работники скорой помощи констатировали смерть обоих мужчин.

Пожар жилого дома по улице Центральная в деревне Пересвятое
Пожар жилого дома по улице Центральная в деревне Пересвятое

Что известно о погибших? Немногое. 56-летний глава семейства работал животноводом в КСУП «Совхоз Исток», его сын был инвалидом с детства. Со слов соседей, отец курил, употреблял спиртные напитки. Привычка после распития спиртного закурить, лежа в постели, и привела эту небольшую семью к столь трагическому концу. Является ли этот случай единичным? К сожалению, нет. За последние пять лет в Речицком районе произошло 363 пожара, 265 из которых (73%) случились по причине неосторожного обращения с огнем. По этой же причине погибло 30 жителей города и района (83,3%), а всего на пожарах за пять лет погибло 36 человек.

Смотровые комиссии, работающие по четвергам во всех сель-исполкомах района и городских ЖЭУ, призваны предупредить подобное развитие событий. Посещала комиссия и эту семью. Но здесь уговоры и увещевания не помогли: алкоголь оказался сильнее здравого смысла. Вместе с тем граждане, находящиеся в так называемой «группе риска», живут не только в агрогородке, но и в восьми других населенных пунктах Пересвятовского сельсовета. К слову, всех жителей в нем 1 043 человека. Как обстоят дела с пожарной безопасностью у них? Ответу на этот вопрос и был посвящен очередной рейд смотровой комиссии.

Бабушка, на которую хочется равняться

Члены смотровой комиссии по расчищенной от снега дорожке направляются к аккуратному свежеокрашенному домику, в чистых окнах которого отражается неяркое зимнее солнце. Дверь отворяет хозяйка – 78-летняя Зинаида Федосовна. Увидев председателя сельисполкома, радушно приглашает пройти в дом. Внутри тепло и опрятно. В печи потрескивают дрова, в тарелке на столе – горка дымящихся блинов.

– Угощайтесь, – любезно предлагает хозяйка.

Члены комиссии вежливо отказываются и принимаются за работу. В этом доме ее совсем немного. Печь и грубка у хозяйки в полном порядке, автономный пожарный извещатель в наличии и работает, все хорошо и с электропроводкой, а газовой плите нет еще и 5 лет.

– Как со здоровьем? – интересуется представитель местного ФАПа.

– Спасибо, скриплю еще, – отвечает бабушка.

А «скрипит» бабушка не только по дому, содержа его в полном порядке, но с весны и до осени еще и на 25 сотках огорода.

– Может, какая-то помощь нужна? Какой у Вас размер пенсии? – интересуется Вячеслав Мороз.

Услышав ответ на последний вопрос, обещает оказать финансовую помощь по заготовке дров на следующий отопительный сезон.

Женская рука

 порядок наведет

А дальше едем в Молчаны, где живет 53-летний Михаил Васильевич, инвалид.

– Предтопочный лист хороший, размеры даже больше минимально допустимых, – с удовлетворением констатирует инспектор районного отдела по ЧС Андрей Прикота, оглядывая печь.

Да и в самой печи трещин нет, и исправный автономный пожарный извещатель имеется. В целом у инвалида 2-й группы все в порядке – таково единодушное мнение членов комиссии. Способствует этому гражданская супруга, которая и за мужем присматривает, и за хозяйством. Напоследок инспектор МЧС вручает хозяину дома брошюру противопожарной тематики: знания в этой области лишними не бывают.

Одиночество

 не приговор

Буквально через несколько домов от домовладения Михаила Васильевича живет еще один мужчина – 85-летний Григорий Иванович. Подходим к калитке, стучим, в ответ – тишина. Стучим в окно – эффект тот же. На входной двери нет навесного замка, значит, хозяин дома, но не открывает.

– Если не достучимся, придется звонить его дочери, пусть из Речицы приезжает, будем дверь вскрывать, вдруг что-то случилось, – говорит председатель сельисполкома.

К счастью, тревога оказалась напрасной: после минут пяти интенсивных стуков-криков на пороге появляется хозяин.

– С какими вопросами вы ко мне, – интересуется пенсионер.

Выслушивая ответ Вячеслава Мороза, дедушка прикладывает ладонь к уху. Теперь становится понятно, почему так долго не открывал.

– Да с печкой и проводкой у меня все в порядке. Я-то думал, вы мне старушку какую-нибудь приведете. Тяжко жить одному, – грустно шутит Григорий Иванович.

Овдовел пенсионер восемь лет назад. Фото покойной супруги висит у него на стене рядом с большой фотокомпозицией из фотографий родственников. А их у дедушки много.

– Помогают мне! Без них бы уже пропал…

В доме чистота и порядок. В порядке и предметы нашего сегодняшнего обследования – печь и электропроводка. На прощание Григорию Ивановичу также вручается брошюра по пожарной безопасности, на которой сотрудник местного ФАПа пишет номера телефонов сельисполкома и фельдшера.

Контраст разительный

А вот их односельчанину Сергею Николаевичу до пенсионного возраста еще 10 лет. Но работать мужчина не хочет. Вернее, как он сам говорит, не может.

– Болят ноги, – жалуется Сергей Николаевич членам смотровой комиссии, – без боли ведро воды в дом принести не могу.

В доме не прибрано, в углах паутина, холодно, личные вещи в беспорядке лежат то тут, то там, электричества нет (отключено за долги). На стене – фотографии родителей, которые, как кажется, с немым укором смотрят на весь этот бедлам.

Предтопочный лист совсем мал, но трещин на печи нет, автономный пожарный извещатель работает, но находится не в комнате, где хозяин спит, значит, надо переустановить – констатирует инспектор МЧС и тут же заполняет бланк с рекомендациями. Закончив, интересуется:

– Сколько раз в день топите печь? Сколько дров закладываете?

– Не больше двух раз часа по полтора. А дров кладу немного, места в топке еще достаточно, – отвечает мужчина.

Что ж, основные правила эксплуатации печи известны, что не может не радовать.

– Курите в доме? Знаете, что в Пересвятом произошло? – продолжает наседать с вопросами Андрей Прикота.

– Да знаю я все, знаю… – понуро отвечает Сергей Николаевич.

– С предтопочным листом мы тебе поможем, – продолжает разговор с домовладельцем глава сельисполкома, – поможем и начать проходить медкомиссию на получение группы инвалидности. Во всяком случае, завезем тебя в Речицу к терапевту, с него надо начинать, а дальше уже сам. Хорошо?

– Хорошо, – соглашается мужчина с выражением лица, позволяющим предположить, что его первый визит к врачу так и останется последним.

* * *

Жмуровский сельский Совет – один из самых густонаселенных в Речицком районе. В самой Жмуровке и еще семи деревнях, расположенных на территории этого Совета, проживает порядка пять тысяч человек, поэтому работы у членов местной смотровой комиссии более чем достаточно. Основное внимание – многодетным семьям, но и такую категорию, как «злоупотребляющие спиртными напитками» со счетов сбрасывать нельзя. Именно этих граждан и было решено посетить, посмотрев, готовы ли они к приходу холодов.

– Начнем с Ивановки, – говорит управляющая делами Жмуровского сельисполкома Татьяна Бенчук. – Есть у нас там пара адресов, где живут большие поклонники «зеленого змия».

Все познается

 в сравнении

Одна из местных почитательниц Бахуса – 44-летняя Елена Николаевна. Женщина живет с двумя сыновьями: один еще школьник, другой работает где-то в России. Сама хозяйка дома работает на местной ферме, но, с ее слов, «не постоянно». Что подразумевается под этим, выяснить не удалось. Возможно, трудовые отношения прекращаются после «пьяных прогулов», а затем возобновляются вновь? В доме сравнительно чисто, все в порядке и с печью, и с электропроводкой. Забегая вперед скажу, что увиденное в других домах граждан, «злоупотребляющих спиртными напитками», привело к мысли, что у Елены Николаевны порядок практически идеальный.

Хотя бы с теплом

Во время прошлого посещения дома еще одного жителя Ивановки – 49-летнего Сергея Николаевича, входящий в состав местной смотровой комиссии работник МЧС Дмитрий Дубняк обнаружил нарушение в эксплуатации печного отопления, выразившееся в отвалившейся местами штукатурке. Хозяину дома были выписаны соответствующие рекомендации, которые к очередному приходу смотровой комиссии оказались выполненными. В веранде аккуратно сложены дрова, количество которых позволяет надеяться, что без тепла дом в эту зиму не останется.

– Работаете? – интересуюсь.

– Нет, только из больницы вышел.

– А где раньше работали?

– Бабушкам-пенсионеркам по хозяйству помогаю, тем и живу, – не вдаваясь в особые подробности, отвечает мужчина.

Если не принимать в расчет грязь в доме, закопченный потолок и отвалившуюся штукатурку на стенах, то и здесь можно сказать, что все в порядке. Во всяком случае, с пожарной безопасностью.

Оптимист Юрий Борисович

А дальше… Увиденное вызвало ассоциации с пьесой Горького «На дне». Нетопленные дома с отключенной за долги электроэнергией, с черной метровой паутиной, свисающей с потолка, везде – грязь и запустение. В немытой посуде – остатки какой-то еды, от холода превратившейся в сгустки темно-серой массы. Но печи у всех в порядке. Да, они уже давно не сверкают белизной побелки, но видимых трещин нигде нет. Установлены и предтопочные листы нужного размера, дверки топливников тоже в порядке (за исключением одного из домов в д. Казазаевке, где эта дверка вот-вот вывалится, хозяйке дома работником МЧС были выписаны соответствующие рекомендации по устранению этого нарушения).

А вот кому не нужны никакие рекомендации, так это жителю Жмуровки 56-летнему Юрию Борисовичу. Со стороны улицы его неказистый на вид дом украшают два пластиковых окна. Вы не поверите, но больше целых окон в этом доме нет, остальные два занавешены рваными одеялами и прочим тряпьем. Нет в доме и электричества, и, что самое страшное зимой – печи. От нее осталась лишь груда кирпичей. В единственной «жилой» комнате собран всевозможный мусор в виде пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, набитых неизвестно чем, и рваных одеял. В кровати с прожженным матрацем, из которого торчат пружины, мы и застали хозяина дома.

– Вам ведь предлагали перейти в один из нежилых домов, где хотя бы печь есть и окна стоят. Почему Вы отказались? – недоумевает управделами сельисполкома.

– Спасибо, я здесь останусь, весна уже скоро, доживу.

Что ж, вольному воля. Но дожить в таких условиях до весны – очень оптимистичное заявление.

Вместо послесловия

Один день из работы смотровой комиссии хотелось бы продолжить рассказом еще об одном одиноком старике и многодетной семье, недавно поселившейся на территории Пересвятовского сельисполкома, но газетная площадь не позволяет этого сделать. Позволяет лишь сделать следующий вывод. Американцы утверждают, что Господь создал людей разными, а полковник Кольт сделал их равными. Применительно к нашим реалиям можно сказать, что некоторых наших сограждан сделал равными алкоголь. Именно пристрастие к «зеленому змию» опустило их на социальное дно, с которого они с завистью смотрят на своих пусть и более пожилых, но непьющих, а значит, более обеспеченных, удачливых и, несмотря на трудности со здоровьем, более довольных своей жизнью односельчан.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети