06/09/2018

Внимание речичане и жители района: Борщевик! Спасайся кто может?

Пожалуй, сложно найти речичанина или жителя района, ведущего частно-подсобное хозяйство, который, благодаря прессе или телевидению, не был бы знаком с борщевиком Сосновского. Во всех публикациях почти одно и то же: из недавне-кормовой культуры борщевик превратился в злостного сорняка, «замахнувшегося» и на здоровье людское.

Пожалуй, сложно найти речичанина или жителя района, ведущего частно-подсобное хозяйство, который, благодаря прессе или телевидению, не был бы знаком с борщевиком Сосновского. В последние месяц–полтора интерес к растению лавинообразный. Во всех публикациях почти одно и то же: из недавне-кормовой культуры борщевик превратился в злостного сорняка, «замахнувшегося» и на здоровье людское.

Борщевик бывает и гигантским
Борщевик бывает и гигантским

«Поветрие» – из братской Российской Федерации, где в числе мер, намечаемых для борьбы с борщевиком, – применение существенных штрафов. Практически для всех хозяйственников. Владельцы частных подворий не исключение.

Что в России, то и у нас. Ибо озвученная проблема налицо и для Беларуси.

Поистине титанические усилия довелось применить для обуздания злостного сорняка в столице. Откуда в Минске? Говорят, с землей, которая завезена на нужды клумб.

И что же, данная столичная проблема решена окончательно? Пока затишье. Как будет дальше, можно лишь предполагать. Ибо борщевика хоть пруд пруди вокруг столицы. Считается: наиболее неблагоприятный район – Логойский. Озвучена территория, оккупированная борщевиком столь серьезно, что вытесняется весь остальной привычно-растительный мир. Это 120 гектаров.

Вдуматься, так не так уж и много – 1,2 квадратного километра. Можно справиться, как представляется, одним-двумя тракторами: скосить и раз, и два, и три раза. Да вот не получается. Хотя специалисты «мутузят паразита» не один год.

Нынешней весной логойщина стала своеобразным полигоном по отработке мероприятий по уничтожению растения, представляющего опасность для всей страны.

Руководитель сектора кадастра растительного мира Института экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича Национальной академии наук Олег Масловский констатирует: работа по химической обработке борщевика в Логойском районе проделана большая.

Результат? Довольно скромный. Оказывается, не везде подбирались подходящие пестициды, где-то не соблюдалась технология. Бывало, «химия» выливалась на растущие сорняки, хотя делать это следует по растениям скошенным.

Академик НАН, доктор биологических наук Николай Ламан отмечает следующее: «Если распространение сорняка победить удалось, за участком стоит наблюдать еще несколько лет – устранять появляющиеся за счет наличия семян в почве мелкие популяции и единичные произрастания. Иначе вся работа пойдет насмарку…»

Действительно: одно взрослое растение борщевика сбрасывает до 30 тысяч семян. В итоге, окрест даже через несколько лет может появиться целое поле. Следовательно, борьбу с сорняком придется разворачивать повторно. С позиций прежних.

Уже известно: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды вносит изменения в существующее законодательство, которые предполагают штрафы за непротиводействие борщевику: до 30 базовых величин физическому лицу и до 200 величин лицу юридическому (раньше штраф мог накладываться лишь за невыполнение выданного предписания или мероприятий по охране земель).

Александр Добрицкий, один из специалистов-экологов Минщины, не скрывает: за борщевик беремся практически всей страной, однако есть множество территорий, куда не доехала ни одна канистра «химии». Поэтому что проку, когда на данном поле – баталия с борщевиком, а на участке соседнем – полное затишье. Вот и ожидай победы…

Мнение автора данного материала далеко от «химизации»: борщевик требует не титанических усилий, а понимания его природы. В свое время растение считалось едва не панацеей разрешения кормовой проблемы скота. Если конкретно о районе Речицком, то борщевик активно пропагандировался и через «Дняпровец». Путем раскрытия «передового опыта» совхоза «Демехи».

Времена пропаганды сменились развенчиванием «богатырской культуры». Получилось: пригласили борщевик за белорусско-сельскохозяйственный «стол». Культуре это понравилось. Она стала частью местной экосистемы. А уж потом… Потом прозвучало требование убираться восвояси. Услышав сие, борщевик предъявил аргументы, отличные от «убираться».

Вот и имеем, что есть. Поэтому, честно говоря, мало верится в реальность виктории над борщевиком не эфемерной, а полезно-зримой. Даже по прошествии десятков лет. Так что разумное сосуществование – лучшее из всевозможных предложений.

В пользу озвученного аргументы тех, кто борщевик истинным злодеем не считает.

Вот Андрей Туманов, главный редактор одного из популярных российских изданий «6 соток». Его дачный участок в окружении борщевика Сосновского. Естественно, на частно-дачные сотки Туманов растение не пускает. Зато регулярно берет разложившийся сорняк для целей огородной органики.

Россиянка Валентина Шевцова (г. п. Угра Смоленской области) в свое время трудилась бригадиром животноводства. Возле фермы росли роскошные кусты борщевика. По суждению Шевцовой – «замечательная биомасса для силоса, так как в нем много аскорбиновой кислоты и микроэлементов, необходимых крупному рогатому скоту». А еще: «…В старину его (борщевик) квасили в бочках, как капусту, и варили щи. Отвар из борщевика получается вкусным и наваристым – не хуже мясного бульона. Из побегов растения готовили начинки для пирожков».

Валерий Прохоров, доктор биологических наук (г. Минск), констатирует: «Борщевик Сосновского дает максимальную биомассу, имеет высокое содержание белка, сахаров, отличается высокой жизнеспособностью». В качестве минуса – большое количество фурокумаринов, «которые на свету при попадании на кожу вызывают ожоги 1-й, 2-й и даже 3-й степени, долго не заживающие язвы, а также значительное количество масел, обладающих очень неприятным для человека запахом. В результате даже мясо животных, получавших в качестве корма борщевик, имеет неприятный запах. Это относится и к молоку. Которое, кроме того, имеет и неприятный вкус».

Данное мнение по отрицательности борщевика изложено в сентябрьском номере белорусского журнала «Народный доктор» (2009 г.). С чем категорически не согласен Евгений Аксенович, житель деревни Глыбочка Витебской области (агроном по образованию). В хозяйстве, где некогда возглавлял агрономическую службу, борщевик начал культивироваться с 1972 года. Силос, заготовленный из данной культуры, без всякого опасения скармливался и дойному стаду.

На частном участке Аксенович выращивает борщевик на трех сотках. Специально для подкормки коров. И, как утверждает (тот же номер журнала), «…коровы едят его даже охотнее, чем клевер. Могу однозначно сказать, что молоко получаю очень вкусное, горечи в нем нет, а корова телится регулярно и в срок».

Вполне убедительно признание Аксеновича: борщевик опасен ожогом и аллергией, но... В свое время и я, автор материала, получил тяжелейший ожог руки после того, как вырвал … пастернак. Но его-то никто не собирается изводить под корень.

Что до аллергии борщевика, то данную напасть вызывают и множество иных растений, хотя их никто запрещать не помышляет.

Валерий же Прохоров всецело справедлив: нередко начинаем бороться с борщевиками аборигенными (сибирский и обыкновенный), которые столетиями являлись нашими надежными друзьями (кормили людей и скот, являлись лекарством от многих недугов).

С учетом только что отмеченного хотелось бы получить помощь от ученой братии. Не в изобретении новых химпрепаратов против борщевика, не во внедрении чуждых ему генов (вторгаясь в геном, рискуем нарваться на множество неприятностей, чреватых самым непредсказуемым). Просьба иная: вывести борщевик, полезные свойства которого окажутся бесспорными. Делая это путем естественного отбора и селекции.

Возможно ли подобное? Скорее, да. Вспомним: в лесу, где растет лещина, встречаются экземпляры не хуже фундука культурного.

…Время не ждет. Задачи по борьбе с гигантскими борщевиками в масштабе Беларуси уже определены. Они актуальны и для района Речицкого. Спрос с сельхозпроизводителей крупных прежде всего. Требования к частнику необходимы также. Но хотелось бы, дабы важнейшее мероприятие не превратилось в банальную кампанейщину. Ибо, если «воевать» исключительно с предупреждениями, штрафами, игнорированием требований, поражение неминуемо. А вот победа несомненна при всеобщем понимании: угроза экологии не нечто отдаленное, а явление сегодняшнее. Пусть борщевик станет растением, с которым, как и столетиями до этого, можем оставаться друзьями. Беря его под хозяйственную «узду». Ведь успех (чаще всего) решает не громкий вопль, а тихое дело.

В условиях частной сотки требуется совсем немного: вовремя скосить, не давая обсеменения. И тогда излишней станет «чрезвычайщина», ведущая к огромным финансовым тратам и (самое худшее) дальнейшему ухудшению экологии. Уже не от борщевика. А от ядовитой химии.



--- взято с сайта dneprovec.by ---