12/01/2019

Проект «Новый год»: интервью с детским и семейным фотографом из Речицы Илоной Чвань

Илона ЧВАНЬ – многим известный фотограф в Речице. Но кто бы знал, что девушка – химик-биолог и менеджер-экономист по двум высшим образованиям – долго не могла определиться с делом всей жизни: задумывалась о профессии медика и даже продавала нарциссы на остановках.

Илона ЧВАНЬ – многим известный фотограф в Речице. Но кто бы знал, что девушка – химик-биолог и менеджер-экономист по двум высшим образованиям – долго не могла определиться с делом всей жизни: задумывалась о профессии медика и даже продавала нарциссы на остановках. Герои Илоны – чаще всего дети. В своем Instagram и на страницах в соцсетях она выкладывает атмосферные снимки, полные магии момента, дополняя их текстами-размышлениями. От её фото неизменно хочется улыбаться. О фотографии Илона говорит с такой страстью и вдохновением, что сразу понятно: человек горячо и бесповоротно влюблен в то, что делает.

– Так как же начинался твой профессиональный путь?

– Я всю жизнь искала себя. Почти с детства занималась продажами: даже как-то продавала нарциссы из родительского палисадника на остановках. Пока училась в университете, тоже подрабатывала в разных местах. Фотографией никогда не занималась. Когда ушла в декрет, мы с мужем купили фотоаппарат, чтобы снимать сына Дамира, который родился в 2015 году.

А начинала вообще с коротких видеороликов: снимала и выкладывала их в Instagram. Потом в какой-то момент решила купить объектив получше – это было полтора года назад. Помню, как в августе 2017-го мы с подругой «вышли в поле» – живем на Ритме и напротив микрорайона нашли стога сена, которые послужили декорациями. Так мы и протестировали мою новую технику.

Кстати, когда в этом году ко Дню матери в саду попросили фото с ребенком, я не смогла найти ни одного! С папой есть, один сын есть, а с мамой нет – классический сапожник без сапог. И вот ту августовскую фотографию я и принесла.

– Как понять, что дело, которым ты занимаешься, и есть твоё призвание?

– Когда находишь своё дело, Вселенная идет тебе навстречу. Реально ты притягиваешь события, людей, всё получается, идёт мощная отдача. Мне есть с чем сравнить.

– На многих твоих фото пасторальная идиллия: сельские пейзажи, счастливые карапузы в валенках, колоритные деревянные дома. Где основная локация съемок?

– Иногда снимаю в Гомельском районе, там есть такой поселок Янтарный. Но любимое место – деревня Васильково, Речицкого района. Мои кумовья оттуда родом: сами перебрались в Речицу, а родители остались. Там уже все ко мне привыкли: знают, что я могу внезапно позвонить и попросить достать с чердаков старую одежду. В общем, я покоя никому не даю! – хохочет Илона.

Например, одну из последних новогодних съёмок – с таким деревенским окном в инее, бабушкой и ребятишками – я снимала тоже там. Идея пришла в ноябре, когда выпал снег. Но меня предупредили: поторопись, старое окно вот-вот заменят на ПФХ! Мы привезли с собой еловых веточек и сымитировали новогодний морозный день.

Когда приехали, я смотрю, а бабушка Макрына – её в этом селе все знают и уважают – в парадном платке и с… накрашенными ногтями. Я в панике, а она мне в ответ: «Нейлона (она меня так зовет), успокойся, всё получится». Так и вышло. Бабушке, кстати, 86 лет.

Много съемок не постановочных: сейчас в Гомеле проходит выставка, посвященная Году малой родины, и одна из трёх моих фотографий, представленных там – «Пахари», – как раз из таких. На ней мой кум вместе со своим отцом. Их я снимала в сентябре. Идея, как обычно, возникла моментально, и я стала в очередной раз к ним приставать: «Когда будете копать картошку?» Ведь зачем имитировать, если можно подсмотреть?

– Наверное, за эти полтора года пришлось сменить технику на более серьезную?

– Да, я продала свой первый фотоаппарат и за эти деньги купила один объектив. Дополнительно приобрела другую тушку и еще один объектив. Но амбиции растут, и я понимаю, что мне уже и этого мало.

– Какие проходишь курсы, где учишься?

– В марте 2018-го я поехала на свой первый мастер-класс в Минск: там преподавали практику и теорию фотосъемки, включая обработку фотографий. Получив два высших образования, только на этих курсах я поняла, какой кайф приносит учёба, если учишься делу, которое любишь! После я обучалась у многих фотографов из разных стран с помощью онлайн семинаров. Что, кстати, очень удобно в декрете: не нужно никуда ехать, думать, с кем оставить ребенка.

– У тебя, как у фотохудожника, уже есть узнаваемый почерк. Все ли заказчики согласны с твоим видением?

– У меня часто спрашивают: почему так мало крупных планов? Но когда я отдаю заказ, конечно, там есть фото, которые можно поставить в рамочку: все смотрят в камеру, улыбаются. Сама же люблю снимки, на которых герой переплетен с пейзажем. Чтобы была рассказана история, о которой зритель бы задумался.

– Ты состоишь в ассоциации профессиональных детских и семейных фотографов DISFO. Что это за ассоциация и как ты там оказалась?

– Это русскоязычный сайт, на котором собраны фотографы со всего мира. Чтобы попасть в их каталог, нужно пройти отбор, отправить фото.

– Каково работать с детьми – основными героями твоих снимков?

– По-всякому, но в основном дети расслабляются и идут на контакт. Вот на одной из недавних съемок девочка сразу стеснялась, но мы постепенно нашли общий язык. Позже её мама рассказала, что у малышки четыре куклы и теперь она их всех называет Илонами, – смущенно улыбается фотограф.

– У тебя есть очень эмоциональные работы, полные цепляющих деталей. Ты сама чувствительный человек?

– Ой да, я такая сентиментальная! Могу посмотреть рекламный ролик и заплакать. В работе это помогает: заметить то, на что другой бы не обратил внимание, и показать это людям. Но в жизни хотелось бы, наверное, «кожу» потолще.

– Сколько часов в день нужно уделять делу, в котором хочешь достичь высот?

– Чем больше, тем лучше!

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---