Общество

872

Речичане пишут. Это нужно не мертвым – это нужно живым. О предках и событиях минувших

 +

Среди весны, когда поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и погибших.

Военное поколение… Какое оно? Какие они, унесенные войной, не успевшие прожить отмеренный им срок? Их счастье не свершилось, их мечты утрачены. Для них в одночасье совпали «война, беда, мечта и юность».

Накануне великого праздника – Дня Победы – мне довелось услышать от Натальи Бондаренко (Черленок) интересный и трогательный рассказ о ее семье, ее предках, которыми она очень гордится.

 «Услышала о тех событиях от моей бабушки, Наталии Пименовны Апостоловой. Тогда война перешла для меня в область слова, хотя в моем сознании это Память, Преклонение, Правда, Покаяние. Я помню, я горжусь историей своей семьи.

По одной из версий, фамилия Апостолов образована от греческого слова «апостол» – «посол, посланник, последователь, проповедник». В Библии апостолами называются ученики и последователи Иисуса Христа. Такую фамилию мог получить талантливый, одаренный семинарист.

Но я уверена, что фамилия моего прадеда «Апостолов» имеет русское происхождение и образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка по мужской линии.

Фамилия Апостолов является довольно необычной в регионах Беларуси и странах ближнего зарубежья. По известным старым данным, граждане с этой фамилией были знатными людьми из славянского новгородского дворянства в 18–19 веках, имевшими почтенную царскую привилегию. Изначальные упоминания фамилии можно найти в указателе переписи Древней Руси во время царствования Иоанна Грозного. У правителя имелся особый список уважаемых и ярких фамилий, которые давались придворным только в случае особых заслуг или поощрения. Поэтому фамилия моего прадеда сохранила личное неповторимое происхождение и является уникальной.

Прадед Пимен Лаврентьевич Апостолов (сидит за столом справа), 1908 г.
Прадед Пимен Лаврентьевич Апостолов (сидит за столом справа), 1908 г.

Моя бабушка родилась 20 августа 1919 года в России. Ее родители, Пимен Лаврентьевич Апостолов (10.09.1888–13.09.1980 гг.) и Агафья Васильевна Апостолова (18.02.1897–10.01.1963 гг.) вели хозяйство. Отец построил новый дом, где занимался разведением коров, свиней, пчел. По решению местной власти их раскулачили. В 1933 году моя бабушка со своими родителями и бабушкой, Василисой Гриньковой (1870–1963 гг.), переехали в Речицу из села Новый Ропск Брянской области. Здесь, купив маленькую комнатку, Пимен Лаврентьевич достроил еще несколько, устроился завхозом в педучилище, и начали обживаться. Жили очень скромно, но дружно. Здесь и застала их война.

По воспоминаниям бабушки, после педагогического института ее направили на работу преподавателем русского языка и литературы в Липовскую школу Василевичского района. К началу войны бабушке было 22 года. Эвакуироваться она не успела, так как фашисты уже оккупировали территорию. Станцию Липово, где работала Наталия Пименовна, захватили неожиданно. Школа и школьные квартиры находились на краю деревни, в одном километре от леса. Было около двух часов дня. Бабушка стирала во дворе и вдруг увидела, что из леса идет цепь военных с оружием в руках. Она позвала соседей. Прошло несколько минут, немцы уже были близко и начали стрелять из автоматов и пулеметов. Наталия Пименовна едва успела схватить маленькую дочь и спрятаться в окопе. Зиночке было тогда шесть месяцев. За станцию бой шел несколько часов. Окоп был мелкий, и бабушку чуть не убили. Пуля пробила платок, но голову не задела. Когда бой закончился, немцы стали грабить людей. Убивали кур, поросят.

В сентябре 1941 года Наталия Пименовна уже жила на оккупированной территории в городе Речице, у своих родителей. Немцы расстреливали мирных жителей, увозили в Германию. Они каждый день хватали на улице людей и заставляли выполнять тяжелые работы, рыть окопы. Бабушка всегда ходила в магазин, на рынок с маленькой дочкой, так как с ребенком на работу не брали. Когда наступали немцы на Речицу, они всей семьей копали в огороде землянки и прятались: отец, мать, брат Петя (шесть лет) и дочь Зина (два года). Однажды бабушку с двухлетней Зиной тоже забрали на работу. Девочка сидела на земле и плакала, а молодая женщина рыла окоп. Один немец (учитель по образованию) пожалел ребенка и помог бабушке уйти, когда другие солдаты отошли в сторону.

Когда фашисты отступали, они расстреливали людей. Трупы сбрасывали в большие ямы и засыпали землей. Несколько дней из-под земли раздавались стоны, так как не все сразу умирали. К ямам немцы никого не подпускали.

При освобождении Речицы от фашистов бой шел за каждую улицу. В нашем саду стояли немецкие пушки и пулеметы, бегали вооруженные солдаты. Моя бабушка с трехлетней дочкой и восьмилетним братом, отцом и матерью сидели в вырытом заранее окопе. Они боялись, что их перестреляют. Бой за улицу шел несколько часов. Потом стало тихо. Через час в саду послышалась русская речь и выстрелы «Катюши». Люди вышли из погребов и окопов, они обнимались и плакали от радости.

На этой войне бабушка потеряла мужа, Ивана Александровича Протченко. 9 января 1945 года Наталья Пименовна получила извещение. В нем сообщали: «Ваш муж, лейтенант Протченко И. А., в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб».

Страшно думать об этой минуте даже много лет спустя… Еще ужаснее представлять, что могла чувствовать молодая женщина, оставшись с маленькой дочкой на руках абсолютно одна. Молодой парень, отец погиб 3 октября 1942 году в боях за освобождение города Новгорода. Он служил в армии в штабе, когда началась война. Послали на фронт защищать город. До войны работал в Калинковичском районе, деревня Горочичи (оттуда и был призван в 1939 году).

Братья моей бабушки тоже ушли на войну и не вернулись. У меня всегда перед глазами портреты ее родителей и трех братьев. В просторном светлом зале рисованные фотографии, обтянутые красивой черной тесьмой. Любой, вошедший в дом, сразу их замечал. Мне казалось, это единственное украшение в доме. Гордость и печаль одновременно.

Дмитрий Пименович Апостолов (1923-1943 гг.). Погиб за освобождение города Новгорода
Дмитрий Пименович Апостолов (1923-1943 гг.). Погиб за освобождение города Новгорода

Дмитрий Пименович Апостолов родился 24 октября 1923 года. Погиб в 20 лет. Пошел в армию добровольцем и пропал без вести. Подробные сведения есть в книге «Память» по Речицкому району (стр. 72 «Апостолов Дмитрий Пименович (Потапович) пропал без вести 26.11.1942 г. на территории Калмыкии, согласно другим сведениям – пропал без вести в июле 1944»).

Иван Пименович Апостолов родился в 1921 году. Погиб в 22 года, прошел Финскую войну и Отечественную. Погиб в Орловской области (Фатальский район) за освобождение города Орла. Немного не дошел до Гомеля. Однажды приехал парень без ноги из деревни Солтаново и рассказал, что Ивана ранили, вокруг него рвались снаряды. В бою участвовал гражданский мужчина. Он пополз стянуть Ивана в воронку, но не успел: снаряд упал на обоих и разорвал на куски.

Иван Пименович Апостолов (1921-1943 гг.). Погиб за освобождение города Орла
Иван Пименович Апостолов (1921-1943 гг.). Погиб за освобождение города Орла

Их подвиг – это яркий пример мужества, отваги, несгибаемой воли к победе.

После войны бабушка 40 лет отработала учителем русского языка и литературы. Сначала в деревне Ямполь, Речицкого района. От Речицы до школы – 16 километров. Трудно представить, но бабушка ходила пешком и даже босиком. Это уже позже стала жить в деревне и приходила домой только раз в неделю. С 1960 года моя бабушка работала в Речицкой восьмилетней школе № 2, а в 1973 году, в связи с ее ликвидацией, переведена в СШ № 6, откуда в 1974 году и ушла на заслуженный отдых.

Н. Апостолова, 1952 г.
Н. Апостолова, 1952 г.

Однажды мой сынишка пришел со школы с озадаченным видом и заявил: «Мне задали дерево нарисовать, а на нем всех моих родственников. Я вот думаю: бабушку Таню в гнезде изобразить или просто на ветке?»

Минут десять я смеялась, а потом объяснила своему второклашке, что учительница, скорее всего, имела в виду генеалогическое, или семейное, дерево и что бабулю мы обязательно на нем нарисуем, но только не в гнезде.

В тот вечер мы допоздна изучали семейный архив, хранить который после ухода бабушки семья доверила мне. Каждая страница пухлого альбома, обтянутого потертым коричневым бархатом, была настоящим открытием для моего ребенка и очередным волнующим погружением в прошлое семьи – для меня. С пожелтевших фотографий на нас смотрели серьезные мужчины в брюках галифе, заправленных в высокие сапоги; молодцеватые парни в военной форме, строгие женщины с безупречно уложенными волосами, дети в забавных костюмчиках. «Это твоя прабабушка, – показала я сыночку на снимок девушки в светлой косынке, – а эта смешная малышка – бабушка Таня. Посмотри, как ты похож на своего прадедушку!»

Н. Апостолова (вторая слева)
Н. Апостолова (вторая слева)

Это был потрясающий вечер. Размечтавшись, мы представляли себя зелеными листочками на могучем семейном дереве и фантазировали о том, куда оно уходит своими корнями. Как замечательно было ощущать себя маленьким, но важным звеном в длинной цепи поколений!

Каждый из нас – носитель генетической памяти и особой памяти души. Знания и опыт, накопленные нашими предками, передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Сами того не замечая, на подсознательном уровне мы пользуемся мудростью своего рода, следуем его установкам. «Знаковые» слова и фразы, пословицы и поговорки, которые чаще всего произносят в нашей семье, – это не случайность. Главное, не пропустить мимо ушей эти важные послания. Они учат нас помогать и сопереживать. «Пусти хлеб по водам, и он к тебе вернется», – говорит детям мама, повторяя слова своей бабушки. А в другой семье мужчины не привыкли пасовать перед трудностями и ждать манны небесной, потому что с детства слышали: «Все в твоих руках».

Человек, который помнит о своих истоках, знает свои корни, хранит память о предках, – это сильный человек. И вовсе не обязательно отправляться в далекие города и деревни, копаться в архивах и скрупулезно составлять свое генеалогическое древо (хотя занятие это невероятно интересное и полезное). Просто поддерживайте тесную связь со всеми кровными родственниками, рассказывайте детям семейные предания и истории, соблюдайте сложившиеся в роду традиции, храните фотографии и фамильные реликвии.

А когда вам грустно, одиноко или очень трудно, просто вспомните о том, что за вашей спиной есть могучая сила, которая поможет выстоять в любой ситуации, – ваш род. И насколько крепкой будет дальнейшая связь поколений, теперь во многом зависит от нас».

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети