Общество

1535

К Дню памяти воинов-интернационалистов. Испытание Афганом

 +

32 тысячи белорусов прошли дорогой Афгана. Нес службу в этой далекой стране и Михаил КРИВЕНКОВ. Сегодня он подполковник в отставке. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, другими наградами.

Коротко из биографии: учился в Воронежском авиационно-техническом (трехгодичном) военном училище. «Среди педагогов было много фронтовиков, – вспоминает Михаил Александрович, – и они учили нас, исходя из своего богатого опыта, искусству воевать, правильно выполнять задания». Затем – Белорусский военный округ. Михаил Кривенков служит в должности заместителя командира роты (часть которой дислоцировалась в Речице, в районе нынешних теплосетей) отдельного инженерно-аэродромного батальона. Личный состав занимался строительством и ремонтом аэродромов, благоустраивал инфраструктуру. Но уже ощущалось дыхание Афгана.

– Первым из части отправился в Афганистан начальник автослужбы, старший лейтенант Володя Дягилев, – рассказывает Михаил Александрович. – Земля ему пухом: он погиб при выполнении задания. Вскоре отбыл заместитель командира по технической части, майор Александр Подошвенников, и тогда я начал исполнять его обязанности. К тому времени был командиром роты.

Сентябрь 85-го. Пришел приказ касательно и Михаила Кривенкова. Точка дислокации на карте мира всё та же – Афган.

– Мы ехали в Афганистан выполнять свой долг. Мы давали присягу на верность Отечеству. Поэтому сомнений быть не могло. У страны были свои геополитические интересы, и армия, считаю, свою задачу выполнила, – убежден Михаил Кривенков.

В Афганистане Михаил Александрович – в звании капитан, командир инженерно-аэродромной роты, в которой было порядка 60 человек личного состава и техники около 40. Это грейдеры, трактора, автомобили, скрепера. Строили аэродромы и занимались их обустройством, возводили укрытия для авиационной техники, горюче-смазочных материалов, устанавливали из металла взлетно-посадочную полосу для вертолетов. Основная задача – обеспечение постоянной эксплуатационной готовности для авиации: от вертолетов до истребителей.

По словам Михаила Кривенкова, большинство из местного населения относились лояльно к нашим военнослужащим, дети были любознательными, как и везде.

– Было ли страшно?

М. Кривенков (крайний слева),  Афганистан, 86 г.
М. Кривенков (крайний слева), Афганистан, 86 г.

– Об этом речь не шла. Не страшно было, допускаю, тем, кто не владел информацией и был далек от этого. А нам приходилось страх преодолевать. Страх за подчиненных: мало ли что, вдруг пострадает кто-либо, и как я смогу смотреть в глаза его родным и близким, придется постоянно грызть себя, изводить мыслями: все ли я сделал, чтобы тот остался в живых. Страшно было и за себя: у меня двое детей. Младшенькой – два годика, сыну – десять лет.

Наш герой, как и многие, кто служил в Афганистане, скуп на воспоминания. В декабре 87-го Михаил Александрович вернулся домой. Подошел он к дочурке и спрашивает: «Где папа?», – а малышка показывает пальчиком на его фото, дескать, вот он. Естественно, это была радость для всех со слезами на глазах. Все родные с нетерпением ждали его возращения, считали дни…

– Считаю, что мы не имеем морального права забывать о тех, кто выполнял свой долг и был верен присяге, о тех, кто остался там, погиб на той войне, об их родных и близких. Я противник того, когда некоторые пытаются переписать историю и считают необоснованными политические решения того времени. Сегодня надо помнить о тех, кто служил в Афганистане, и чтить их заслуги: они выполнили свой священный долг, а единственно-верное обоснование произошедшему вынесет история. Надо время. А вот нынешней молодежи хочется пожелать, чтобы росли патриотами, учились отстаивать интересы государства, жили по совести и соблюдали законы. Это наш наказ молодым, – поставил точку в беседе Михаил Кривенков.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity