Православные всего мира, в том числе речичане и жители района, готовятся к Великому посту. Что значит прощать и принимать прощение?
Источник: Dneprovec.by Фото: из интернета, носит иллюстративный характер
В этом году с 19 февраля у православных христиан начинается самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный пост – Великий.
Посту предшествует чин прощения, которым завершается Масленица и открывается Великий пост, и заставляет даже неверующих задуматься о том, что значит прощать и принимать прощение и зачем это вообще бывает нужно. Многие верующие любят этот святой вечер. С радостью спешат в церковь, чтобы участвовать в чине прощения. К сожалению, нередко этот трогательный чин у некоторых из нас носит оттенок формального исполнения взаимного прощения. Но не этого ждёт от нас Господь. Бог ждёт, что, победив с Его помощью в себе гордость, мы обретём силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдём к обиженному нами и скажем: «Прости меня, Бога ради!» Господу не нужно наше лицемерие, Ему нужна наша готовность – никого, кроме себя самих, не осуждать, всех любить и всем прощать. Ему нужна наша решимость в наступающем уже на следующий день посту сложить с себя накопленные нами, возможно, долгими годами, грехи.
Пост является подготовкой ко встрече Страстной седмицы и Пасхи Христовой. Длится Великий пост 49 дней.
Смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться, нет, пост – это прежде всего духовное упражнение – наша малая жертва Богу.
Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.
Если у кого-то болезни, немощи не дают возможности полностью совершить пост по уставу, то надо подойти к священнику посоветоваться. Кому-то батюшка, быть может, особо благословит какие-то послабления, но это должно исходить не от малодушия и боязливости недоедания, а из действительного вашего состояния здоровья и возможностей, связанных с трудом. В посте главное не жёстко исполнять уставы и правила, а бороться с нашими страстями. Изгонять дух противления из нашей души, тот самый дух, который нам достался в наследство при падении Адама и Евы в раю. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой, принесем Господу свою исповедь и обязательно причастимся, таким образом сделаем шаг на встречу обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.
С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом:
- «сухоядение» – то есть хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты;
- «варение без елея» – вареные овощи без растительного масла;
- «разрешение на вино и елей» – вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
- «разрешение на рыбу».
Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.
По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).
В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).
В Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения) разрешается есть рыбную икру.
Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя – Страстная седмица – наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядение.