16/04/2018
Речичанам о Радонице
Благочестивый обычай молиться за усопших берёт своё начало в глубокой древности. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господня, в первом веке была внесена молитва за умерших.
Благочестивый обычай молиться за усопших берёт своё начало в глубокой древности. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господня, в первом веке была внесена молитва за умерших.
Что всё же побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, через любовь к ближним мы проявляем любовь к Богу. Таким образом, в молитвах за усопших проявляется наша любовь, как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И наоборот, когда мы забываем о своих близких живых, тогда приносим им боль.
Покойники нуждаются единственно в нашей молитве, в благотворении за их души. Мы же, изъявляя разные знаки нашей памяти к ним, самое главное забываем – молиться о них. Ставя дорогие памятники и украшая их, как только может подсказать изобретательный ум, затрачивая на них сотни и тысячи рублей, в то же время жалеем подать нищему на кусок хлеба или прикрыть наготу голому ради души покойника. Мы должны верить, что, молясь о покойниках, молимся в то же время о самих себе, потому что за нашу милость к умершим Господь нам посылает Свою милость, за нашу молитвенную память о них Господь и о нас помнит по Своему милосердию. Мы должны верить, что никакое добро не забывается, не пропадает даром. Особенно, когда мы молимся за души усопших, поминая их в нашей домашней и особенно в церковной молитве, сопровождая эту память милостынею за них – это добро наше бывает особенно приятно Всемилостивому Богу, и Он, по Своей премудрой и всемогущей благости, устраивает так: кто молится о покойниках, за того и после смерти непременно тоже будут молиться.
На Радоницу следует принять по возможности участие в богослужении, подать записки, чтобы Церковь смогла вознести молитвы за усопших при совершении таинства Евхаристии, и посетить могилки наших близких. На могилках помянуть добрым словом умерших и помолиться Господу об упокоении усопших душ. Не следует в этот день привозить на могилу пасхальные куличи, яйца, какую-либо еду, так поступали язычники. Мы знаем из курса школьной истории, что при смерти какого-либо язычника с ним в могилу отправляли пищу, утварь хозяйственную, а порой для умилостивления своих богов приносили в жертву слуг и даже жену умершего, что полностью противоречит христианскому учению.