Культура > Духовность

709

Значение Воссоединительного Полоцкого собора 1839 г.

 +

Воссоединение униатов с Православной Церковью, произошедшее на Полоцком соборе 1839г., является одним из важнейших событий истории белорусского народа. Несмотря на достаточную исследованность исторической наукой этого события, оно остаётся предметом не только споров, но и политических спекуляций, а, порою, и откровенной лжи. Отношение к унии может стать показателем духовно-культурной самоидентификации человека. Отсюда тема, связанная с осмыслением всех исторических реалий, порождённых унией, звучит актуально и в наши дни.

Принятие нашими предками Православия определило дальнейшее культурно-исторические особенности развития белорусского народа. Этот выбор стал объединяющим и культурообразующим. Так, промыслом Божиим, к концу XIV века в Великом Княжестве Литовском православные составляли до 80% населения страны.

Несмотря на своё количественное преобладание, православные так и не смогли укрепить свои позиции в лице высшей княжеской (а после Кревской унии 1385г.) и королевской власти. Успех католического прозелитизма оформился в дискриминирующие православных акты Городельского сейма 1413г. В последствии была Люблинская государственная уния в 1569г. объединившая Польшу и ВКЛ в одно государство - Речь Посполитую. В условиях сложившейся политической обстановки единственным институтом, который организовывал русское население и выступал хранителем духовных и национально-культурных основ их жизни оставалась Православная Церковь. Но она уже со времён Ягайло и Витовта оказалась под особо пристальным вниманием враждебно настроенной власти и покровительствуемого ею латинства, подвергаясь уничижению и гонениям, постепенно нараставшим по мере сближения Литвы с Польшей. В такой атмосфере и стало возможным заключение религиозной унии, которая была подписана в Бресте в 1596г.

К концу ХVIII века на территории современной Белоруссии и Литвы проживало около трёх миллионов человек. 39% от общего количества белорусов, поляков и литовцев принадлежали униатской церкви, 38% были католиками, 6,5% исповедывали православие, остальные были староверами и протестантами. Подавляющая часть белорусских крестьян - 80%, бедная шляхта и мещане были униатами. Униатство не поставило белорусов в равное положение с поляками-католиками. Как прежде православные, так теперь униаты продолжали оставаться в Речи Посполитой людьми второго сорта. Их веру, язык, материальную и духовную культуру называли «хлопскими» в противоположность «панским» (польским) вере, языку и культуре. После трёх разделов Речи Посполитой в конце ХVIII столетия (1772, 1793, 1795гг.) к Российской империи отошли, Правобережная Украина, Западная Волынь, Белоруссия, Литва, Лифляндия и Курляндское герцогство. Большинство исследователей говорят о благотворных плодах этого события. Действительно, присоединение Белоруссии к России привело к быстрому развитию экономики, торговли, культуры.

В недрах униатской церкви у многих священников существовали проправославные и прорусские настроения. Многие из них прошли курс наук в католической Главной семинарии в Вильно, т.е. это была наиболее образованная часть униатского духовенства. Именно из их среды в конце 20-х гг. ХIХ столетия промысел Божий вывел на историческую сцену будущего архиерея-воссоединителя Иосифа Семашко.

Мнения об его деятельности и личности крайне противоречивы. Одни считают его предателем католицизма, своекорыстным и беспринципным человеком. Другие ставят вопрос о причислении владыки Иосифа к лику святых. Одни утверждают, что Семашко был просто захвачен потоком царской политики, ведущей к ликвидации униатской церкви. Другие полагают его инициатором и главным деятелем воссоединения. Плодом трудов владыки Иосифа и его сотрудников стало прошение униатов о присоединении к Православию, принятое на соборе униатского духовенства в Полоцке в феврале 1839г. Прошение, естественно, было удовлетворено. Это стало вторым воссоединение западно-русских униатов, во время которого к Русской Православной Церкви присоединились 3 епископа, 1305 священников и 1607 приходов с 1.600.000 человек. Теперь в подавляющем большинстве это были белорусы. Униатская церковь в Белоруссии, просуществовавшая 243г., сошла с исторической арены.

Но заслуга митрополита Литовского и Виленского Иосифа Семашко не только в том, что он привёл униатов в лоно Православия. Архипастырь не только совершил, но и завершил воссоединение, 29 лет занимая сложнейшую в этно-религиозном отношении Литовскую кафедру. В эти годы он ставил перед собой задачу утверждения Православия в Литве и Белоруссии, одновременно имея в виду сверхзадачу возвращения этих земель в сферу влияния Восточной христианской традиции и восстановления русской православной самоидентификации белорусского народа.

Но каковыми оказались исторические последствия этого события для нас? Конечно, это все те последствия, которые историки связывают с вхождением Белоруссии в состав Российской империи.

Во-первых, ликвидация унии духовно соединила все части белорусского народа в единое целое, восстановило его цельность. Во-вторых, подрыв позиций полонизма и католицизма в Белоруссии привёл к постепенному возвращению белорусов к их истокам. В-третьих, воссоединение дало толчок становление самосознания народа, которое, прежде всего, выражается языковым самоопределением. Со всей очевидностью это явление нашло отражение в результатах всеобщей переписи населения Российской империи, прошедшей в 1897г. Здесь население всех белорусских губерний, и западных и восточных, однозначно назвало свой родной язык не русским, как во времена унии, но белорусским. В-четвертых, ликвидация унии придала новый мощный импульс развитию белорусского языка, формированию его литературной формы. В-пятых, начало делать первые шаги национально-культурное возрождение белорусов. В-шестых, возник научный интерес к изучению истории, этнографии и фольклора белорусского народа.

Из всего сказанного следует, что воссоединение униатов сдвинуло с мёртвой точки искусственно замороженный в Речи Посполитой процесс превращения белорусской народности в белорусскую нацию.

В воскресенье 24 февраля 2019 года в городе Полоцке Витебской области состоятся торжества по случаю 180-летия Полоцкого церковного Собора 1839 года, на котором было принято решение о воссоединении белорусских и литовских униатов с Православной Церковью.

Основным инициатором воссоединения стал униатский епископ (впоследствии православный митрополит Литовский и Виленский) Иосиф (Семашко). 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня блаженной кончины этого выдающегося архипастыря Белорусская Православная Церковь отмечала в 2018 году.

Праздничные торжества начнутся совершением Божественной литургии в Софийском соборе города Полоцка (ул. Замковая, 1), которую возглавит митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Начало богослужения в 9:45.

В 15:00 в Полоцком государственном университете (г. Полоцк, ул. Стрелецкая, 4) состоится торжественный акт с участием представителей отечественной церковной и светской науки, которые выступят с сообщениями о значении Полоцкого Собора в истории Беларуси и о его влиянии на состояние современного белорусского общества.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети