Культура > Духовность

2614

Речица православная. Преподобный Лев Оптинский

 +

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества Преподобный Лев – человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны – толпы обездоленных стекались к нему.

Молодой, здоровый, удачливый, Лев Данилович Наголкин более десяти лет успешно занимался торговлей, вращался во всех слоях общества, хорошо изучил их манеры и быт. В жёны ему прочили купеческую дочь, но женитьбы не было в его планах. Господь в начале пути дал ему обогатиться жизненным опытом, который потом пригодился в годы старчествования.

Первому всегда тяжело. После светлой эпохи преподобного Сергия Радонежского традиции старчества были прерваны, при Петре I и после его царствования монашество преследовали. И в годы жизни отца Льва внешние подвиги – пост, труды, поклоны, а иногда и вериги – считались достаточными для спасения. Непрестанная молитва, очищение сердца, откровение помыслов – всё, чему научился отец Лев от своего наставника, отца Феодора, ученика великого старца Паисия Величковского, – было непонятным для многих монашествующих.

Учителя преподобного Льва, схимонаха Феодора, всю жизнь преследовали клевета и зависть. Такая же участь постигла и отца Льва. Много лет пришлось им вести жизнь скитальческую, переходить из одного монастыря в другой, терпя от людской злобы, возбуждаемой врагом нашего спасения. Он испил до дна скорби непонимания, клеветы, осуждения. Причём не от чужих, а от своей монашеской братии.

Начало монашеской жизни положил отец Лев на 29-м году жизни в Оптиной Пустыне в 1797 году. Здесь он пробыл послушником в течение двух лет и так много вложил сил в труды монастырской жизни, что за это время успел расстроить своё крепкое здоровье. Пришлось ему подвизаться также в других монастырях, и это стало хорошей школой.

В Белобережной пустыне, где отец Лев принял монашеский постриг в 1801 году с именем Леонид, настоятелем был известный афонский старец – отец Василий (Кишкин). Под руководством подвижника молодой монах прошёл первые искусы и учился монашеским добродетелям: смирению, терпению. Узнал на практике внешние монашеские подвиги поста, послушания, молитвенного правила. 22 декабря того же года он был рукоположен в иеродиакона, 24 декабря – в иеромонаха.

После того как первые монашеские уроки были пройдены, Господь приводит будущего старца в Чолнский монастырь. Здесь знакомится иеромонах Леонид с будущим наставником – старцем Феодором, который видит, что этот молодой подвижник созрел для высшего монашеского делания – подвига непрестанной молитвы. С этого момента наставник и ученик не расстаются на протяжении двадцати лет.

Вместе они возвращаются в Белобережную пустынь, где в 1804 году иеромонах Леонид сменяет афонского старца отца Василия. Его аскетический авторитет среди монахов уже в ту пору был настолько высок и бесспорен, что братия сама единодушно избирает его настоятелем Пустыни, о чем сам Леонид поначалу не знал. Он исполнял свое обычное послушание на квасоварне, когда ему сообщили об избрании и, даже не дав снять фартука, повезли оттуда на утверждение к архиерею.

Четыре года настоятельства были школой искушения властью, школой обучения ответственности за вверенную ему братию.

Но в 1808 году отец Феодор тяжело заболевает, его перевозят в уединённую келью в лес, в двух верстах от обители. И его верный ученик меняет жизнь настоятеля монастыря на жизнь отшельника в лесной глуши, куда отправляется вслед за заболевшим наставником. Через некоторое время из этой уединённой кельи подвижников выгнал новый настоятель из-за большого стечения народа к ним. Потом последовало много лет скитаний и испытаний по разным монастырям.

Значительной вехой на жизненном пути был Валаамский монастырь, где отец Лев, отец Феодор и их сподвижник отец Клеопа прожили шесть лет. Здесь уже дар старчества стал проявляться в отце Льве. Но, когда высокая жизнь старцев стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

После кончины наставника отец Лев пробыл некоторое время в Площанской пустыне, где познакомился с иноком Макарием – его будущим помощником во время старчествования в Оптинском скиту.

И вот в 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками приезжает в Оптину пустынь. Ему 61 год. Это старец, который волею Божией полностью созрел для старческого руководства, и он становится родоначальником всех старцев Оптинских. Настоятель, преподобный Моисей, почувствовав духовную опытность преподобного Льва, поручает ему окормлять братию и богомольцев. Сам Игумен Моисей занимался хозяйственной частью и ничего не предпринимал без старческого благословения. И в течение 12 лет до дня своей смерти отец Лев являлся духовным вождём Оптиной пустыни.

Вскоре в Оптину приезжает и будущий старец Макарий, он будет ближайшим учеником, сотаинником и помощником преподобного Льва, а после его кончины – вторым Оптинским старцем. И вместе они воспитают великого Оптинского старца Амвросия.

Преподобный Лев был могучего телосложения, с зычным голосом, гривой густых волос. Отец Феодор называл преподобного Льва «смиренным львом».

Все двенадцать лет старчествования в Оптиной были наполнены для старца гонениями, доносами, интригами. Его переселяли из скита в монастырь, из одной кельи в другую, запрещали принимать страждущих, носить схиму. Всё это он принимал с полным благодушием.

Преподобный Лев вёл старческое окормление братии и принимал всех страждущих, немощных, больных. Исцеляя душу, он врачевал и плоть. Многих людей он спас от смерти телесной, но ещё больше от смерти духовной.

Благодаря дару прозорливости, старец также спасал многих от разных бед и несчастий. Однажды он на три дня задержал приехавших к нему купцов, а потом выяснилось, что всё это время их подстерегали, чтобы убить и украсть деньги, которые были у них с собой.

Исцелениям же по молитвам старца не было числа. Известен случай исцеления монахини Севской от рака груди. Отец Леонид помазал ей грудь маслом из лампады и окропил святой водой. Боль у нее тотчас затихла, а вечером она была уже совершенно здорова. Вместо обещанных врачами трех дней жизни по молитвам преподобного она прожила еще более двух десятков лет.

Старец исцелял душевнобольных и бесноватых, возрождая людей к новой жизни. Однажды три женщины привели к преподобному больную, лишившуюся рассудка. Он возложил на голову больной конец епитрахили и свои руки и, прочитав молитву, трижды перекрестил ее голову. На следующий день больная была уже совершенно здорова.

В сентябре 1841 года старец начал заметно слабеть, перестал принимать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Умирая в тяжких телесных страданиях, преподобный Лев испытывал великую духовную радость и все время благодарил Бога за переносимые страдания. В день кончины преподобного, 11 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых отцов семи Вселенских Соборов. Общая скорбь была неописуема, и велико было стечение народных масс у гроба усопшего старца.

В 1996 году преподобный Лев был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви – прославлен для общецерковного почитания. Мощи старца покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity