Культура > Духовность

2460

Речица православная. Преподобный Моисей Оптинский

 +

На страницах газеты «Дняпровец» публикуется цикл материалов об оптинских старцах. Уже вышли статьи об основателе и вдохновителе оптинского старчества - преподобном Льве (№ 137 от 26 ноября 2019 г.), а также о преподобном Макарии (№ 142 от 7 декабря 2019 г.). Продолжаем наш рассказ.

Сегодня речь пойдёт о препо­добном Моисее, в настоятельство которого и зародилось оптинское старчество.

Преподобный Моисей (в миру Тимофей Иванович Путилов) ро­дился 15 января 1782 г. в благо­честивой купеческой семье в Борисоглебске Ярославской губернии. Тимофей был третьим из десяти детей Путиловых. Получив стро­гое воспитание, сыновья этой се­мьи стремились к монашеской жизни, духовному росту.

Когда Тимофею исполни­лось восемнадцать лет, его вме­сте с четырнадцатилетним бра­том Ионою отправили на службу в Москву. Там братья окончательно утвердились в желании монаше­ской жизни. Их старшая сестра, Анисия, мечтала о монашестве, но по желанию отца вышла замуж и вскоре умерла. Муж её ушёл в монастырь, в Саровскую Пустынь. Когда братья узнали об этом, то решили тоже поехать в Саров. Ти­мофею было 22 года, Ионе - 18 лет. Из Сарова они написали отцу откровенно о своём намере­нии. Отец разгневался и приказал сыновьям немедленно возвра­щаться домой, но они не показы­вались ему на глаза два с полови­ной года. Впоследствии отец про­стил сыновей и благословил на монашество.

В Сарове братья встрети­лись с великими старцами: уже тридцать семь лет жил там пре­подобный Серафим Саровский, схимонах Марк, проходивший подвиг юродства, игумен Назарий, восстановитель Валаама. Во время трёхлетнего пребывания в Сарове Тимофей пользовался наставлениями этих духоносных старцев.

В 1820 году, в возрасте три­дцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной пу­стыни и был представлен Калуж­скому архипастырю, преосвящен­ному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество. Дикий сос­новый бор, окружающий Оптину пустынь, навёл его на мысль устроить при Оптиной скит. Он слыхал о рославльских пустынни­ках и именно им желал поручить устройство скита. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении. После перепис­ки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.

В 1822 году церковь в честь Иоанна Предтечи была освяще­на, отец Моисей в возрасте соро­ка лет был рукоположен в иеро­монахи и определён духовником Оптиной. А через три года препо­добного Моисея избрали настоя­телем Оптиной.

Тридцать семь лет продолжа­лось настоятельство преподоб­ного Моисея Оптинского. За эти годы его трудами Оптина преоб­разилась. Число братии увеличилось в несколько раз, туда был приглашён старец Лев, назна­чен духовником старец Макарий. Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и преподобный Лев, между обоими строгими подвижниками сложи­лось глубокое взаимное понима­ние, единодушие. При преподоб­ном Моисее пришёл в Оптину по­слушником будущий ее великий светильник - преподобный ста­рец Амвросий.

Старец Моисей успел благо­получно скрыть себя от людей, почему многие, не знавшие Оптинского игумена близко, считали его хотя и хорошим, но обыкно­венным человеком, только духов­ные мужи ощущали благоухание добродетелей преподобного Мои­сея и считали его высоко­духовным старцем. Но чудо его жизни и служения - сама Оптина, процветшая и прославившая­ся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России. Также мо­настырь расцвел внешним благо­лепием, в нём была собрана бо­гатейшая библиотека, развер­нуто книгоиздание. Современ­ники говорили о старце Моисее: «Это был муж дела, а не словес самохвальных».

В последние дни земной жиз­ни преподобного Моисея откры­лось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: боль­ной старец подозвал к себе келейника и сказал: «Спроси, что это за женщина? Зачем она ме­ня беспокоит?» Келейник, не ви­дя никакой женщины, подумал, что это бред. Но потом оказа­лось, что на крыльце, за дверя­ми, действительно долго стояла женщина, которая, получив обра­зок для себя, не хотела удалять­ся и настоятельно просила, что­бы ей дали образок и для ее сы­на. Узнав об этом, келейник взял образок и поднес его старцу для благословения. Старец благосло­вил его и промолвил: «Вот теперь я спокоен». И келейник вынес об­разок дожидавшейся крестьянке. Другому же посетителю, к нема­лому его удивлению, преподоб­ный сказал, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что схиархимандриту по слабости сил никак нельзя служить, то преподобный Моисей прибавил: «Служить нельзя, но быть можно». Слова эти сбылись в точности: в воскресенье гроб почившего о Господе старца был перенесен в церковь.

Праведная кончина препо­добного старца Моисея наступи­ла в 1862 году, на 81-м году его земной жизни. Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении в 1865 году ново­преставленного преподобного Антония разломали склеп и обна­ружили гроб преподобного Мои­сея совершенно как новый, не­смотря на сырость грунта. Приот­крыв гроб, увидели, что тело его осталось нетленным.

В 1996 году преподобный Моисей был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собо­ром Русской Православной Цер­кви прославлен для общецер­ковного почитания. Святые мощи преподобного Моисея покоятся в Казанском храме Оптиной пу­стыни рядом с мощами его брата, игумена Антония.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity