Культура > Духовность

1450

Речица православная. Великий пост

 +

2 марта 2020 года у православных христиан начинается Великий пост. Каждый год растет число людей, впервые пробующих подвергнуть себя этому испытанию тела и духа – испытанию нелегкому, даже странному в светском обществе.

В любом деле важнее всего намерение и та цель, которую человек преследует, когда к этому делу приступает. После грехопадения у первого человека оказались поражены три силы его души – воля, разум и чувства. Разум поврежден в меньшей степени, потому что любой из нас, будучи более или менее адекватным, способен различать добро и зло. А вот воля и чувство к этому абсолютно не способны: чувства наши влекутся к чему-то приятному независимо от того, добро это или зло, а воля находится в настолько расслабленном состоянии, что голосу разума отвечать не в силах. Значит, воля нуждается в некотором укреплении. Нужен опыт отказа от приятного. Речь идет не о самоистязании по собственному желанию, а о том, чтобы склонить голову перед церковным установлением, которое на первый взгляд кажется непонятным, нелогичным, устаревшим. И знать, что исполняешь при этом волю Божию. То есть человек делает это не с гордостью, а со смирением. Сегодня это, наверное, даже важнее, чем аскетическая сторона поста. При этом надо отказываться от тех видов пищи, от которых заповедано отказываться Великим постом. Иначе получается, что человек чувствует себя умнее тех людей, которые своим трудом, постом и молитвой достигли святости.

Великим постом из меню верующего человека исключаются все виды нерастительной пищи, в том числе молочные продукты. Два дня разрешается рыба – это Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. И в Лазареву субботу – накануне Входа Господня в Иерусалим – по традиции разрешается икра. Но, если посмотреть на церковный устав о посте, приходится признать, что для большинства современных людей он действительно неисполним. Потому что предполагается не только отказ от скоромного, но также питание один раз в день, сухоядение, хлеб и вода – многое, чего современный человек просто физически понести не может. Да и не надо ему, наверное. Главное, чтобы, постясь, вы чувствовали, что превозмогаете свое естество, хотя бы чуть-чуть. Если какие-то постные продукты вам очень нравятся, то и в них себя следует ограничивать. И вообще, быть скромнее, не переедать за трапезой. Но, конечно, все следует делать в меру. Если человек себя утесняет сверх меры, то это срабатывает как сжатая пружина. Кто-то начинает объедаться после Пасхи, кто-то, слишком ревностно приступив к посту, вдруг бросает, не выдержав.

Человеку необходимо сразу определиться, сколько раз в день следует есть, – по медицинским показаниям. Но дальше от этого уже не отклоняться – не пить чай в перерывах, не грызть чего-то на ходу. Элементарная самодисциплина. Но, конечно, если пост ограничивается гастрономией, если человек не идет в храм, это ему ничего не даст. Только присутствие на богослужении и внутреннее участие в нем раскрывают для человека сущность поста.

Бывает не выдержишь строгостей, нарушишь пост, что делать? Надо понимать то, что вы идете по скользкой дороге. Упали. Что будете делать? Конечно, встанешь и пойдешь дальше. Так и с нарушением поста. Встать, отряхнуться, продолжать идти. Пост – это не какой-то уровень компьютерной игры, который человек должен пройти без потерь, а если не прошел, то игра закончена. Хотя порой враг именно это человеку и нашептывает. Он говорит: ты нарушь, потому что один раз не считается. А когда человек нарушает, он говорит: ну, ты все равно уже нарушил, нет смысла продолжать.

Однако, и выдержав пост, было бы ошибкой думать, что вслед за тем можно расслабиться. Пользы тогда не будет никакой. Пост – это повод собраться и потом не расслабляться. И, быть может, к следующему посту собраться еще больше.

Основные богослужения, которые желательно постараться посетить верующему человеку, уже не говоря о воскресных днях, это прежде всего первые четыре дня первой недели поста. Четыре вечера, когда читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Не прослушав чтение этого канона, не помолившись, поста уже не поймешь по-настоящему. Благовещение – 7 апреля. Вербное воскресенье – за неделю до Пасхи. Воспоминание о воскрешении праведного Лазаря – суббота, ему предшествующая. Так называемое Мариино стояние, когда Великий покаянный канон читается не в дроблении, а целиком – среда пятой недели поста. Похвала Божией Матери – суббота пятой недели.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity