Культура > Духовность

2968

В Речице открывается выставка иконописцев Андрея и Анастасии Бодько. «Чтобы работать, внутри должна быть тишина»

 +

В эту пятницу – 6 марта – в Картинной галерее имени Александра Исачева начнет работу выставка икон молодой пары: священнослужителя Андрея Бодько и его супруги Анастасии. Незадолго до вернисажа Андрей заглянул к нам в редакцию и немного рассказал о себе и о своем искусстве.

Андрей Бодько родился в Речице, в юности, как рассказывает, увлекался сюрреалистическими граффити: рисовал людей с тремя головами, сказочные джунгли. Так увлекался, что в 24 года уехал поступать на дизайнера-иллюстратора в Москву. Там познакомился с православными людьми и пришел к вере.

– Тогда я и захотел пустить свои силы и талант на служение Богу. Поэтому поступил уже не на иллюстратора, а в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет на иконописца. Отучился там шесть лет. На третьем году учебы поступил в Московскую духовную академию, чтобы стать священнослужителем, – рассказывает Андрей.

Почти 13 лет он прожил в России и вот не так давно вернулся в Беларусь. На выставке 95% икон – это работы его и супруги за последние четыре года. Кстати, как отметил Андрей, эти четыре года для них знаковые – именно столько они официально состоят в браке. Познакомились в Московской духовной Академии: хоть и учились молодые люди на разных специальностях, судьба свела. Анастасия из Кременчуга, некоторое время обучалась иконописи при Святой Успенской Киево-Печерской Лавре. У пары есть ребенок, ждут второго.

– Как отличаются ваши с Анастасией работы? Можно ли визуально определить, писал икону мужчина или женщина?

– В иконописи, как и в любом деле, я думаю, руку женщины всегда можно узнать: женщины тоньше чувствуют цвет, создают более лиричные образы. Что касается меня и супруги, то у нас даже почерки похожи. Вкусы и взгляды у нас тоже общие, хотя все равно у каждого свой стиль – если будете на выставке, сможете в этом убедиться.

– Есть разница в жизни иконописцев в России и в Беларуси, в которую вы вернулись?

– Да, в России больше, чем в Беларуси, ходят в храмы, разбираются в иконах. Там часто проходят подобные выставки. В Беларуси же люди не привыкли к живописным иконам, да и так вышло исторически, что здесь большее влияние на церковное искусство оказывали западные традиции, идущие от Речи Посполитой, Великого Княжества Литовского. Пока я учился в университете в России, мы ездили по крупным городам, где сохранились древние иконы. Мне часто доводилось их копировать и учиться восточной манере письма.

– Чем отличаются восточные иконы от западных?

– Принципиальное отличие в том, что западные иконописцы стремятся к реализму, показывая райскую жизнь на земле. Западу, благодаря его достатку и рационализму, также больше свойственны помпезные красивые храмы, украшенные золотом. А в восточной традиции мы изображаем то, во что верим, а точнее мир горний – небесный. Мы не знаем, что там и как, поэтому, чтобы не перевирать, используем различные символы. Например, божественный свет нельзя увидеть в нашем земном мире. Поэтому мы передаем его с помощью символики цвета. Католики изображают его лучиками, в православии для этого также применяется позолота.

Если говорить про стилистику, то на нашей выставке будет больше аскетических икон. Современные иконописцы, чтобы выжить и продавать свои работы, стараются писать «богатые» или, как их еще называют, «княжеские» иконы. Их и церковь покупает охотнее. Нам же с супругой ближе провинциальный, в хорошем смысле этого слова, стиль. Такие иконы, которые пишем мы, в древности использовались в монастырях, простых домах. Они нам понятнее.

 – Как вас находят заказчики и какие иконы, скажем так, самые популярные?

– Находят через знакомых, СМИ, выставки и через соцсети. А из популярных сюжетов это, например, Богородица или Николай Чудотворец. Хотя иконопись разнообразна, ведь ее история исчисляется столетиями! И мне многое хочется попробовать и освоить. На выставке будут собраны именно такие творческие, а не заказные работы, работы для себя. Плюс на заказ всегда просят ровненькие правильные доски, а я люблю писать на досках «с характером», как и делали много веков назад. Я делаю краски сам, доски тоже обрабатываю вручную. Если на доске есть рельеф, на нее и изображение по-другому ложится. Это можно сравнить с тем, когда ты начинаешь писать перьевой ручкой вместо шариковой.

– Когда-нибудь брались за роспись храмов или планируете в будущем?

– Это определенная ниша, и я в нее пока не стремлюсь. Грубо говоря, из-за малого количества времени в день, которое я могу уделить иконописи, текущий формат для меня оптимальный. Если сравнивать со спортом, то я спринтер, бегаю на небольшие дистанции. А роспись и другие крупные работы – это уже марафон. Да, и, как мне кажется, это как у писателей: у кого-то есть внутренние составляющие писать многотомные романы, а кто-то выражает себя в хокку.

– Есть какие-то обязательные условия для создания иконы, которые вы стараетесь выполнять? Может, слушаете музыку, что-то еще?

– Раньше слушал все, кроме попсы: что-то тяжелое, рэп, регги, электронную музыку. У меня были целые коллекции, которые я крутил круглосуточно. Сейчас перестал включать вообще что бы то ни было и работаю в одиночестве. Хотя, когда занимался граффити, особенно на фестивалях, мимо проходили и останавливались рядом сотни людей, мне это не мешало. С иконами все по-другому, они требуют полного отречения. Не слушаю даже православные лекции или песнопения. Чтобы работать, внутри должна быть тишина, никаких лишних мыслей, внутренних заевших пластинок. Еще для меня важно писать с утра, когда не загружен новостями, событиями, разговорами, эмоциями, чтобы как чистый лист. Поел, помолился и приступаешь к работе – это идеально. Если пишу уже после службы, улицы, встреч, то всегда стараюсь поспать хотя бы 15–30 минут, чтобы перезагрузиться. Потом пью кофе и обновленный берусь за кисти.

Кстати, невозможно писать, когда поспорил с кем-то, в семье что-то не так: любые переживания мешают. Ты всегда должен добиться состояния внутренней безмятежности. Поэтому мы и ведем достаточно закрытый образ жизни, не ходим на вечеринки (улыбается). Да и зачем, когда дома у меня есть все, что нужно для счастья, – любимое дело и любимая семья.

Выставка будет работать с 6 марта по 12 апреля в Картинной галерее имени Александра Исачева. Открытие – 6 марта в 15.00.

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity