Спорт

4671

Велосообщество Речицы: «Наш город может стать одним из первых райцентров в республике, где есть велодорожки»

 +

Сколько живу, столько слышу о проблеме взаимопонимания между водителями и пешеходами. Одни выставляют претензии другим, получая вслед ответную порцию недовольства. И конца и края этим препирательствам не просматривается.

С недавнего времени армия водителей значительно пополнилась: на двухколёсные средства передвижения пересела значительная часть наших сограждан. Речь о велосипедистах. Их количество стремительно увеличивается, и не замечать этого уже невозможно. «Городу необходима велосипедная инфраструктура, только так можно прийти к взаимопониманию на дорогах», – убеждены организаторы и активисты Речицкого велосообщества Виктор ЕРМОЛЕНКО и Дмитрий БАГИРОВ. Подробнее об этом наша беседа.

Право руля

– Расскажите, когда и каким образом возникло Речицкое велосообщество?

Виктор:

Эмблема велосообщества Речицы
Эмблема велосообщества Речицы

– Датой его появления можно назвать июнь 2014 года. Тогда появилась идея собраться разным людям, увлечённым велосипедами, и съездить вместе куда-нибудь за город. Сначала нас было пять человек: отправились за «Поляну невест», сделали большой круг через Береговую, вдоль Днепра. Понравилось. Создали группу ВКонтакте «Велосообщество Речицы». Во втором нашем путешествии приняло участие уже десять человек. В третьем – более двадцати. Весь 2014 год стабильно собирались, через группу в социальных сетях задавали координаты: где собираемся, куда едем.

Люди на подобных мероприятиях в первую очередь знакомятся, общаются, делятся впечатлениями. И уже сейчас можно сказать, что велосообщество существует самостоятельно.

Одни из первых покатушек
Одни из первых "покатушек"

Дмитрий:

– Стать членом велосообщества может любой. Конечно, лучше, если человеку уже есть восемнадцать, потому что периодически заезжаем далеко: за 20–30 километров от Речицы. Как-то ездили колонной в двадцать человек до лагеря «Марат Казей». Все получили удовольствие. Как у автомобилистов есть свои интересы, так и у нас. Кто-то совет просит, кто-то велодеталями обменивается.

Каждая поездка по-своему интересна. Недавно, к примеру, я отправился в сторону Гомеля и встретил Василия Кириенко – нашего земляка, чемпиона мира по велоспорту. Повезло: догнал Василия, потому что он остановился что-то поправить. Катались вместе часа полтора и всё это время общались. Запоминающееся событие.

Открытие велосезона-2015
Открытие велосезона-2015

Виктор:

– В прошлом году к нам присоединился Константин Тарасенко, который придал новый толчок развитию сообщества. Он по личной инициативе организует велосипедные гонки. Дебютной стала гонка 1 Мая прошлого года. Собралось порядка пятидесяти человек. Было много конкурсов, призов, музыки – прекрасно провели время. Всё происходило по дороге на Озерщину, за городским пляжем. С того времени аналогичные мероприятия проводятся регулярно. Участвуют в них, помимо речицких, ребята из Гомеля, Лоева, других городов.

Велосообщество против мусора: акция по уборке прибрежной зоны весной 2016 года
Велосообщество против мусора: акция по уборке прибрежной зоны весной 2016 года

Инфраструктура: дорожки, наклонные бордюры, парковки

– Велосообщество ширится. Эта тенденция характерна как для Речицы и Беларуси в частности, так и для других стран по всему миру. Очевидно, что как-то организовывать движение необходимо. Какие предложения есть у вас?

Виктор:

– Не все трезво оценивают ситуацию на дорогах: как велосипедисты, так и автомобилисты, пешеходы. Растёт количество конфликтов. Причём сейчас тенденция такая: если где-то правила нарушил автомобилист или пешеход, это не принято замечать. Но если что-то произошло с участием велосипедистов, на этом сразу ставится акцент. Такого наслушаешься – мало не покажется.

Наша позиция – все должны соблюдать Правила дорожного движения. А, чтобы упорядочить взаимоотношения на дорогах, просто необходима велосипедная инфраструктура.

Предлагаемые маршруты велодорожек
Предлагаемые маршруты велодорожек

Дмитрий:

– А именно – велодорожки. Там, где возможно по правилам и нормам, их необходимо разметить на пешеходных зонах. Такой опыт есть в Минске, Гомеле. Как показывает практика, пешеходы и велосипедисты привыкают к разметке и со временем воспринимаю как вполне естественное явление. Это и называется взаимопониманием на дорогах.

 Виктор:

– Хотелось бы, чтобы велодорожки были из центра города во все микрорайоны. В идеале они, конечно, должны быть отдельно от проезжей и пешеходной зон города. Но понятно, что на данный момент такое обустройство нереально.

Предлагаемые маршруты велодорожек
Предлагаемые маршруты велодорожек

Дмитрий:

– На нижней набережной очень большой поток велосипедистов, много гуляющих с детьми. Там дорожки необходимы.

Виктор:

– А также в парке Победы. Актуально упорядочить подъезды к крупным предприятиям: метизному, «Речицадреву», КХП – на работу многие предпочитают ездить на велосипедах.

Реальные варианты обустройства велодорожек у нас есть, мы их видим и предлагаем. В том числе Госавтоинспекции и районным властям. В принципе, понимание есть, но дело движется не так быстро, как хотелось бы.

Добавлю ещё пару нюансов. В Гомеле и Минске, где есть велодоржки, спиливают бордюры под углом, то есть делают их наклонными, чтобы была возможность заезжать на велосипедах, особенно старого типа – на «Аистах», например.

В Минске не так давно на пешеходных переходах рядом с зеброй появились отдельные полосы для велосипедистов – не затратное, но очень нужное дело.

Предлагаемые маршруты велодорожек
Предлагаемые маршруты велодорожек

– Как мне кажется, для большинства людей велосипед – это хобби. Может быть, достаточно маршрутов просто для отдыха: на природе, набережной. А в городе разумнее передвигаться на авто или пешком?

Виктор:

– Каждому своё. Знаю, что многие в тёплое время года предпочитают на работу добираться на велосипеде, а не в общественном транспорте. Так комфортнее и, как правило, быстрее получается. Ведь велосипедный маршрут ты выбираешь сам.

Дмитрий:

– Во многих европейский странах отказ от автотранспорта – часть государственной политики. Все понимают, что таким образом улучшается экология, граждане больше внимания уделяют здоровому образу жизни. Плюс ко всему: велосипед – это экономно. Его обслуживание требует минимум средств. Многие мои знакомые с автомобилей пересели на велосипеды: в любую точку города без проблем можно добраться за 10–20 минут. А машина – это лишние хлопоты: сначала получи права, потом купи авто, проходи техосмотры, думай о парковке и так далее.

На мой взгляд, веломаршруты должны быть как в городе, так и за его пределами. К примеру, сейчас активно развивается велотуризм. Познакомиться с Речицей едут ребята из разных уголков Гомельщины, Беларуси. Совсем недавно мы встречали одну из таких групп – люди были восхищены нашим городом и его окрестностями.

Колёсные остановки

– Велопарковки – какими они должны быть, на ваш взгляд?

Виктор:

– Весной прошлого года мы составили список с фотографиями всех велопарковок города для популярного белорусского проекта onbike.by, где есть карты населённых пунктов, указаны велосипедные сервисы, места парковок и так далее. К слову, мы добились того, что Речица стала первым районным городом, который появился в этом проекте. В нашем списке оказалось что-то около пятидесяти велопарковок. Для райцентра – вполне приличный показатель. Очень хорошо, что они вообще есть.

Но некоторые из них не подходят для большинства современных велосипедов. Наши граждане практичны: как правило, покупают горные велосипеды. А они оборудованы дисковыми тормозами. Парковать такой велосипед зачастую рискованно: может, к примеру, помяться ротер тормозного диска – деталь дорогостоящая. Поэтому есть парковки, которые попросту бесполезны, для вида.

Оптимально парковка должна быть достаточно высокой – не ниже 27 дюймов – с шириной парковочного места не менее 30 сантиметров.

– Какие парковки вы бы отметили?

Виктор:

– Симпатичная и удобная парковка у кафе «Патио» по улице Советской. Парковки попроще в плане эстетики, но также удобные, у стоматологии, у ЖЭУ по улице Панова и в других местах. А вот колёсные остановки, к примеру, у сети магазинов «Евроопт» оставляют желать лучшего: для обычных велосипедов они подходят, для горных – нет.

Образцовая парковка у кафе Патио
Образцовая парковка у кафе "Патио"
Парковки ни для кого, абы стояло: у магазина У Татьяны
Парковки ни для кого, "абы стояло": у магазина "У Татьяны"
Парковки ни для кого, абы стояло: у супермаркета Белмаркет
У супермаркета "Белмаркет"
Парковки у торговых объектов Евроопт: для обычных велосипедов более-менее подходят, для горных - нет
Парковки у торговых объектов Евроопт: для обычных велосипедов более-менее подходят, для горных - нет
Парковка на метизном практична и восстребована
Парковка на метизном практична и восстребована
Парковка на молочно-товарном комплексе Холмеч: удобна и лаконична
Парковка на молочно-товарном комплексе "Холмеч": удобна и лаконична

О выборе

– Какую модель посоветуете выбрать начинающему велосипедисту?

Виктор:

– У нас практически все покупают горные велосипеды. Я в своё время думал: «Почему?»  Видел в интернете много других красивых моделей. Но потом, когда начал ездить, понял: много бордюров, препятствий – горные велосипеды практичнее.

На самом деле классификаций, моделей, производителей  – множество. Есть велосипеды шоссейные, гибриды, горные, круизеры и так далее. В последнее время появились электровелосипеды с компактными моторчиками. Они хороши для тех, у кого проблемы с суставами и, по сути, являются альтернативой мопеду при условии, что для езды не требуются права.

 – Расскажите о своих велосипедах и немного о себе: чем по жизни занимаетесь?

Виктор:

– Работаю инженером на заводе ДСП ОАО «Речицадрев». Катаюсь на горном Focus и на круизере Schwinn.

Дмитрий:

– У меня вполне обычный горный Cannondale с 29-дюймовыми колёсами, на котором езжу уже два года. По жизни увлекаюсь и зарабатываю фотографией.

Пешеход велосипедисту товарищ?

– Приведу несколько сообщений из тех же социальных сетей: «Шестого июля вечером на входе в парк Победы девушку сбили велосипедисты. На ноге останется большой шрам, порвались босоножки. Вместо извинений услышала грубость в свою сторону и послана в дальние края...», «Около парка Победы мальчик на велосипеде сбил ребенка на пешеходной дорожке. Девочке три  (!!) года, пришлось вызывать скорую, швы нужно было наложить. Сбивший ребенка парень сбежал...». Подобных сообщений появляется всё больше. Как вы их прокомментируете?

Виктор:

– Мы пропагандируем корректное поведение. И адекватные велосипедисты нас понимают и поддерживают. Но есть категория людей, которым, в принципе, всё до лампочки. Таких достаточно среди пешеходов и автомобилистов также.

Появилось много подростков на велосипедах. Некоторым из них закон не писан. Случаи, о которых вы рассказываете, происходили именно с ними. Получается так, что один отморозок позорит сотни и сотни других корректных участников дорожного движения.

Поэтому и нужны изменения. Вплоть до законодательного уровня. Та же велодорожка дисциплинирует. И велосипедист, и пешеход просто знают, как им двигаться.

Способствовать созданию велосипедной инфраструктуры –главная цель нашего велосообщества. Речица вполне может войти в историю как один из первых райцентров Беларуси, где появились велодорожки...


По теме

Первая велодорожка в Минске

Первая и пока единственная велосипедная дорожка открылась в Минске 12 сентября 2009 года. Начинается она рядом с фонтаном у Дворца спорта и проходит по набережной Свислочи по территории трех столичных районов. Общая её протяженность составляет 27 км.

Пустить велосипеды на проезжую часть?

Такая идея давно витает в воздухе: подобный опыт есть во многих европейских странах, но подходит ли он для Беларуси? Понятное дело, по дороге можно мчать с комфортом. Но где гарантия, что велосипедисты, обгоняя друг друга по узкой полосе на проезжей части, не выскочат под колеса автомобиля? Этими вопросами безопасности сейчас занимаются сотрудники Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте вместе с Госавтоинспекцией Минска. Есть вероятность, что в столице появится экспериментальная полоса для движения велосипедистов по проезжей части.

Первый белорусский международный велофестиваль

состоялся 20–21 августа на хуторе Шабли в Воложинском районе. В программе фестиваля были: велоквест, соревнования по фрисби, скоростному спуску, много хорошей музыки, пикник, просмотр короткометражек от российского кинофестиваля «Велокино», а также  мастер-классы от активистов из России и Украины.

Не для слабаков!

Колясочник из Лиды в одиночку отправился в путешествие по Европе на ручном байке.

«Все ограничения в голове», – утверждает наш земляк, инвалид-колясочник Александр Авдевич. Несмотря на тяжелую травму позвоночника, человеком с ограниченными возможностями он себя не считает. В начале июля Александр отправился в одиночку в большое путешествие по Европе. Проехал Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию, Швецию, Данию, Нидерланды, Францию. Буквально несколько дней назад он был в испанском Сан-Себастьяне. Видеоотчёты о путешествии можно посмотреть на канале Александра. На 77-й день – 15 сентября – путешественник, преодолев семь адовых километров, заболел. На фразе «было бы сердце – печали найдутся» – видеоотчёты прекратились. Помимо того, что данное путешествие ох, как мотивирует не ныть по жизни, под видео можно оставить комментарии со словами поддержки потрясающему человечку – Александру
Авдевичу.

По материалам «СБ», sputnik.by, InvaLIFE

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети