Спорт

3703

Тренер Василия Кириенко хочет подготовить в Речице олимпийского чемпиона по BMX

 +

Трассу на школьном дворе речицкие велосипедисты насыпали сами. Вместе с тренерами и руководством школы. Просили на стройках грунт, ходили за песком в исполком. С миру по песчинке за шесть лет построили полноценную дистанцию для BMX. С трамплинами, горками и всеми необходимыми для модного вида спорта препятствиями. И не пожалели. Проблем с набором на отделение велоспорта в местной СДЮШОР сегодня не существует в принципе, а тренеры всерьез задумываются про Олимпиаду.

Петр ХРИТОНОВ
Петр ХРИТОНОВ

Велоспорт в Речице Петр Хритонов начал развивать лет 40 назад. Начал с нуля, усадив за эти годы на колеса едва ли не весь район и заставив выучить мир его название. В первую очередь, конечно, благодаря Василию Кириенко. Он тоже начинал здесь, портрет гонщика команды SKY украшает целую стену в холле, а Хритонов вновь начинает с нуля. Развивать модный среди молодежи BMX — это его идея. Помогать аксакалу вызвался Александр Савицкий, сегодня вспоминающий, что нюансы исполнения трюков и преодоления трамплинов тренерам пришлось изучать вместе с малышами.

— Когда мы загорелись идеей — в Речице даже трассы не было. На первые соревнования приезжали и не понимали, что там вообще происходит. Пацаны с горок падали, с нас реально посмеивались. Могли бы и бросить, конечно, но вместо этого взяли лопаты. Сначала сделали всего пару горок. Потом еще пару добавили. Так и поднимались. Даже в интернет не лезли: почти все  методом проб и ошибок. Сначала пробовали на резине в зале. Потом старались применить на улице.

Казалось бы, подход не самый эффективный, но результаты  принес. Сегодня понятие обкат и техника прыжков в Речице уже ни для кого не секрет, даже второгодки запросто катаются по залу на одном колесе, а Петр Хритонов с гордостью рассказывает о достижениях: 

— Понятно, в Беларуси BMX пока не особенно развит, но уровень постоянно растет. Младшие юноши уже так у меня ездят, что даже минчане им не конкуренты. Минимум третье место на любых соревнованиях, а обычно побеждают. Но главное — количество желающих заниматься велоспортом выросло в разы. Это ведь раньше хватало объявления вывесить, и дети приходили. В последние годы ездили, уговаривали. Теперь же, когда приезжаешь в школу и рассказываешь, что есть такой вид спорта, загораются очень многие ребята. Это ведь тебе не просто педали крутить.

Проблема с набором в велоспорте была всегда. Детей в седло сажают обычно поздно. К тому времени самых лучших уже разбирают другие виды спорта. В BMX же берут даже тех, кому на шоссе пока рано: освоиться, определиться, выбрать. К тому же этот вид не имеет столь губительной для начинающих шоссейников сезонности. Пока классические велосипедисты методично крутят педали на станках, глядя в окно на постылый ноябрьский дождь и снег, адепты BMX вовсю скачут через деревянные трамплины и ездят на заднем колесе в легкоатлетическом манеже. Массовость, убеждены тренеры, можно было бы сделать еще более впечатляющей, но для этого нужно решать проблему транспорта:

— Сегодня нам приходится рассчитывать только на Речицу. Когда здесь проходят соревнования, народу вокруг трассы со всего района набирается много! Дети просят отвести их в секцию. Но потом приходит осень, темнеет рано, а восьмилетнего мальчишку редкие родители отправят в темноте на тренировку в город. В итоге почти все районные ltnb отваливаются, а подвозить их не на чем.

В 1973 году, когда молодой тренер Петр Хритонов только начинал развивать речицкий велоспорт, ему выдали машину. «Москвич-каблук», на котором он развозил не одно поколение спортсменов, включая Василия Кириенко. Машина у школы есть и сегодня. Старенькую «Жигули»-семерку, которая также еще застала Кириенко, передали ДЮСШ в райисполкоме. Передали, правда, странновато. Машина, хоть и оказавшаяся уже ненужной «наверху», остается лимитной. На практике это означает закрепленный за ней предел пробега, в итоге транспорт неделями стоит на приколе. 1200 километров в месяц — это для рядового гражданина или чиновника большой пробег. Даже юные велосипедисты подобную дистанцию проезжают за несколько тренировок, и Хритонову приходится вновь выводить на трассу личный транспорт. С BMX все несколько проще. Столь внушительного, как у шоссейников, километража не требуется. Велосипеды хоть и недешевые, но все равно выглядят доступнее. К тому же олимпийские перспективы кажутся вполне реальными. Мальчишки в глубинке настойчивые, а на таланты у Хритонова глаз уже наметан:

— У меня сейчас такие группы, что ребят приходится специально притормаживать. Если не сдерживать — готовы хоть в дождь, хоть зимой по трассе прыгать и по окрестностям колесить. Есть несколько хороших девушек. Я на них смотрю и вспоминаю Кириенко. Он тоже из таких: на моей памяти ни одной тренировки не пропустил. Сколько давал ему нагрузки — все переваривал и никогда не жаловался. Вот и эти «рвут». Посмотрите: кто-то из этого поколения обязательно заявит о себе.

Тренер вспоминает о «временах Кириенко», рассказывая, что модные веяния затягивают далеко не всех, и многие ребята по-прежнему решают отправиться в путь по следам именитого земляка, но вдруг, словно опомнившись, Петр Хритонов вновь говорит о BMX. Предлагает показать в действии. Робкие протесты и косые взгляды на методично заливающий трассу за окном дождь неумолимо отклоняются. Ребятня охотно хватает шлемы и, искренне порадовавшись переменам в тренировочных планах, улетает на дистанцию. Через 10 минут демонстрации одежду можно смело отправлять в стиральную машину, но на подобные мелочи здесь давно не обращают внимания. Ребята, это видно, по-настоящему горят, а тренер рассказывает о перспективах:

— У нас есть парень — Дима Жигунов. Точнее, был: сейчас он уже в Испании. Полупрофессиональные гонки выигрывает, тренируется в Памплоне, где базируется и команда «Скай», за которую выступает Кириенко. Вася его туда и устроил. Кириенко постоянно помогает нашим ребятам получить свой шанс, правда, перейти во взрослый спорт получается далеко не у каждого. В Европе все думают в первую очередь про своих спортсменов, к приезжим относятся скептически. У шоссейников все несколько упростилось с появлением велоклуба «Минск», а вот с BMX сложнее. Основное внимание в стране уделяется все-таки «классическим» видам велоспорта. Приходится ходить, просить, чтобы несколько самых перспективных ребят взяли в Минск. Если не возить их по международным соревнованиям, они ведь попросту «затухнут», а из Речицы напрямую на чемпионат мира не пробьешься. Нужно завоевывать очки, получать лицензии...

Александр САВИЦКИЙ
Александр САВИЦКИЙ

На 140 детей и три направления в речицкой школе два тренера. Как им удается везде успевать и ориентироваться в нарезающей круги в полутемном зале толпе трековиков, шоссейников и «трюкачей», остается догадываться. Результат, впрочем, пока не страдает, ветераны не жалуются и рассчитывают на скорое пополнение тренерских рядов из числа заканчивающих выступления воспитанников, а пока совершенно искренне переживают, что на ближайшую Олимпиаду в Токио их парни, похоже, отобраться не успеют. 

— Олимпиада? Вполне реально. Возможно, даже уже через шесть лет. Но очень многое зависит от того, какое отношение к BMX будет в стране. Если о нем задумаются всерьез, у ребят появится возможность соревноваться на хорошем уровне, а тренерам не придется совмещать все три вида, то результаты можно будет получить довольно быстро. Правда, конкуренция в мире постоянно растет, после включения вида в олимпийскую программу желающих штурмовать трамплины стало гораздо больше — и на одном энтузиазме на пьедестал уже не запрыгнешь. Пора становиться профессионалами.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети