Речицкая торговля. Магазину «Самообслуживание» – 50 лет
Источник: Dneprovec.by Фото: автора
Как известно, лучшая система обслуживания – та, которая привлекает наибольшее количество покупателей. В этой связи работники торговли в постоянном поиске. Как ранее, так и теперь. Полвека назад, под занавес 1969 года, в Речице первых покупателей принял своего рода уникальный магазин, устроенный по принципу самообслуживания. Так, у покупателя появилась возможность взять товар в руки, оценить его качество, самостоятельно проверить сроки годности. Спустя пятьдесят лет магазин, конечно же, изменился. Но его концепция осталась прежней. В преддверии юбилея мы поговорили с работниками «Самообслуживания» разных лет. Получилось познавательно.
«Все думали, что вижу через стену»
Галина Тимофеевна ДЕРЖИНСКАЯ, работала в магазине на руководящих должностях практически со времени его открытия:
– Из Бреста на родину мужа – в Речицу – приехала, когда магазин ещё строился. Он был первым в городе, обустроенным по принципу самообслуживания. Сначала устроилась в «Третий», а через три года перешла сюда на должность заведующего мясным отделом.
Магазин в то время лихорадило. В хлебном и молочном отделах частенько случались недостачи. Соответственно, менялись кадры. Мы же стабильно держались на плаву. Таким образом, со временем я приняла весь магазин. И была материально ответственной в отличие от предыдущих руководителей. Потому как убеждена: директор не может быть не материально ответственным. Он должен всё видеть и всё знать, а не сидеть в кабинете, перелистывать бумажки. Было тогда мне лет тридцать пять. Трудились – всего нас было 56 человек – в две смены.
– Расскажите, как работать, чтобы не было недостач?
– В первую очередь надо любить свою работу и покупателей. Быть хозяином. Всё. В торговле университеты с академиями не первостепенны. Я вообще по образованию медсестра, но ни одного дня по специальности не проработала. Мои глаза были везде. Работники думали, что вижу через стену, называли Геббельсом. Хотя в душе, признаться, я ягнёнок.
Переучёты делали два раза в год. Недостачи были только плановыми, как в торге. Продавцы не плакали. Никогда не увольняла их по статье, даже ловя за руку. Кого-то оставляла, кого-то отпускала в свет с миром.
Бывало, своих детей торговлей пугала. Говорила: «Сиди, учись, играй на пианино. А то пойдёшь ко мне в магазин колючим окунем торговать». Тогда дефицитные товары были. Люди набьются в магазин, ругаются, если кому-то чего-то не хватит. А мы в ответ: «Хорошо, хорошо». И улыбаемся.
– Изменилась ли со временем профессия продавца? Сейчас же масло вручную не режется, молоко в бидоны не разливается. Всё уже производителем упаковано и расфасовано.
– Мы в своё время искали товар и продавали его влёт. Сейчас же иная картина. Вы представьте, каково продавцу пересмотреть тысячи наименований товара, проконтролировать сроки реализации, своевременно дать заявки.
– Какой сейчас у Вас любимый магазин?
– «Самообслуживание» и «Зручны» – живу рядом. Бывает, болею, чувствую себя плохо, звоню бывшим коллегам, и они приносят заявку домой. На пенсию уходила три раза. Окончательно уволилась десять лет назад – в 72 года.
– Что вспоминается?
– Сейчас любят говорить, как раньше было хорошо. Не согласна с этим утверждением категорически. Вспоминаю, как приходилось делить товар и выдавать в одни руки не более двухсот граммов масла, десятка яиц, двух килограммов сахара. Покупатели давились в очередях, просили дать товар сверх нормы. Сердце разрывалось. Дверь магазина с утра открываешь, толпа в торговый зал врывается. Хожу сейчас по торговым объектам и думаю: «Откуда это изобилие взялось? Почему раньше его не было?» Возврата в те времена не хочу.
Восставшие из пепла
Елена Станиславовна БУРКОВСКАЯ, заведующий магазином:
– Пришла в «Самообслуживание» по распределению в 1987 году после окончания Минского техникума советской торговли. Работала заведующим секцией, затем – заместителем заведующего, заведующим. Общий стаж в «Самообслуживании» – 33 года.
– Какие лучшие годы были для магазина?
– В принципе, здесь всегда кипела и кипит жизнь. Рядом «Берёзка», «Зручны», но везде свой покупатель. Мы позиционируем себя как мини-гипермаркет с более насыщенным ассортиментом всех групп товаров. Если у соседей пять наименований товара, то у нас будет двадцать пять. В магазине большие фирменные рыбный и мясной отделы. Таких нет нигде поблизости.
В настоящее время в «Самообслуживании» работает 37 человек. Коллектив в целом сплоченный, средний возраст от 40 до 50 лет.
– Как боретесь с недостачами?
– У нас их нет. Этому меня когда-то научила Галина Тимофеевна Держинская.
– Что хотелось бы улучшить в работе?
– Возможно, поменять имидж на более современный: когда идёшь, видишь на фасаде какую-либо изюминку, хочется зайти внутрь. Ведь конкуренция из года в год растёт.
– Считаете, что форма важнее содержания?
– Она, безусловно, важна. Так же как и упаковка, этикетка. Что внутри, человек разберётся, но приобретёт товар по внешнему виду.
– Лучший торговый работник – какой он?
– Который любит работу и покупателей. Если не получается с той же радостью идти на работу, как домой, надо что-то предпринимать: менять коллектив, род деятельности. Не портить жизнь ни себе, ни окружающим.
У покупателя сейчас такой выбор предложений, что он выбирает не товар, а того продавца, которого любит. Качество обслуживания по нынешним временам –
на первом месте.
– Раньше в торговлю шли работать, чтобы быть поближе к дефициту, иметь возможность завести нужные связи и так далее. Что сейчас привлекает в этой профессии?
– На мой взгляд, это самая интересная сфера жизни. Дочь также решила связать судьбу с торговлей: учится в Минском государственном экономическом университете.
– Как думаете, почему «Самообслуживание» и другие объекты «Торгсервиса» на плаву, несмотря на конкуренцию? Другие же торговые предприятия медленно, но верно исчезают.
– Мы крепко стоим на ногах, благодаря тому, что есть сильный и современный руководитель – Олег Бойко, а также сплочённая команда профессионалов своего дела. Мудрость, грамотность, логика, смекалка этих людей позволила возродить «Торгсервис» и уверенно шагать в ногу со временем.
– Почему в преддверии Нового года нужно заглянуть именно в «Самообслуживание»?
– У нас широчайший ассортимент мясных, колбасных изделий, элитной рыбной продукции, тортов собственного производства. Представлено более ста акционных товаров. Самое дешёвое шампанское – 3 рубля 99 копеек, мандарины – 3 рубля 19 копеек, полуфабрикат из свинины – от 5 рублей 99 копеек, скумбрия свежемороженая – 4 рубля 99 копеек, форель свежемороженая – 22 рубля за килограмм, минимальная цена на мясо цыплят бройлеров – 4 рубля 19 копеек, что дешевле, чем в фирменном магазине. При этом в обязательном порядке следим за качеством продукции.
Наша гордость – шашлык и стейк «По-кавказски» собственного производства по оригинальному рецепту, секрет которого хранится в строжайшей тайне. Полуфабрикаты изготавливаются в ресторане «Полесье». Стоят до 10 рублей за килограмм и пользуются повышенным спросом у покупателей.
В «Самообслуживании» очень интересная выпечка. Обратите внимание на маковую булочку «От бабушки», хлеба «Деревенский», «Варшавский, «Кефирный»,
в разработке рецептур которых принял самое активное участие наш директор. Также в магазине большой ассортимент тортов собственного производства, в том числе эксклюзивных: «Наполеон», «Графские развалины», «Шоколадно-ореховый», «Красный бархат». Последний, кстати, не современный десерт, а классика американской кухни.
Мы не потеряли своего покупателя. Даже с учётом прихода крупных торговых сетей. Сохранили коллектив. Много лет здесь работают Светлана Дроздова, Валентина Ананич, Тамара Евсеева, Александра Луцко, Лилия Шамола и другие. Хочется всех поздравить с юбилеем «Самообслуживания».
«Влюбилась в магазин с первого взгляда»
Светлана Валерьевна ДРОЗДОВА, заместитель заведующего:
– В «Самообслуживание» пришла 23 года назад молодой девушкой и сразу же влюбилась, поняла – это моё. Одно место работы, одна запись в трудовой. Здесь меня воспитали, вырастили. Начинала кассиром по сбору выручки, последние три года работаю заместителем заведующего.
– На мой взгляд, труд нынешнего работника торговли сродни искусству. Как можно ориентироваться в таком изобилии товаров? В акционных предложениях у себя и соседей? Как конкурировать?
– В этом нам очень помогает торговый отдел. Мы чётко следуем общей концепции развития «Торгсервиса».
Только качественное, только вкусное
Элина Фёдоровна НИКОЛАЙЧИК, начальник отдела торговли «Торгсервиса»:
– Мы ни с кем не конкурируем в городе. Лишь дополняем рынок. Стараемся удовлетворить любого покупателя качественными товарами по хорошим ценам. Задаём тон и держим марку. А как же иначе?
P.S. Больше информации об акционных предложениях в сети «Торгсервис», распродажах читайте на официальном сайте предприятия www.torgservis.by
Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by