Экономика > Торговля

5152

Речицкая торговля. Магазину «Самообслуживание» – 50 лет

 +

Как известно, лучшая система обслуживания – та, которая привлекает наибольшее количество покупателей. В этой связи работники торговли в постоянном поиске. Как ранее, так и теперь. Полвека назад, под занавес 1969 года, в Речице первых покупателей принял своего рода уникальный магазин, устроенный по принципу самообслуживания. Так, у покупателя появилась возможность взять товар в руки, оценить его качество, самостоятельно проверить сроки годности. Спустя пятьдесят лет магазин, конечно же, изменился. Но его концепция осталась прежней. В преддверии юбилея мы поговорили с работниками «Самообслуживания» разных лет. Получилось познавательно.

«Все думали, что вижу через стену»

Галина Тимофеевна ДЕРЖИНСКАЯ, работала в магазине на руководящих должностях практически со времени его открытия:

– Из Бреста на родину мужа – в Речицу – приехала, когда магазин ещё строился. Он был первым в городе, обустроенным по принципу самообслуживания. Сначала устроилась в «Третий», а через три года перешла сюда на должность заведующего мясным отделом.

Галина ДЕРЖИНСКАЯ
Галина ДЕРЖИНСКАЯ

Магазин в то время лихорадило. В хлебном и молочном отделах частенько случались недостачи. Соответственно, менялись кадры. Мы же стабильно держались на плаву. Таким образом, со временем я приняла весь магазин. И была материально ответственной в отличие от предыдущих руководителей. Потому как убеждена: директор не может быть не материально ответственным. Он должен всё видеть и всё знать, а не сидеть в кабинете, перелистывать бумажки. Было тогда мне лет тридцать пять. Трудились – всего нас было 56 человек – в две смены.

– Расскажите, как работать, чтобы не было недостач?

– В первую очередь надо любить свою работу и покупателей. Быть хозяином. Всё. В торговле университеты с академиями не первостепенны. Я вообще по образованию медсестра, но ни одного дня по специальности не проработала. Мои глаза были везде. Работники думали, что вижу через стену, называли Геббельсом. Хотя в душе, признаться, я ягнёнок.  

Переучёты делали два раза в год. Недостачи были только плановыми, как в торге. Продавцы не плакали. Никогда не увольняла их по статье, даже ловя за руку. Кого-то оставляла, кого-то отпускала в свет с миром.

Бывало, своих детей торговлей пугала. Говорила: «Сиди, учись, играй на пианино. А то пойдёшь ко мне в магазин колючим окунем торговать». Тогда дефицитные товары были. Люди набьются в магазин, ругаются, если кому-то чего-то не хватит. А мы в ответ: «Хорошо, хорошо». И улыбаемся.

– Изменилась ли со временем профессия продавца? Сейчас же масло вручную не режется, молоко в бидоны не разливается. Всё уже производителем упаковано и расфасовано.

– Мы в своё время искали товар и продавали его влёт. Сейчас же иная картина. Вы представьте, каково продавцу пересмотреть тысячи наименований товара, проконтролировать сроки реализации, своевременно дать заявки.

– Какой сейчас у Вас любимый магазин?

– «Самообслуживание» и «Зручны» – живу рядом. Бывает, болею, чувствую себя плохо, звоню бывшим коллегам, и они приносят заявку домой. На пенсию уходила три раза. Окончательно уволилась десять лет назад – в 72 года.

– Что вспоминается?

– Сейчас любят говорить, как раньше было хорошо. Не согласна с этим утверждением категорически. Вспоминаю, как приходилось делить товар и выдавать в одни руки не более двухсот граммов масла, десятка яиц, двух килограммов сахара. Покупатели давились в очередях, просили дать товар сверх нормы. Сердце разрывалось. Дверь магазина с утра открываешь, толпа в торговый зал врывается. Хожу сейчас по торговым объектам и думаю: «Откуда это изобилие взялось? Почему раньше его не было?» Возврата в те времена не хочу.

Восставшие из пепла

Елена Станиславовна БУРКОВСКАЯ, заведующий магазином:

– Пришла в «Самообслуживание» по распределению в 1987 году после окончания Минского техникума советской торговли. Работала заведующим секцией, затем – заместителем заведующего, заведующим. Общий стаж в «Самообслуживании» – 33 года.

Елена БУРКОВСКАЯ
Елена БУРКОВСКАЯ

– Какие лучшие годы были для магазина?

– В принципе, здесь всегда кипела и кипит жизнь. Рядом «Берёзка», «Зручны», но везде свой покупатель. Мы позиционируем себя как мини-гипермаркет с более насыщенным ассортиментом всех групп товаров. Если у соседей пять наименований товара, то у нас будет двадцать пять. В магазине большие фирменные рыбный и мясной отделы. Таких нет нигде поблизости.

В настоящее время в «Самообслуживании» работает 37 человек. Коллектив в целом сплоченный, средний возраст от 40 до 50 лет.

– Как боретесь с недостачами?

– У нас их нет. Этому меня когда-то научила Галина Тимофеевна Держинская.

– Что хотелось бы улучшить в работе?

– Возможно, поменять имидж на более современный: когда идёшь, видишь на фасаде какую-либо изюминку, хочется зайти внутрь. Ведь конкуренция из года в год растёт.

– Считаете, что форма важнее содержания?

– Она, безусловно, важна. Так же как и упаковка, этикетка. Что внутри, человек разберётся, но приобретёт товар по внешнему виду.

– Лучший торговый работник – какой он?

– Который любит работу и покупателей. Если не получается с той же радостью идти на работу, как домой, надо что-то предпринимать: менять коллектив, род деятельности. Не портить жизнь ни себе, ни окружающим.

У покупателя сейчас такой выбор предложений, что он выбирает не товар, а того продавца, которого любит. Качество обслуживания по нынешним временам –
на первом месте.

– Раньше в торговлю шли работать, чтобы быть поближе к дефициту, иметь возможность завести нужные связи и так далее. Что сейчас привлекает в этой профессии?

– На мой взгляд, это самая интересная сфера жизни. Дочь также решила связать судьбу с торговлей: учится в Минском государственном экономическом университете.

– Как думаете, почему «Самообслуживание» и другие объекты «Торгсервиса» на плаву, несмотря на конкуренцию? Другие же торговые предприятия медленно, но верно исчезают.

– Мы крепко стоим на ногах, благодаря тому, что есть сильный и современный руководитель – Олег Бойко, а также сплочённая команда профессионалов своего дела. Мудрость, грамотность, логика, смекалка этих людей позволила возродить «Торгсервис» и уверенно шагать в ногу со временем.

– Почему в преддверии Нового года нужно заглянуть именно в «Самообслуживание»?

– У нас широчайший ассортимент мясных, колбасных изделий, элитной рыбной продукции, тортов собственного производства. Представлено более ста акционных товаров. Самое дешёвое шампанское – 3 рубля 99 копеек, мандарины – 3 рубля 19 копеек, полуфабрикат из свинины – от 5 рублей 99 копеек, скумбрия свежемороженая – 4 рубля 99 копеек, форель свежемороженая – 22 рубля за килограмм, минимальная цена на мясо цыплят бройлеров – 4 рубля 19 копеек, что дешевле, чем в фирменном магазине. При этом в обязательном порядке следим за качеством продукции.

Наша гордость – шашлык и стейк «По-кавказски» собственного производства по оригинальному рецепту, секрет которого хранится в строжайшей тайне. Полуфабрикаты изготавливаются в ресторане «Полесье». Стоят до 10 рублей за килограмм и пользуются повышенным спросом у покупателей.

В «Самообслуживании» очень интересная выпечка. Обратите внимание на маковую булочку «От бабушки», хлеба «Деревенский», «Варшавский, «Кефирный»,
в разработке рецептур которых принял самое активное участие наш директор. Также в магазине большой ассортимент тортов собственного производства, в том числе эксклюзивных: «Наполеон», «Графские развалины», «Шоколадно-ореховый», «Красный бархат». Последний, кстати, не современный десерт, а классика американской кухни.

Мы не потеряли своего покупателя. Даже с учётом прихода крупных торговых сетей. Сохранили коллектив. Много лет здесь работают Светлана Дроздова, Валентина Ананич, Тамара Евсеева, Александра Луцко, Лилия Шамола и другие. Хочется всех поздравить с юбилеем «Самообслуживания».

«Влюбилась в магазин с первого взгляда»

Светлана Валерьевна ДРОЗДОВА, заместитель заведующего:

– В «Самообслуживание» пришла 23 года назад молодой девушкой и сразу же влюбилась, поняла – это моё. Одно место работы, одна запись в трудовой. Здесь меня воспитали, вырастили. Начинала кассиром по сбору выручки, последние три года работаю заместителем заведующего.

Светлана ДРОЗДОВА
Светлана ДРОЗДОВА

– На мой взгляд, труд нынешнего работника торговли сродни искусству. Как можно ориентироваться в таком изобилии товаров? В акционных предложениях у себя и соседей? Как конкурировать?

– В этом нам очень помогает торговый отдел. Мы чётко следуем общей концепции развития «Торгсервиса».

Только качественное, только вкусное

Элина Фёдоровна НИКОЛАЙЧИК, начальник отдела торговли «Торгсервиса»:

Элина НИКОЛАЙЧИК
Элина НИКОЛАЙЧИК

– Мы ни с кем не конкурируем в городе. Лишь дополняем рынок. Стараемся удовлетворить любого покупателя качественными товарами по хорошим ценам. Задаём тон и держим марку. А как же иначе?

P.S. Больше информации об акционных предложениях в сети «Торгсервис», распродажах читайте на официальном сайте предприятия www.torgservis.by 

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity