02/11/2018

Путевые заметки корреспондента Dneprovec.by: аренда авто на Крите. Остров богов, остров ветров, остров тысячи запахов. Часть 4

На Крите, как и в других туристически заманчивых местах, осмотреться можно не только из окна автобуса. В свой третий раз мы арендовали авто. И хотя по перфекционистской привычке всё планировали заранее, неожиданностей хапнули по макушки.

На Крите, как и в других туристически заманчивых местах, осмотреться можно не только из окна автобуса. В свой третий раз мы арендовали авто. И хотя по перфекционистской привычке всё планировали заранее, неожиданностей хапнули по макушки.

Обратились в агентство рядом с отелем. Не единожды слышали: у них низкие цены и хорошие авто. Да, и работающий в рекламе трюк – то, что постоянно на глазах, не кажется несущим угрозу, – сыграл роль. Встретили нас душевно, как и почти в каждом местечке на Крите: комплементы, восклицания. Еще на большой земле мы решили брать машину на несколько дней, и кое-кто дотошный (не Вера) даже составил приблизительный маршрут из нескольких живописных местечек. Плюс этот кто-то (снова не Вера) закачал на телефонное приложение Maps.me подробную карту острова и, как радостный пудель, был готов рвануть исполнять свои фантазии. Нужно ли говорить, что этому кому-то крепко досталось за самонадеянность и штурманские амбиции? В очередной раз мне дали понять: сосредоточенно чирикать скрупулезные расписания – смешить вселенную. Она любит воздух и пространство для вариаций.

Церковь в Фоделе
Церковь в Фоделе

Но вернемся в агентство. Пришли мы туда за конкретной моделью – беленькой, новенькой – муха не сидела – Fiat Panda, которая красовалась у входа на стоянке. На штендере у дороги за такую за три дня просили 18 евро. Копейки. Только мы заранее уточнили, что цена указана без полной страховки. Она обязательна и покрывает экстренные случаи: аварии, угон, повреждение авто горными козочками – не редкость на Крите, кстати, падение со скалы… Последнее, конечно, драматическая гипербола, но если катались по серпантинам, то понимаете, что такие опасения не беспочвенны.

Итак, за три дня аренды нам насчитали 80 евро. Дальше начались чудеса «клиентоориентированного» сервиса. Русскоговорящая грузинка Нина – может, на самом деле Нино, но представилась именно так – в момент подписания документов и передачи аванса вдруг почесала пышную шевелюру и протянула: «Ой, а я вам неправильно насчитала: давайте не 80, а 90 евро. А если 80, тогда будет другая машина и другой цвет». Ход с цветом был ниже пояса – мы несколько раз обронили, что намечтали именно беленькую и именно после её осмотра и мини тест-драйва остановились на их конторе. Никуда не торопящаяся и несуетливая Вера улыбнулась: «Хорошо, какой другой цвет?» «Оранжевый», – сощурила глаза грузинка. «Тоже хороший!» – подмигнула мне Вера. Грузинка занервничала: «Что такое 10 евро?» Ясное дело, где 80, там и 90, но манипуляции, особенно такие явные, вынуждали нас азартно сопротивляться. В итоге сошлись на озвученной первоначально цене и именно той машине, которую выбрали. Правда, уже после того, как привлекли к беседе хозяйку-гречанку и перешли на инглиш, перестав доверять Нине, которая вдруг стала делать попытки ядовито нас цапнуть. «Ох, ждут нас, Марина, с ними сюрпризы», – покачала головой Вера, как только мы вышли из офиса. Ну, она оказалась права.

Команда серебристого болида

Следующим утром мы завтракали с особым упоением. То и дело рассматривали карту острова и предвкушали, как мчимся, такие красивые, по трассе на своей глянцевой белой Пандочке. В салоне играет музыка, мы заруливаем на роскошный пляж, купаемся, фотографируемся, обедаем морскими гадами. С таким же апломбом следуем домой. Мы обломались почти по всем пунктам.

Началось с того, что Нины в то утро не было, а была всё та же пожилая гречанка, которая, нежно по-матерински улыбаясь, подогнала к выходу машину сильно другого года и, разумеется, цвета – серебристую. С той, за которую мы платили, у презентованной лупоглазой крошки общее было разве что название марки. На наше вежливое «Уот э хэл?» её любезность засочилась ещё гуще: мол, в договоре у вас прописана Панда, а это она и есть. А вашу белую и того года, за который вы заплатили, мы отдали другому клиенту. «Выкусили?» – кажется, даже захохотала она по-гречески. Тем не менее, мы понимали: ругаться смысла нет (хотя немножко все-таки побузили). Наш косяк. В общем, испытано на себе: если есть сомнения в агенте, в договор вносите, например, такие мелочи, как номер выбранного авто.

Добравшись до первой заправки, всё еще взбешённые, мы залили полный бак. Как нас и предупреждали, за литр около 1,7 евро, в горах и столице цена выше, в поселках – ниже. Бак обошелся где-то в 50 евро. Выдохнув и дав себе установку наслаждаться происходящим, мы порулили в сторону Маталы. Выбрали этот городок на юге по трем причинам: хотелось спрятаться от ледяного ветра, который буянил на севере в конце мая; уже были там проездом осенью, но покупаться в Ливийском море, которое омывает юг, (север – Эгейское) не удалось; ну, а третья – побоялись замахиваться в первый день на дальний маршрут, до Маталы от столицы Крита Ираклиона что-то около 60 километров.

Как мы ехали? Это был чистый адреналин. В чужой стране, на трассе, где ничего не понятно, греки несутся и ругаются, если что не так, мы с энтузиазмом сделали всё, чего боится каждый турист. Например, в первые 10 минут попали в мини-ДТП: при остановке на перекрестке нас в корму «поцеловал» молоденький паренек с мамой. Следов не осталось, но ощущения бодрящие. Конечно, мы несколько раз заблудились. Однажды даже плюнули, остановились в таверне у дороги и полчаса гоняли там кофе.

Роли разделили по логике: Вера – капитан, я – штурман. Всю дорогу я отслеживала на телефоне маршрут, то и дело предупреждая: «Вер, через 200 метров держись левее, потом там будет петелька, а за ней – мост». Представляю, сколько новых нейронных связей создалось в мозгу Веры за одну только первую поездку: я была мокрая от стресса, а что говорить о водителе?

Важно! Карта съедает зарядку, позаботьтесь или о портативном аккумуляторе, или о переходнике для зарядки в машине. В некоторых агентствах его предоставляют, нам сказали, что в авто он будет, но, естественно, не было. С музыкой тоже не сложилось: периодически, без нашего вмешательства и в самые напряженные моменты на трассе врубался канал с детскими песенками. И если в грезах мы представляли, как катим такие под модный трек, ловко подпевая в лучших традициях американских ситкомов, то в реальности наше радио иногда судорожно откашливалось и заводило детским хором: «Трули-трули трули-патрули». Надеюсь, я не оскорбила чувства грекоговорящих такой вольной интерпретацией. Песня засела в голове, и мы мурлыкали её еще пару дней после, когда нужно было подчеркнуть абсурдность происходящего.

Welcome to Matala

Дорога на Маталу
Дорога на Маталу

Дорога на Маталу, разрезающая остров с севера на юг через горы, узкая, лихая. Повороты иногда такие головокружительные, что хотелось нажать «отмену» и оказаться на пляже у отеля с апельсиновым соком в руке, а не вот здесь, посреди скал и наедине с ветром. Об обгоне речи не шло, и мы флегматично тащились полпути за грузовичком, пыхтящим как матерый курильщик. Еще один нюанс: если место вашего путешествия предполагает горы, обязательно, вот прямо обязательно, берите машину с большим объемом двигателя, чем 1,1. Момент, когда нам нужно было въехать в поворот возле отвесной скалы, поднимающийся круто вверх, а Панда вдруг стала катиться назад, иногда приходит ко мне в кошмарах.

Матала
Матала

В общем, через два с половиной часа мы преодолели эти «колоссальные» 60 километров и на шатающихся ногах вышли на парковке в Матале. Матала известна многими вещами. Например, это одно из древнейших мест на земле, где обитал человек. В эпоху неолита – около 10 000 лет назад – первобытные охотники выдолбили здесь себе пещеры в мягком камне. Альтернатива ипотеке того времени. Атмосфера бомбическая. В 70-ые Матала стала мировой столицей хиппи. Они также решили обустроиться в пещерах. Но после обрушения и гибели одного из них, детей цветов вежливо попросили. Сейчас сюда пускают только туристов за два евро. Ну, а остатки хиппи – бронзовые от солнца, бородатые и уже с сеткой морщин – все ещё тусуются в округе. Видели на другой стороне пляжа их гнездо для ночлега прямо под открытым небом.

Вид из пещеры в Матале
Вид из пещеры в Матале

Ну, и изюминкой на торте стал дикий ветер – еще сильнее, чем у нас на севере. Эол сносил одежду и даже атаковал соломенные зонтики в раздраженной попытке выдернуть их как морковку с грядки. Безмятежного купания в теплых водах не случилось. Зато случился дивный обед из морепродуктов с видом на бушующее море и нервное поднятие бокалов с фрешем за наше приключение. Вот, кстати, за что спасибо нашей Нино, так за подсказку с осьминогами. Октопусы – так их звать по-гречески – на Крите почти всегда свежие, так как обитают в здешних морях. А уж вкусные… После прогулки по городку и посещения пустынной древней церквушки мы неторопливо потарахтели домой. Обратная дорога заняла час.

Музей Эль Греко и белоснежный пляж Фоделе

Поняв, что заглядываться на далекие точки Крита нам пока не светит, решили исследовать побережье в сторону запада. Чем хорош Крит: почти на каждой пяди его благословенной земли полно красот и достопримечательностей. На второй день мы выбрали несколько пляжей для купания в максимально закрытых от ветра бухтах. Еще по плану был музей Эль Греко возле местечка Фоделе.

Даже если вы далеки от любви к искусству в любых его проявлениях, музей этот я бы советовала. Он находится в одном из спокойнейших и каких-то медитативных мест. Эль Греко (Доменикос Теотокопулос, 1541– 1614 гг.) вроде как рос в домике, затерянном в лесах недалеко от Эгейского моря. В музее – копии некоторых полотен, а еще мастерская с кистями, красками, этюдниками.

Церквушка возле музея Эль Греко
Церквушка возле музея Эль Греко

Вдохновение в самом воздухе, горько-сладком от трав и олеандров. Людей вообще нет. Мы встретили только одну компанию, бредущую по живописной дороге к музею. С удовольствием отметили, что ценители прекрасного – русскоговорящие.

Пляж самой деревушки Фоделе живописен и окружен невысокими горами с зеленью. И это сочетание полосы белого песка, бирюзовой воды с белыми барашками и синего неба – типичный Крит. Прямо на берегу есть таверна с деревянными настилами и столиками с клетчатыми скатертями. Там пожилой улыбчивый грек варит бесподобный, черный, как смола, кофе и подает его с засахаренными фруктами. Их название мы так и не узнали. Открытка с того пустынного пляжа висит у моего стола. И иногда, глядя на неё, кажется, я даже слышу шум волн. И чувствую то необъяснимое умиротворение, обитающее на том далёком берегу.

Дикий крит и рай для коз

На третий день мы с некоторой небрежностью (третий день колесим на авто как взрослые!) загрузили ворох вещей в Панду – как-то быстро отвыкли скромничать с объемами, которые не нужно нести на себе. Сами же оделись по-походному: кроссовки, брюки-шорты, кепки. В последний день аренды мы решили посмотреть «дикий» Крит, известный не каждому местному. Наводку, как доехать до пляжей, по которым редко ступает нога человека, а чаще козьи копытца, я откопала на форуме в интернете. На полуострове, на который мы нацелились, проводились раскопки. Из-за отсутствия денег их приостановили на неопределённый срок, а территорию огородили.

В ограждении – калитка без замка, но «запечатанная» веревкой. Рядом ругательная надпись на греческом: мол, ты туда не ходи, ты сюда ходи. Заботливый неизвестный из интернета советовал не смущаться: развязывать канатик и топать дальше, не забыв «завязать» за собой – в укромном местечке часто пасут коз, и веревка предохраняет их от свидания с трассой. На небольшом полуострове три пляжа, виды которых кружат голову: скалы, море и ни одной души. Хотя поплавать нам и тут не довелось: спуск показался уж очень крутым, а указанной в отзыве канатной лестницы так и не нашли. Тем не менее, по красоте видов этот полуостров мало с чем могу сравнить – дух захватывает!

Помимо еще парочки городских пляжей, заключительной точкой наших веселых покатушек стал Бали – городок по дороге к Ретимно. Снова прошерстив интернет, выяснили, что самый красивый и не самый многолюдный пляж идет третьим по счету – Каравостасис. Вот уж мы наплескались вволю! Волн нет, кафе с домашней кухней прямо у лежаков, вода теплая, ласковая. И прозрачная настолько, что, когда смотришь на пляж с дороги, ощущение, будто люди парят в воздухе.

Пляж Каравостасис
Пляж Каравостасис

Наш дорожный опыт мы до сих пор вспоминаем с двоякими чувствами. Почти все дороги, на которых нам довелось побывать, сшибали с ног волнующими красотами. Особенно если трасса проходила по побережью. Но да, напряжение с непривычки зашкаливало. Хотя разве не ценится больше всего то, путь к чему требует работы над собой и дерзости идти дальше?

Если говорить про так часто упоминаемую зону комфорта, из которой то и дело рекомендуется выходить, то за эти три дня мы вылетели из неё пулей. В любимую таверну на берегу в Амударе каждый раз возвращались как с войны. С трофеями в виде фотографий и впечатлений и острым ощущением счастья, которые, кажется, теперь навсегда с нами.

Вид с пляжа Каравостасис
Вид с пляжа Каравостасис

Остров богов, остров ветров, остров тысячи запахов. Часть 1

Остров богов, остров ветров, остров тысячи запахов. Часть 2

Остров богов, остров ветров, остров тысячи запахов. Часть 3

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---