12/10/2017

Моя родная Переволока

Сегодня она агрогородок, однако для большинства местно-коренных жителей остается деревней. Красивой, благоустроенной, с историческими корнями, уходящими в глубь столетий.

Сегодня она агрогородок, однако для большинства местно-коренных жителей остается деревней. Красивой, благоустроенной, с историческими корнями, уходящими в глубь столетий.

У сельского магазина (начало 1950-х)
У сельского магазина (начало 1950-х)

Смысл названия трактуется по-разному. Бытует мнение: первые из жителей поселились на взгорке среди болот, бежав от злого пана, владевшего деревней Малодушей. И тот, обижаясь, говорил: «Мало душ, мало душ…» Вот и Малодуша. А Переволока – переволоклись через топь.

Говорят, в связи с войной Московии с Речью Посполитой крестьяне Могилевщины и Смоленщины посчитали за лучшее, спасаясь от постоянных разорений, найти место более благодатное. И оно – в Переволоке.

«Деревня стала от ВОЛОКИ между Днепром и Ведричем, куда сплавляли лес», – утверждают знатоки старины.

Но как бы там ни было, однако Переволока жила без помещика, являясь селением государственным. Платила налоги казне, получала государственные распоряжения. Которые, как известно, были нелегкими.

Сегодня в Переволоке семь улиц – Советская, Колхозная, Первое мая, Мира, Зеленая, Садовая и Молодежная. А раньше наши улицы именовались Село, Выгон, Грабник, Гарт. Избы же – на возвышенных местах, где землица похуже.

В 1931-м образован колхоз «Оборона страны» (с 2007 г. – КСУП).

Мне, коренному жителю, вспоминаются наши топкие дороги, кое-где гати и мостки.

Ныне везде асфальт. Болота осушены. Немногие помнят, как некогда, взяв бредень, можно было пойти в сторону леса и на плесах ловить щупаков. В весенний разлив вода их болот по канавам и ручьям шла в деревню и рыбу удавалось ловить, как говорится, дома.

Обилие грибов и ягод, разного зверья, особенно зайцев и лисиц. Они добывались замысловатыми силками (петлями). Молодую утку брали с помощью собаки. Собирались утиные яйца.

Желуди – подспорье почти каждому местному крестьянину, который содержал свиней. Их обилие – под многочисленными дубами-великанами.

Ручей Бонда протекал в километре от Переволоки. Там, на Глубоком Броду, можно было искупаться в чистой воде. Рядом – лес, где на полянах земляника, малина и смородина.

Помнится и расписной дуб. Обгорелый, безжалостно израненный молниями. Под этим деревом молодожены, возвращавшиеся после регистрации в Короватичах, считали обязательным остановиться.

Вблизи расписного дуба в ноябре 1943 года советские войска разбили отступающие части немцев. Убитых хоронили в кюветах дорог. Потом, когда мы, школьники Переволоки, ходили в Короватичскую среднюю школу (до 1957 г. в Переволоке была семилетка), видели множество людских черепов и костей, вырытых лисами.

Нас, таких старшеклассников, было 15–16. Доводилось идти девять километров через лес, по бездорожью. Рядом с окопами и траншеями, в которых валились снаряды и гранаты. Их взрывали на Всенощную перед Пасхой. Из-за этакого озорства в Переволоке погибли пять человек.

Обрез немецкой винтовки был и у меня. От этой «цацки» избавился в 1957-м, будучи студентом горного техникума.

Моя мать, Екатерина Петровна, овдовела в 47 лет. На руках трое несовершеннолетних детей. Голод, разруха. Но она сумела всех вырастить и, как говорится, поставить на ноги.

Несмотря на лишения, женщины Переволоки, обув лапти, на работу отправлялись за 5–6 километров, да еще с песнями. Ведь верили в будущую счастливую жизнь. Если не для себя, так для своих детей.

Если в Речицу на базар, так тоже пешком, пока в субботу и воскресенье и к нам не стал приходить небольшой автобус.

Школьники д. Переволока на уборке урожая (1951 г.)
Школьники д. Переволока на уборке урожая (1951 г.)

Переволока – «столица лука». Данный овощной вид в Речице был особо почитаем. И, как правило, первыми лук распродавали именно переволокцы.

Мои земляки-ровесники стали известными людьми. Николай Борисович Теребиленко – доктор сельскохозяйственных наук, возглавлял Калужский научно-исследовательский институт. Смольские – Алексей Данилович, Афанасий Федорович, Борис Петрович, – армейские офицеры. Николай Ефимович Шабетник также офицер (полковник). Михаил Николаевич Семченко некогда являлся председателем Одесского горкома профсоюзов. Михаил Федосович Смольский преподавал историю в техникуме. Да и мне довелось работать в должностях председателя колхоза, главного агронома и главного экономиста.

Если же брать в целом, то среди переволокцев десятки тех, о которых можно писать и очерки, и зарисовки.

Сегодня Переволока является населенным пунктом, где есть все возможности для работы и вообще достойной жизни.



--- взято с сайта dneprovec.by ---