27/05/2019

Люди Речицкого района. Держась Пасеки, живут Николай Кузьмич и Анна Ильинична Сивуха

Николай Кузьмич родился в 1931 году. Считает себя ровенскослободским. Следовательно, его семья в Пасеку переехала чуть позже организации здесь колхоза. Хотя отцу, Кузьмичу Миновичу, довелось также отдать в советско-коллективное хозяйство и корову, и лошадь.

– Наше селение с 1926 года, – уверенно констатирует Николай Кузьмич, называя причины возникновения поселка Пасека. Основная: переселение из Ровенской Слободы при условии получения на новом месте «гектара-десятины». Наделы же в Ровенской Слободе выделялись поменьше. Хотя, как надо понимать, революции 1917-го, да и гражданскую войну, местный люд, коль не брать батрака, встретил с земельными участками и в пять десятин (порядка 5,5 гектара в среднем). Не очень понимая: за лозунгом «Земля – крестьянам» совсем не то, чтобы землю-кормилицу отдать в частную собственность, как это складывалось до революционных потрясений.

Николай Кузьмич родился в 1931 году. Считает себя ровенскослободским. Следовательно, его семья в Пасеку переехала чуть позже организации здесь колхоза. Хотя отцу, Кузьмичу Миновичу, довелось также отдать в советско-коллективное хозяйство и корову, и лошадь.

Он, Кузьма Минович (1885 г. р.), являлся участником Первой мировой войны. С радостью принял Советскую власть. С красноармейскими частями будущего маршала СССР Михаила Тухачевского оказался под самой Варшавой. Получил тяжелые ранения. Притом в руки. Казалось бы, ну что теперь делать в деревне при таком недуге? А он смог справляться даже с тем, что другим, как говорится, и не снилось: ремонтировать ружья, часы и хозяйственную утварь ему приносили со всей округи. Получал небольшую пенсию за здоровье, утерянное под Варшавой.

Кузьма Минович умер в 1943-м. Оставил Ольгу Лукьяновну, жену (умерла, прожив 82 года), переживать за сыновей Михаила и Федора, которые в данный час держали в руках оружие.

Михаил (1921 г. р.) Великую Отечественную встретил в Клинцах. Сражался на территории Смоленщины. Участник обороны Москвы и парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. В битве за Сталинград внес ратный вклад в разгром группировки фельдмаршала Паулюса. Затем – освобождение Украины, Болгарии, Австрии. Домой вернулся 26 мая 1946 года с боевыми наградами и партийным билетом, что, бесспорно, являлось веским основанием для «руководящего портфеля».

По-иному складывалась судьба Федора (1924 г. р.). Страшную новость о нападении фашистской Германии тот встретил в Ново-Белице, где учился в одном из ремесленных училищ. Через день-два ночью постучал в окно родной избы.

Юный возраст не позволил влиться в армейский строй. А вот в 1943-м стал партизаном. После освобождения (ноябрь 1943 г.) – боец запасного полка, формировавшегося в районе Короватичей. Данное воинское подразделение вскоре проследовало на фронт.

Поначалу армейская судьба складывалась благополучно. Тяжелое же ранение в голову Федор получил под Варшавой (Польша). Лечился в Полтаве (Украина). Был начисто комиссован в феврале 1945-го.

…И вот братья дома. Казалось, пройдя тяжелейший фронтовой путь, можно строить планы на будущее. И они это делали. В 1945-м Федор женился на девушке из Андреевки. Михаил же о женитьбе только раздумывал.

Говоря о послевоенных тяготах, мало касаемся темы страшного голода, железной хваткой вцепившегося и в Речицкий район. Это после неурожайного лета 1946 года: практически ВСЕ было отдано в госпоставки. За трудодень же – считанные граммы зерна, а то и… ничего. И как при таких условиях выжить?

 Сотни мужчин, бывших фронтовиков, стали «челноками», отправляясь в западные районы БССР и Литву. Везли с собою то, что могло вызвать интерес крестьянина-«западника» и крестьянина-литовца, намереваясь взамен раздобыть хотя бы пуд зерна.

«Занятие», о котором сказано выше, крайне опасное, ибо домой возвращались далеко не все. Многих с крыш вагонов сбрасывали негодяи, не видевшие ужасов войны, но сумевшие сбиться в уголовную стаю…

В числе невернувшихся братья Сивуха. Оба – Михаил и Федор – были убиты «лесными братьями» Литвы, когда на дворе стоял март 1947-го…

– Остались я, брат Володя да сестра Аня, – делится воспоминаниями Николай Кузьмич.

Анна родилась в 1914 году. Оторвавшись от отчего дома, старалась в деревне Козье (Солтановский сельский Совет). Животновод. Ожидая последнего дня, завещала упокоиться на погосте Пасеки.

Сравнительно недолгим был век и Владимира, третьего брата Н. Сивухи. Родился в 1928-м. Выучился на тракториста. Работал в машинно-тракторной станции и в колхозе им. Дзержинского, умер в 1996-м…

А как оно у самого Николая Кузьмича? Армейской жизни сполна «тяпнул» с 1950-го по 1954-й. Воинский эшелон, в котором находился и он, пыхтел в сторону Дальнего Востока. Остановка во Владивостоке. Сплошные учения по десантированию. В условиях, когда велась война в Корее.

На пароходе «Иван Кулибин» Николай Сивуха проследовал в бухту Провидения. Видел берег Аляски. Некогда российский, а теперь американский.

Окончив учебку, под высоким началом генерал-лейтенанта Рубанюка служил радистом-сержантом, был помощником командира взвода.

После смерти И. В. Сталина (март 1953 г.) – служба на Камчатке: старшина батареи.

Увольнение в запас подошло в сентябре 1954 года.

Оглядываясь на былое, Николай Кузьмич не скрывает сожаления, что не остался на сверхсрочную, предлагаемую при зачете «год за два» и нормальной заработной платы: заскучал, вишь, по Пасеке.

Вернувшись, окончил техникум Гомельского пароходства. А как женился, дальнейше-трудовой путь зацепился за колхоз им. Дзержинского при скромной должности шофера.

У Анны Ильиничны, жены, предварительно-семейное также не медом мазано: отец остался на войне, приняв бой в июне 1941-го около Бреста…

Обще-трудовой стаж Николая Кузьмича – 45 лет. И все ударные, за которые десятки почетных грамот. А еще – легковой автомобиль «Москвич». Нет, данное средство передвижения на Н. Сивуху не свалилось в виде производственного подарка: приобрел за копейку собственную, используя фонд райисполкома, ибо данный товар (легковой автомобиль) некогда мог купить разве что передовик производства.

По-настоящему уважаемым человеком в колхозе им. Дзержинского была и Анна Ильинична: на протяжении 15 лет возглавляла коллектив молочно-товарной фермы «Пасека».

Особой заботы требовало хозяйство домашнее. Перечисляя личную живность, Николай Кузьмич старается не упустить ничего, что в свое время радовало хозяйское око. Оказывается, земля обрабатывалась и на двух гектарах. На подворье находились лошадь, две коровы, бычки, свиньи, гуси, куры…

Словом, сидеть без дела не получалось.

Родителям, конечно же, подсобляли дети: дочери Нина и Галина. У обеих высшее образование. Старшая – врач, живет в областном Гомеле. Младшая – в сфере речицкой торговли.

Принимая во внимание бывше-хозяйственные объемы семьи Сивуха, само собою напрашивался вопрос: ЧТО «ляснуло» у счастливой четы в результате развала СССР, когда подавляющее большинство населения, следуя лозунгу «Храни деньги в сберегательной кассе!», очутилось у разбитого корыта? На деле получилось: собранные деньги Николай Кузьмич и Анна Ильинична в кубышке не хранили, а пускали в оборот. Подсобили младшей дочери осилить строительство кооперативной квартиры. Скопив еще, опять-таки поделились с дочерьми, приобрели мини-трактор. Николай Кузьмич даже выгнал «мини» во двор, желая продемонстрировать его и журналисту «Дняпроўца».

Да, тракторец хорош. В сцепке с фрезой. Выезжай на частные сотки (сегодня 45), газуй, коль хочешь, до упаду. Хотя… Эту бы чудо-технику да во времена, в которые частное хозяйство почти всякого сельского двора знало-ведало корову, а то и две! Ныне же и в Пасеке о молочных кормилицах вспоминают, как о давно прошедшем. А если живность, то исключительно курами.

С десяток несушек коричневого цвета копошились, не обращая внимания на стороннего человека, у ног Николая Кузьмича и Анны Ильиничны. Петух же и вообще – бери за хвост. Хотя, как уверены хозяева, проку от него так с гулькин нос. Разве что прокукарекает, напоминая: вскоре рассвет. А ведь некогда герой. Шпоры на ногах отрастил, что сегодня, цепляясь одна за другую, мешают ходить, не то что бегать за дюже прыткими курами-несушками.

Помимо кур с петухами, на подворье и две собаки, в доме – четверо котов. Одного, как-то осерчав, Николай Кузьмич надоумился препроводить в Ровенскую Слободу, дабы тот, уже в агрогородке и на центральной усадьбе КСУП «Дзержинский-агро», искал новых хозяев. Однако… Через несколько часов кот, пробежав не один километр, опять сидел у двери дома. Виновато посматривал на хозяев, как бы желая заявить: «Можете не волноваться, я тута…»

Николаю Кузьмичу, отвечавшему на вопросы журналиста, довелось отлучиться минут на 15. Это когда прибыл индивидуальный предприниматель Виталий Чечило, чтобы, пройдясь трактором по соткам Сивухи, провести окучивание картофеля.

Мало сторожась колес «Беларуса», рядом присел один из аистов, семья которого мостилась на электростолбе метрах в 70–80.

С аистом Кузьмич в отношениях особых. Выделил для гнезда пернатых деревянное колесо. Да и отстоял, когда гнездо было замышлено местной вертикалью власти как совершенно незаконное…

– Приезжай, – напутствовал журналиста Николай Кузьмич, – писать есть о ком.

Не упустил поведать и о внуках. Их, как и дочерей, у него и Анны Ильиничны два. От дочери Нины – Андрей, от Галины – Евгений. Оба окончили Белорусский университет транспорта, инженеры-строители. Живут и работают в Минске. На зависть многим. Тем самым подтверждая: настойчивость да трудолюбие – путь к успеху в большом и малом.

Засобиравшись в Пасеку, дабы отведать родных стариков, Евгений может взять с собой сынишку Павлика (для Николая Кузьмича и Анны Ильиничны тот уже правнук).

Чем завершить данный материал? Да хотя бы добрым словом в адрес названного выше и. п. Виталия Чечило. Ведь, помогая сельчанам, Виталий Николаевич делом способствует тому, чтобы Пасека продолжала жить. Отметить это автора публикации надоумил Николай Кузьмич. Анна Ильинична согласно кивнула головой.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---