Общество > Сельская жизнь

4435

Деревни и хозяйства Речицкого района. Надвин. Рассказала бригадир…

 +

Деревня Надвин – один из тех населенных пунктов Речицкого района, у которого богатое прошлое. Если делать привязку к коллективно-общественному хозяйству, то колхоз здесь был организован в начале 1930-х. Имел гордое наименование «Победитель».

Молочно-товарная ферма д. Надвин
Молочно-товарная ферма д. Надвин

Населенный пункт, как и многие иные, славился многолюдием. Основные фамилии местных жителей – Бусел, Великоборец, Конюшенко, Пищик, Прилуцкий, Старушенко…

В предвоенный период в Надвине функционировали начальная школа, клуб, изба-читальня, магазин промкооперации.

Надвинский гектар совсем не бедный. Благодарил местного крестьянина урожаем и зерновых, и картофеля. Словом, сельскохозяйственно-коллективный Надвин уверенно смотрел в будущее. Вот только планы порушила война. Великая Отечественная забрала на фронт более сотни мужчин. На полях сражений, коль ссылаться на цифры официальные, остались 54. Степан Федорович Яковенко, командир взвода 72-го артиллерийского полка 11-й стрелковой дивизии смертью героя пал 19 января 1942 года в возрасте 34 лет.

А вот Сидор Кулик. Его последний фронтовой день – 25 октября 1944-го. Погиб восемнадцатилетним. Освобождал Восточную Пруссию (Германия).

Пятеро надвинцев загублены фашистами в период временной оккупации.

А когда пришло время ухода с речицкой земли (ноябрь 1943 г.), враг создал вблизи Надвина укрепленные позиции, которые в фронтовые сводки Красной Армии вошли под названием «надвинские позиции».

Послевоенный период Надвина – это не только хозяйственно- производственная самостоятельность под знаменем колхоза «Победитель», но и артельная работа в составе колхоза «Чырвоны сцяг» (центральная усадьба – деревня Артуки).

А Надвин сегодняшний?

Населенный пункт имеет дорожную связь с Артуками, Вышемиром, Прокиселем. Конечно же, дороги к Надвину далеко не одинаковые. Поэтому и мы, сотрудники «Дняпроўца», ошиблись в том, чтобы в Надвин добираться со стороны Артуков. Ибо было бы правильнее сюда следовать со стороны Прокиселя.

«Шлях» от Артуков, как оказалось, в свое время стоял-таки в серьезных планах местного благоустройства. Однако построен в объеме далеко не полном. Поэтому, как надо полагать, средства на его дальнейшее обустройство нашли применение в дорожных километрах иного направления.

Уже на окраине Надвина довелось изрядно поломать голову над проблемой попасть в его центральную часть (избитость дороги с затоплением водой), откуда хорошо просматривались очертания местной молочно-товарной фермы. Далеко не новой, но радующей руководство КСУП «Агрокомбинат «Холмеч» прочностью производственных позиций. За которыми, надо признать, большой труд бригадира МТФ Ларисы Конюшенко. Лариса Николаевна не из местных, однако живет и трудится здесь не один десяток лет. Поэтому давно стала своей. Здесь ее дом, семья, работа. Как оказалось, она хорошо знает и местную историю, и людей Надвина.

– Нынче деревня держится на ферме и автолавке, – без тени иронии замечает Лариса Николаевна.

О молочном производстве МТФ разговор отдельный. Поэтому нить беседы автор данного материала сворачивает к тому, чтобы бригадир фермы поведала о людях конкретных, которые в числе 25 тружеников МТФ. Да еще с «уклоном» семейственности, когда спозаранок из одного и того же дома на ферму отправлялись бы и двое.

– Сальниковы, – без раздумий ответила Л. Конюшенко. За озвученностью фамилии – Елена Владимировна, оператор машинного доения коров, и Дмитрий Александрович, ее муж (животновод МТФ).

Мать Дмитрия – Нина Викторовна – в свое время, оставив Надвин, оказалась в столичном Минске. Вернувшись домой, работала дояркой.

В ее семье, помимо Дмитрия, дочери Наталья и Олеся. Нынче дочери живут и работают в агрогородке Холмеч. Наталья – в коллективе животноводческого комплекса, Олеся – в комплексной бригаде.

– Дмитрий – хозяин, – кратко характеризует подопечного
Л. Конюшенко, дополняя тем, что хозяйственность Дмитрия Александровича особенно заметна на частном подворье.

Его семья живет в кирпичном доме, доставшемся от матери, который довелось достраивать самостоятельно.

У четы Сальниковых трое детей. Старший – сын Андрей. Нынче житель Речицы. Имеет обустроенно-городскую квартиру. За нее, как надо понимать, приходится выплачивать льготный кредит.

Младшими у Дмитрия Александровича и Елены Владимировны – две дочери.

У Сальниковых прочное частное хозяйство, основа которого – четыре коровы. И это в то время, когда большинство нынешних сельских подворий такую живность уже не имеет.

Дмитрий Александрович в качестве основного помощника имел трактор-старичок, отслуживший в сельхозпроизводстве десятки лет. Ныне «стальной конь» подворья – многофункциональный мотоблок.

– С Дмитрием ясно, а как с женой? Она из местных?

– В девичестве Конюшенко, – слышим в ответ дальнейшее повествование Ларисы Николаевны о Владимире Борисовиче Конюшенко, отце Елены Сальниковой, производственная жизнь которого также протекала на молочно-товарной ферме.

Спорилось дело в руках его жены. И это в то время, когда Валентина Григорьевна родила пятерых детей.

 Как оказалось, Елена Сальникова с сестрами Татьяной и Оксаной чуть ли не ежедневно встречается здесь же, на МТФ, ведь те, как и она, также мастера машинного доения коров.

Разговор с бригадиром МТФ «Надвин» подходит к моменту, когда следует слово «зачем». А дело в том, что Лариса Николаевна, как и сотрудники «Дняпроўца», старается осмыслить дальнейшую перспективу молочного производства деревни Надвин. Да, сегодня в коллективе фермы 25 человек. Нашлось бы дело и для рабочей силы дополнительной. А вот она-то и не просматривается. Благо, ферме помогают те, возраст которых пенсионный. Сегодня они в производственной «обойме», а завтра решат окончательно оставаться на заслуженном отдыхе. Как быть тогда? Возложить нагрузку на иных? Можно, однако на период крайне ограниченный. Следовательно, снижение производства вполне реально.

Андрей Сальников, о котором говорилось выше, мог бы вполне со временем заменить на ферме отца. А он, «прислонившись» к райцентру, в одночасье стал «городским». Правильно ль такое? Ответ в принципе понятен, хотя его категоричность должна быть без горячности и тем более без излишней категоричности.

…Надвин покидали с тем чувством творческого «зуда», что здесь много достойных, о ком писать бы да писать. Добротного материала требует бригадир фермы Л. Конюшенко.

Подумалось: «Было бы хорошо, чтобы к нашему следующему посещению населенный пункт не потерял ни одного местно-частного подворья». Пока же в Надвине, как услышали от управделами Холмечского сельского Совета Светланы Юрченко, 34 дома и 102 жителя. Местные дачники не в счет.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети