Общество > Сельская жизнь

4064

Деревни Речицкого района. Адамовка. Где ходил Адам?..

 +

…Мой первый рабочий день в редакции «Дняпроўца» был в июне 1979 года. Сейчас август 2019-го. Следовательно, временной промежуток между названными датами составляет 40 лет. За данный период были, коль брать в целом, несколько тысяч поездок на район. Иные населенные пункты знаю настолько, что можно смело здороваться со знакомыми людьми за руку, как с добрыми знакомыми, вспоминая то, что некогда обсуждалось, а позднее появилось на странице газеты.

У селения название по-белорусски –  АДАМАЎКА
У селения название по-белорусски – АДАМАЎКА

Деревня же Адамовка…

О ней услышал в том памятном 1979-м из уст тогдашнего заместителя ответственного редактора «Дняпроўца» Алексея Соснока. Его мать, потеряв на войне мужа и отца Алексея Ильича, повторно вышла замуж как раз в Адамовку. Уже за инвалида Великой Отечественной Антона Илларионовича Пархоменко, который, являясь рядовым наводчиком орудия 918-го артиллерийского, а затем 101-го запасного стрелкового полка, был тяжело ранен в предплечье в последний день войны (9 мая 1945 г.). И Алексей, оставшись в своем родном Залесье жить с дедом, нередко отправлялся оттуда, чтобы проведать мать и ее новую семью, в Адамовку.

В 2010 году, когда шла работа над книгой «И колосится поле…» (страницы истории агрогородка Заспа и филиала «Советская Белоруссия» ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов»), моим добрым помощником стал бывший житель Адамовки, а ныне речичанин, – Федор Ефимович Мануйлов.

Вот и сейчас в Адамовку мы направились вместе с ним.

Нина Николаевна Пузевич и Федор Ефимович Мануйлов –  коренные земляки-адамовцы
Нина Николаевна Пузевич и Федор Ефимович Мануйлов – коренные земляки-адамовцы

Проследовав улицей пару сотен метров (в населенном пункте одна), остановились у домовладения Федора Ефимовича. Недавно им было получено предписание о сносе или приведении дома в надлежащий порядок. И, пока хозяин будет ходить около избы с уже обвалившейся крышей, самый раз заглянуть в далекую историю Адамовки.

…В 1890 году в 1,5 километра на восток от деревни были выявлены 19 курганов, относящихся к 10–12 столетиям, что само собой свидетельство заселения местных просторов нашими далекими предшественниками более тысячи лет тому. Согласно письменным источникам, Адамовка известна с первой половины 19-го столетия. В 1834 г. в ней 11 дворов. За следующие 16 лет населенный пункт подрос лишь на одно домовладение, входил в Свиридовичский церковный приход.

Всероссийская перепись населения, проводившаяся в 1897 г., в деревне Адамовке засвидетельствовала 45 дворов и 243 жителя. Следовательно, беря в среднем, на каждый двор – пять человек.

Имелись хлебозапасной магазин и часовня.

В 1909 г. адамовцев 422 человека. Снижение на два десятка можно связывать с тогдашней аграрной политикой Российской империи, а равно и с деятельностью Петра Аркадьевича Столыпина, возглавлявшего царский кабинет министров.

На рельсы коллективизации деревня Адамовка стала в 1931 году, успев побывать центром сельского Совета. Однако вскоре хозяйство было «прикрыто» (до 1934 года). Тому предшествовало незавидное положение (частично освещено строками материала «Дапамагчы калгасу»; газета «Рэчыцкая праўда», номер от 19 февраля 1932 г.). Вот лишь несколько строк: «…Калгас “Варашылава”, дзякуючы дрэннай арганізацыі працы ў час уборкі і зяблівага ворыва, ня выканаў сваіх плянаў.

Такія-ж марудныя тэмпы працягвае калгас і ў час падрыхтоўкі да веснавой сяўбы.

Праўленьне калгасу, нягледзячы на тое, што справа падрыхтоўкі да сяўбы ўжо хвалюе калгасьнікаў, яшчэ само не займалася гэтым пытаньнем.

У калгасе яшчэ “дзядоўскія” мэтады работы, дрэнная арганізацыя працы і абязьлічка, якая шкодна адбіваецца на вытворчасьці працы.

Збруя раскідана дзе папала, с/г інвэнтар, як плугі, бораны, якія патрабуюць рамонту, ляжаць пад сьнегам. Цялегі няспраўныя: з маючыхся 35 цялег у калгасе спраўных налічваецца толькі адзінкамі.

Насеньне ў калгасе маецца, але праўленьне не клапоціцца аб іх збору, засыпцы і ачыстцы».

Как видим, и в 1932 г. адамовский колхоз им. Ворошилова, берясь за яровой сев, мог его провести на зерно не «коллективное», а собранное по дворам колхозников.

Надо ли удивляться, что хозяйственные «прорехи» адамовского колхоза, а затем и его развал привели к репрессиям (особенно второй половины 1930-х). Во всяком случае, известны фамилии десяти жителей деревни, сполна «хлебнувших» то, что за словами «сталинское беззаконие». А за ними, конечно же, и семьи.

Вот Ефим Карпович Соснок. Родился в 1901 году. Жена, Елена Герасимовна, на пять лет старше мужа. Растили дочерей Ольгу (май 1923 г. р.), Анну (январь 1926 г. р.) и Надежду (январь 1929 г. р.). Вступить в колхоз им. Ворошилова не пожелали.

Елена Герасимовна готовилась вот-вот родить в четвертый раз.

2 февраля 1935 г. за Ефимом Карповичем приехали из Речицы. Он, растерянно суетясь по избе, ушел из нее, так и не понимая, за что же его в райцентр. Оставалось надеяться на слово старшего из прибывших: «Разберемся и…»

Нет, адамовский единоличник Е. К. Соснок домой уже не вернется. И, скорее, так и не узнает, что после трех дочерей у него есть и долгожданный сын – Василий (февраль 1935 г.р.).

Согласно постановлению Специальной коллегии Верховного суда БССР от 17 мая 1935 г., отец большой семьи был приговорен к пяти годам лишения свободы с отбытием наказания в исправительно-трудовом лагере. Был отправлен в город Магадан. Умер в заключении 17 декабря 1938 г.

В мае 1939 г. Елена Герасимовна вступила-таки в колхоз им. Ворошилова.

Реабилитация Е. К. Соснока последовала 19 апреля 1962 г.

…Более двух десятков жителей Адамовки сложили голову на фронтах Великой Отечественной войны. Возрождение разрушенного шло также руками Елены Герасимовны и ее детей, отец которых – без вины сгинувший Е. К. Соснок.

Перепись 1959 г. зафиксировала в Адамовке 252 жителя.

…Заметив редакционную машину, остановившуюся у неказистого дома Ф. Е. Мануйлова, из калитки, что на обратной стороне улицы, вышел «джигит» лет 30–35.

Поздоровались. Незваный собеседник, с озорством в голосе да еще махнув рукой, вынес «приговор»: «Надо валить!» Это в отношении домовладения Ф. Е. Мануйлова.

На замечание, что и его изба того и гляди может покоситься, ответил не задумываясь: «Пущай. Поднимать не буду…»

В глубине огорода данного адамовца виднелись груша с яблоней (с богатым урожаем). Приняв похвалу за свои фруктовые, человек показал в сторону деревьев высотою в пару десятков метров. Посоветовал: «Коль желаете, там груш пакет можно собрать хоть за минуту».

Советом воспользоваться не довелось. Хотя пришлось отметить про себя: груши, что были названы, сортов той «старины далекой», когда и плодовые не знали-не ведали никакой садовой хвори, плодонося из года в год.

Остановка следующая – на окраине Адамовки, у дома Нины Пузевич. Ее домовладение в порядке образцовом. Как, собственно, и должно быть. А еще Нина Николаевна, являясь помощником председателя Заспенского сельского Совета по деревне Адамовке, оказалась человеком, как бы помягче сказать,.. неудобным. Парадокс данного слова легко объяснить ее настойчивостью и упорством, что принимается далеко не всеми и не во всем. В том числе, каюсь, и автором данного материала.

Вот и сейчас предложила, не теряя и минуты, отправиться на местный погост, до которого подать рукой. Там, как оказалось, обелиск воинам Красной Армии, погибшим в ноябре 1943 года при освобождении Речицкого района от немецко-фашистских захватчиков. Многие из них были скошены пулеметами немецких танкеток уже тогда, когда Речица три дня ликовала по поводу бегства врага.

А далее получилась, как оказывается, такая спешка погребения погибших, что остались неизвестными фамилии красноармейцев. Их немало. Цифра спорная – от 40 до сотни человек.

После войны на братской могиле появился памятник с территорией, охватывающей площадь захоронения.

Шло время. Распахивая близлежащее поле, один из механизаторов умудрился плугами обелиск повредить.

Данная утрата была восстановлена. Вот только Нина Николаевна не может согласиться, что нынче площадь бывшего захоронения меньше от предыдущей (останки воинов перенесены в братскую могилу Свиридовичей). Вот и возникла переписка при десятках бумаг самых разных ведомств и должностных лиц.

Не станем вдаваться в «анализ» только что отмеченного. Ограничимся снимком, на котором она, Н. Н. Пузевич, вместе с земляком – Ф. Е. Мануйловым, с которым у них, будь время, может быть разговор-воспоминание на долгие часы.

Теперь же Федор Ефимович, взглянув на избушку, что «прилепилась» вблизи домовладения Н. Н. Пузевич и которой (согласно словам Нины Николаевны) уже более ста лет, горестно молвил: «А здесь-то и мучили моего отца…»

Во дворе вот этой неказистой, уже столетней избушки фашисты- каратели летом 1943 года мучили партизанского связного  Ефима Федоровича Евдокимова
Во дворе вот этой неказистой, уже столетней избушки фашисты- каратели летом 1943 года мучили партизанского связного Ефима Федоровича Евдокимова

Да, беда случилась летом 1943 года. Ефим Федорович, отец Ф. Е. Мануйлова и еще четверых своих детей, был схвачен карателями, пришедшими в Адамовку под видом партизан.

Его, партизанского связного, избивали зверски. Затем, посадив в большую деревянную бочку стариков Сыс, заставили хозяйку дома таскать воду и лить в бочку. С какой целью? Да чтобы холодом вызвать у страдальца невыносимую боль из-за спазма почек…

На сельское кладбище Адамовки ехали без Нины Николаевны. Она, показывая крестьянско-сельскую резвость, прибежала на погост не окольною дорогой, а прямиком.

Постояли у обелиска погибшим воинам-освободителям, найдя его достойным. Увидели: до его установки Нина Николаевна многое сделала и руками своими. Вот и теперь сказала-заявила: будь привезена земля в виде чернозема, посадила бы красивые цветы.

А как было не постоять у могилы Ивана Николаевича Евдокимова? Он один из послевоенных председателей правления адамовского колхоза им. Ворошилова.

Первоначально хозяйство принял М. П. Тимошенко. В недавнем – партизан. Вот и дисциплину старался держать чуть ли не такую, что в отряде. Хотя в свой адрес нареканий (в глаза и за) слышал предостаточно.

Настал час, когда, к радости коллектива хозяйства, Тимошенко был направлен на поднятие колхоза «Советская Белоруссия». Сельхозартель же им. Ворошилова принял И. Н. Евдокимов, который вернулся с фронта при тяжелых ранениях.

На первом же собрании Иван Николаевич заявил, обращаясь ко всем: «Люди, мы должны быть одной семьей. Перестаньте «сигнализировать» один на одного…»

Говоря подобное, Евдокимов, конечно же, серьезно рисковал. Ибо его «вольность» могла дойти до сейфа того ведомства, с которым шутки были плохи.

Однако, как оказалось, в Адамовке не нашлось того, который бы «черканул» на него, нового председателя, «куда следует». И колхоз им. Ворошилова стал уверенно подниматься с колен.

Председатель был непреклонен: во время посевной земля должна получить до последней горсти зерна и до последнего клубня картофеля. Когда же наставал час уборки выращенного, Иван Николаевич «закрывал глаза», что кто-то из колхозников взял, уходя с поля, десяток, а то и два этих самых клубней.

В Адамовке уже не стало повседневной проблемы в том, что местный колхозник может поставить на стол. Убирая же выращенное на совесть, колхоз им. Ворошилова стал одним из лучших хозяйств тогдашнего Речицкого района. В 1949 году в Адамовку пришла весть: И. Н. Евдокимов награжден орденом «Знак Почета».

Иван Николаевич ушел из жизни в возрасте 61 года. Через четыре года – в 1973-м – не стало его жены: Лукерья Игнатьевна, несмотря на «руководящий портфель» мужа, ударно трудилась на местной ферме в качестве рядовой доярки.

…Следуя через Адамовку, уже направляясь в Речицу, автор данного материала отметил красивый дом чуть ли не на краю деревни. Это домовладение бывшего механизатора колхоза «Советская Белоруссия» Василия Шавловского. Теперь же «на хозяйствовании» его сын Владимир (скорее всего, один из тружеников Речицкого метизного завода). Молодец, Владимир Васильевич! Родители, если наши души и после смерти продолжают витать в небесах и видеть нас, живых, могут радоваться за тебя.

Дом Владимира Васильевича Шавловского хоть «на ВДНХ СССР»
Дом Владимира Васильевича Шавловского хоть «на ВДНХ СССР»

Чуть ли не напротив – добротно-кирпичный дом одной из дачниц. Она из областного Гомеля.

…Что же сегодня деревня Адамовка, коль придерживаться цифровой конкретики?

Информацией поделилась Любовь Васильевна Бышик, управделами Заспенского сельского Совета. И вот он, паспорт селения: домовладений – 18, в шести прописка постоянная, в 12 – проживание сезонное. В постоянных – восьми человек. Из работающих… один. Это Валерий Геннадьевич Близнец, один из животноводов деревни Степановки.

От Адамовки до Степановки не более километра. Надо бы страницей «Дняпроўца» поведать и о ней…

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity