25/02/2016
Президент определил меры повышения эффективности экономики Беларуси
Глава государства Александр Лукашенко 23 февраля подписал указ №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь".
Глава государства Александр Лукашенко 23 февраля подписал указ №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь".
В документе изложены системные меры, направленные на повышение эффективности функционирования экономики за счет обеспечения надлежащего качества управления государственными предприятиями и снижения себестоимости продукции, развития добросовестной конкуренции на внутреннем рынке, роста и диверсификации экспорта, рационального импортозамещения.
Предусматривается ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, привлечение иностранного капитала в развитие и создание производств, поступательное снижение ставок по кредитам в экономике.
В указе определены направления дополнительной поддержки малоимущих граждан, семей, воспитывающих детей. В том числе за счет формирования в 2016 году резервов в республиканском бюджете в размере до Br8 трлн для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения и в местных бюджетах - до Br2,8 трлн для финансирования расходов на предоставление безналичных жилищных субсидий.
В документе заложены четкие подходы по мобилизации кадров на оперативное и эффективное решение проблем социально-экономического развития на основе рельефного разделения ответственности.
Президент Беларуси Александр Лукашенко установил персональную ответственность руководителей различных уровней за своевременное погашение валютных обязательств. Такая норма содержится в указе №78.
В частности, Президент поручил правительству и Национальному банку проводить сбалансированную макроэкономическую политику, направленную на наращивание государственных золотовалютных резервов до экономически безопасного уровня, покрывающего трехмесячный импорт товаров (работ, услуг), а также краткосрочные долговые обязательства Беларуси в иностранной валюте.
Глава государства поставил задачу обеспечивать своевременное и полное исполнение обязательств, в том числе посредством рефинансирования, под персональную ответственность премьер-министра - по погашению валютного долга правительством и республиканскими органами государственного управления, под персональную ответственность председателя правления Нацбанка - по погашению валютных обязательств Национального банка. Устанавливается персональная ответственность председателей облисполкомов и Минского горисполкома за погашение валютного долга местных органов управления и самоуправления и персональная ответственность руководителей организаций и коммерческих банков - за погашение валютного долга этих и подчиненных им организаций.
При этом Совет Министров уполномочен на подписание межправительственных и международных договоров, направленных на привлечение инвестиционных ресурсов от международных финансовых организаций, содержащих положения, отличные от норм законодательных актов Беларуси, с последующей ратификацией таких договоров в установленном порядке.
В частности, эффективность работы премьер-министра и его первого заместителя будет оцениваться по результатам обеспечения макроэкономической стабильности и эффективного управления валютным долгом правительства, заместителей премьер-министра и министра иностранных дел - по росту и диверсификации экспорта.
Оценка эффективности работы председателя правления Национального банка будет даваться по результатам обеспечения финансовой стабильности в стране, сокращения валютных обязательств Нацбанка, наращивания международных резервных активов Беларуси.
Критериями, по которым будет оцениваться эффективность работы руководителей республиканских органов государственного управления, являются объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в отрасль и рациональное импортозамещение.
Эффективность работы председателей областных, Минского городского исполкомов будет оцениваться по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в регион, рациональному импортозамещению, росту и диверсификации экспорта, созданию новых рабочих мест, работа председателей районных (городских) исполкомов - по числу созданных новых рабочих мест, а работа руководителей государственных предприятий - по показателю чистой прибыли и сокращению себестоимости производимых товаров (работ, услуг).
Для повышения оперативности принимаемых решений, сокращения сроков административных процедур Совет Министров наделен полномочиями устанавливать сроки согласования государственными органами, в том числе подчиненными Президенту, проектов законодательных актов по важнейшим вопросам государственного регулирования в экономической сфере.
Глава государства Александр Лукашенко поручил Совету Министров совместно с Администрацией Президента Беларуси и Государственным секретариатом Совета Безопасности до 1 июня 2016 года внести предложения по сокращению функций госорганов.
Так, Президент ожидает предложений по сокращению излишних и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов, а также по минимизации надзорных проверок, сокращению надзорных органов, оснований для проведения таких проверок и повышению роли прокуратуры в обеспечении законности.
Кроме того, до 1 июня должны быть представлены предложения по совершенствованию системы подбора и расстановки кадров, их обучения и переподготовки (в том числе за рубежом), повышения мотивации на достижение результатов социально-экономического развития.
Должны быть также внесены предложения по совершенствованию порядка и условий назначения (освобождения от занимаемой должности) руководителей государственных организаций, а также организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) принадлежит государству.
В частности, правительству Беларуси поручено в течение 2016 года обеспечить пересмотр показателей эффективности работы фискальных органов в части смещения акцентов с текущего наполнения бюджета субъектами хозяйствования на стратегическое обеспечение их стабильной и безубыточной работы.
Правительство также должно произвести в течение нынешнего года корректировку обязательных к применению технических нормативных правовых актов, предусмотрев исключение из них требований и обязанностей, непосредственно не связанных с безопасностью продукции (работ, услуг).
Совету Министров, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено принять исчерпывающие меры по оптимизации и сокращению расходов консолидированного бюджета Беларуси на 2016 год. В документе перечислены первоочередные направления для уменьшения расходов.
В их числе расходы на непервоочередные капитальные вложения (приобретение оборудования и других основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт).
Планируется сократить расходы на содержание органов государственного управления, местного управления и самоуправления за счет оптимизации функций и численности государственных органов всех уровней. Предусмотрено, что средства от этой оптимизации направляются на повышение заработной платы государственных служащих.
Будут также уменьшены расходы на возмещение (компенсацию) процентов по кредитам в белорусских рублях, выданным либо выдаваемым по государственным программам и мероприятиям (за исключением кредитов на жилищное строительство). В этих целях предусмотрено увеличить ставки по кредитным договорам на 2 процентных пункта с одновременным уменьшением в таком же размере ставки возмещения (компенсации) за счет средств республиканского и местных бюджетов процентов по этим кредитам.
Под сокращение также попадут расходы на дотации, передаваемые из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и в бюджет г.Минска.
Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому также поручено принять исчерпывающие меры по минимизации негативных последствий, обусловленных ростом цен на потребительские товары в результате применения мер бюджетной консолидации. При этом прирост индекса потребительских цен от указанных мер не должен превышать 3,7%.
Необходимо также реализовать компенсирующие меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары.
Руководителям республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных правительству, председателям облисполкомов и Минского горисполкома поручено обеспечить первоочередное снижение затрат на закупку импортного сырья (материалов, комплектующих), сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата, отказ от долгосрочных капитальных вложений в непроизводственную сферу (в том числе за счет валютных источников).
Соответствующие решения содержатся в указе главы государства от 23 февраля 2016 года №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь".
Совету Министров Беларуси для обеспечения социальной защиты населения, дополнительной поддержки малообеспеченных, включая лиц пенсионного возраста, и иных социально уязвимых категорий граждан поручено внести ряд предложений.
Это, в частности, касается увеличения с 1 марта 2016 года бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения; усиления с этой же даты механизмов государственной адресной социальной поддержки граждан, в том числе путем пересмотра размеров выплат социального характера.
Предполагается также внедрить с 1 октября 2016 года безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты основных жилищно-коммунальных услуг.
Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено сформировать в 2016 году резервы в республиканском бюджете в размере до Br8 трлн для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения, в местных бюджетах - до Br2,8 трлн для финансирования расходов на предоставление безналичных жилищных субсидий за счет экономии в результате снижения бюджетного субсидирования жилищно-коммунальных услуг.
Советам депутатов областного и базового территориальных уровней предложено рассмотреть возможность оказания за счет соответствующих местных бюджетов дополнительной социальной поддержки детям, молодежи, ветеранам, инвалидам, пожилым людям, а также иным категориям граждан, нуждающимся в помощи.
Такая норма содержится в указе главы государства от 23 февраля 2016 года №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь".
В документе определено, что Генеральная прокуратура и суды должны обеспечивать безусловное и неукоснительное соблюдение предусмотренной Конституцией Республики Беларусь гарантии защиты собственности.
Указ вступает в силу после его официального опубликования.
Максим Ермолович, первый заместитель министра финансов:
"Бюджет - это отражение той политики государства, которая реализуется в социальной сфере и экономической системе. Чтобы государство обеспечивало более высокое качество жизни, бюджет должен работать наиболее эффективно. Поэтому реформа системы управления финансами проводится в полном соответствии с теми ориентирами государственной политики, которые установлены в стране. Вместе с тем принцип "жить по средствам" также будет отражен в бюджетном планировании".
"Снижение себестоимости имеет ключевое значение для прибыльной и эффективной работы во всех отраслях. Поэтому важным фактором является то, что оказание государственной поддержки предприятиям теперь будет увязано со снижением затрат, снижением себестоимости продукции. Если предприятие готово снижать затраты и повышать эффективность своей работы - только в этом случае и при достижении таких результатов будет оказываться поддержка. Убыточным предприятиям господдержка оказываться не должна".
"Только специалисты предприятия могут четко сказать, где без потери качества продукции можно снизить затраты. Второй момент - расширение объемов продаж, в первую очередь на экспорт. На это и будут ориентированы отраслевые министерства, руководители предприятий, прежде всего тех, которые находятся в госсобственности. Эффективная и прибыльная работа для руководителя становится главной задачей, и в рамках указа №78 это обозначено".
"Усиление мер социальной защиты граждан, реализация социальной направленности бюджета - один из главных, на наш взгляд, блоков указа №78. Меры, которые прописаны в документе, позволяют нам развернуть работу в этом направлении. Ее можно разделить на два направления: создание специального резерва в рамках республиканского бюджета на сумму Br8 трлн для обеспечения социальных выплат, а также переориентация субсидий организациям ЖКХ на адресную социальную помощь".
Валерий Бороденя, член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам кандидат экономических наук
"Указ, который накануне подписал Президент, своевременный, достаточно конкретный и не разменивается по мелочам. В нем оговорены направления, по которым мы будем двигаться, и пути преодоления проблем в экономике. Установлена персональная ответственность и разделены сферы - за что отвечают премьер-министр, глава Нацбанка, губернаторы. Прописано, где мы будем искать деньги, если бюджет не сойдется, а также четко указаны направления, по которым нужно сэкономить в этом году".
"Документ не оставил без внимания развитие и поддержку предпринимателей, и это правильно. Нужно больше внимания уделять вопросам предпринимательства, раскрепощению и поощрению деловой инициативы".
Валерий Полховский, аналитик группы компаний Forex Club:
"Указ №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь" должен помочь сделать систему ЖКХ прозрачнее. Сегодня гражданам достаточно сложно оценить адекватность тарифов ЖКХ - нет ответа на вопрос, сколько в действительности стоят ЖКУ. По сути, эти услуги воспринимаются как относительно дешевые, хотя на самом деле их стоимость оплачивается за счет перекрестного субсидирования. Если формирование тарифов и работы системы ЖКХ станет более понятным и прозрачным, то это будет позитивным моментом для экономики".
"В нынешних условиях гораздо важнее не учиться лучше экономить, а пытаться больше зарабатывать. Соответственно, нужно снижать себестоимость продукции, давать возможность развиваться бизнесу, что и отмечается в указе. Сейчас вопрос в том, как эти меры будут реализованы на практике".
Руслан Страхар, председатель комитета экономики Могилевского облисполкома:
"Указ дает больше полномочий и расширяет возможности руководителей на местах, подталкивает их к проявлению инициативы и выработке креативных подходов в развитии реального сектора экономики. Ведь для того чтобы конкурировать на рынке, сохранить предприятия, обеспечить их стабильную работу, необходимо изменять подходы к управлению, искать новые резервы развития, принимать ответственные стратегические решения".
"Еще одним актуальным и перспективным направлением развития реального сектора экономики, на мой взгляд, является развитие производств, использующих местные виды сырья и материалов, что позволит создавать рабочие места, привлекать инвестиции. Немаловажной задачей является также поиск новых рынков сбыта, диверсификация экспорта, снижение его зависимости от рынков Росси и СНГ".