«Тема недели»

1135

О белорусской системе образования и вступительной кампании

 +

Президент Беларуси Александр Лукашенко заслушал 9 августа доклад о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому 2016/2017 учебному году. Однако главной целью совещания стало не просто изучение подробных отчетов. Руководители заинтересованных ведомств и члены правительства вместе с Президентом провели своеобразный "мозговой штурм", чтобы вычленить все проблемы, которые имеются в образовании: от школы до последипломной подготовки специалистов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 августа заслушал доклад о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому 2016/2017 учебному году
Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 августа заслушал доклад о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому 2016/2017 учебному году

На следующий день, 10 августа, на пресс-конференции первый замминистра образования Вадим Богуш рассказал о предварительных итогах вступительной кампании - 2016.

Лукашенко: если у учителей не будет достойного статуса и зарплаты, государство потеряет лучшие кадры

Александр Лукашенко на совещании подчеркнул: учитель в школе - главный человек, поэтому необходимо поднимать статус педагогов. Однако он прежде всего зависит от самого учителя. "Давайте загружать учителя таким образом, чтобы действительно его статус был высок. Чтобы на селе и в городе, особенно на селе, учитель был главным действующим лицом", - обратил внимание глава государства.

С другой стороны, отметил Президент, и государство должно подставить свое плечо педагогам: "Это плохо, когда уже сегодня учитель в хороших, средних хозяйствах имеет половину зарплаты от механизатора, доярки. Это ненормально. Поэтому этот вопрос коренной, центральный. Как бы мы от него ни уходили, как бы мы себя ни убаюкивали, что учителя не ставят перед нами каких-то материальных вопросов, мы четко должны понимать, что для каждого человека это важный момент. А для учителей архиважный, поскольку их средняя заработная плата ниже, чем по стране".

Руководители заинтересованных ведомств и члены правительства вместе с Президентом провели своеобразный «мозговой штурм»
Руководители заинтересованных ведомств и члены правительства вместе с Президентом провели своеобразный «мозговой штурм»

Однако Александр Лукашенко обратил внимание, что далек от популизма "просто повысить зарплату учителям, и точка". "Я не хочу так ставить вопрос. Я хочу сказать по-другому: ситуация с материальным обеспечением учительства дальше нетерпима, поэтому давайте учителя нагрузим настолько, насколько он должен быть загружен, но будем платить достойную зарплату. Мы учителя не потеряем: учителя были и всегда будут. Но мы вымываем самые сильные кадры из системы нашего образования, прежде всего школы. Мы теряем самых лучших учителей", - добавил Президент.

Президент: все дети должны учиться в школах в равных условиях

"Не главный вопрос, текущий вопрос, но он очень важен - школа. Завтра дети пойдут в школу. Мое требование одно, оно исходит от общества: все дети должны быть в равных условиях и должны пойти в школу "одинаково". Они должны быть одеты, как все. Есть беднейшие слои населения, есть средние, богатые и так далее, но дети в этом не виноваты. Они должны быть одеты и подготовлены: портфели, рюкзаки и прочее, что необходимо от пластилина и карандашей до одежды, - все должно быть одинаково. Где брать деньги, я уже десять раз об этом говорил в предыдущие годы", - сказал Александр Лукашенко, заслушивая доклад о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому 2016/2017 учебному году.

Глава государства отдельно подчеркнул, что не будет сегодня заслушивать подробные отчеты о том, как закончился набор абитуриентов в вузы, как школы готовы к новому учебному году, и прочие доклады. "Мы это все равно обсудим в ближайшее время на отдельном совещании", - отметил белорусский лидер и добавил, что на нем примут решение по проблемам, которые сегодня существуют в системе образования: от школы до последипломного образования.

"Сегодня задача одна - мы должны обозначить эти проблемы и к совещанию подготовить решение или принять решение по этим проблемам. Вот это меня больше всего волнует", - обратил внимание Президент.

Лукашенко: хватит реформ в образовании, надо дать нормальные учебники школам

Реформы в белорусской системе образования не нужны, однако школам необходимы нормальные учебники, заявил Александр Лукашенко.

"Хватит этих реформ в образовании - надо совершенствовать то, что есть. Надо дать нормальные учебники, прежде всего, учебники истории в школы, чтобы дети понимали, что происходило вчера в нашей стране. Взгляд в прошлое - это взгляд в будущее. Не мне вас учить. А мы начинаем заниматься не теми вопросами, которые сегодня насущные, злободневные для нашей системы образования", - сказал Александр Лукашенко.

Президент подчеркнул, что реформы просто разрушат старую, нормальную систему образования, а на ее месте ничего не появится. "Нас уже западники предупреждают: вы единственные в бывшем социалистическом лагере, не говоря о Советском Союзе, остались, кто не разрушил систему образования, и она дает вам эффект, не поломайте ее. Особенно нас предупреждают наши западные соседи - восточно-европейские государства, которые имели подобную систему образования", - подчеркнул Президент.

К эксперименту по дифференцированной оплате труда учителей подключатся новые регионы

Об этом сообщил журналистам после доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко министр образования Михаил Журавков.

"Мы расширяем эксперимент по отраслевой системе оплаты труда, он в этом году будет распространен уже на целые регионы и даже область", - сказал Михаил Журавков. По его словам, данное новшество показало свою эффективность. "Те школы, которые уже несколько лет в эксперименте, не хотят возвращаться на старую систему оплаты", - отметил министр.

Он пока не назвал, какая именно область примет участие в эксперименте. Известно, что на это претендуют две административные единицы.

Михаил Журавков пояснил, что эксперимент предусматривает дифференцирование оплаты труда в зависимости от нагрузки педагога. Учитывается не только количество учебных часов, но и наличие у учителя кружков, факультативов, объем внеклассной работы, участие в подготовке школьников к олимпиадам и соревнованиям.

Внедрение базовых учебников снизит нагрузку на школьников - Журавков

"Базовый учебник, базовые знания преследуют цель разгрузить наших учеников в школе. Мы их будем внедрять поэтапно. Нельзя форсировать, потому что подготовка учебников, учебных пособий - это очень серьезное дело, вопрос, который не требует спешки", - отметил Михаил Журавков.

Министр рассказал, что 9 августа главе государства продемонстрировали первые базовые учебники по истории Беларуси и всемирной истории. "Это как раз учебники, которые подготовлены в соответствии с нашей новой концепцией. К ним есть дополнительные материалы, которые можно найти на портале Национального института образования, в хрестоматии. Есть в учебнике и информация о туристических походах, поездках, связанных с изучением той или иной тематики", - пояснил он.

По словам Михаила Журавкова, базовые учебники и новые хрестоматии будут готовы к 2019 году.

Десять новых дошкольных учреждений образования откроется в Беларуси до конца года

"К новому году ведется капитальный ремонт учреждений образования. В этом году введены три новых дошкольных учреждения, до конца года намечено ввести десять дошкольных учреждений. Также введены две школы", - рассказал министр образования Михаил Журавков.

По его словам, за 2015 год очередь в дошкольные учреждения уменьшилась в два раза. Если в 2014 году на ней состояло более 14 тыс. детей, то в прошлом - свыше 7 тыс.

Министр подчеркнул, что система образования к новому учебному году готова и финансируется в рамках выделенных средств в полном объеме. "Такие статьи, как заработная плата, стипендия, выплачиваются в полном объеме", - отметил он.

Более 27 тыс. абитуриентов зачислено в вузы на бюджетную форму обучения

Об этом заявил 10 августа на пресс-конференции в Минске первый заместитель министра образования Вадим Богуш.

"В государственные учреждения высшего образования на бюджетную форму всего принято чуть более 27 тыс. человек на настоящий момент, - проинформировал Вадим Богуш. - В сельскохозяйственных высших учебных заведениях прием еще будет проводиться на заочную форму обучения".

Первый замминистра отметил, что вступительная кампания в нынешнем году проводилась организованно, результаты централизованного тестирования показали достойный уровень подготовки абитуриентов. Набор планировался с учетом увеличения числа выпускников школ. "Их количество в нынешнем году было немного больше, чем в прошлом году", - подчеркнул он.

Всего для прохождения ЦТ было зарегистрировано чуть более 98,5 тыс. абитуриентов. В нынешнем году оплату за прием и оформление документов для участия в ЦТ можно было производить посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП).

"В целом подходы к проведению вступительной кампании не изменились", - резюмировал Вадим Богуш.

Вакантными после допнабора в вузы остались 18 мест

"По итогам дополнительного набора принято 126 человек, 94 - на дневную форму. Вакантными остались 18 мест, или 0,08% от контрольных цифр приема", - сказал Вадим Богуш. В 2015 году по итогам допнабора вакантными остались 144 места, или 0,6% от контрольных цифр приема на дневную форму обучения.

На заочную форму обучения по допнабору приняты 32 человека, вакантных мест не осталось.

Пороговые значения проходных баллов при проведении допнабора, как и в 2015 году, не снижались.

В частности, по результатам приема документов во время допнабора в Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова конкурс на специальность "математика и информатика" оставил 2,2 человека на место. Проходной балл в ходе основного набора был 131, дополнительного - 166. Конкурс на специальность "физика и информатика" составил 1,4 человека на место. Проходной балл - 175 и 205 соответственно. В Мозырском государственном педагогическом университете имени И.П. Шамякина конкурс на специальность "математика и информатика" составил 2,8 человека на место (проходной балл во время основного набора - 110, дополнительного - 168).

Больше всего 100-балльников было на ЦТ по русскому языку и обществоведению

По результатам ЦТ в 330 случаях получены результаты в 100 баллов. В 2015 году таковых было 277. Больше всего 100-балльников было по русскому языку (86) и обществоведению (62). По белорусскому языку максимальный результат отмечен в 50 случаях, физике - 34, иностранным языкам - 33, математике - 25, биологии - 25, истории Беларуси -14, химии - 1.

Пятнадцать абитуриентов получили 100 баллов по двум учебным предметам. В 2015 году таковых было 11. Три абитуриента показали максимальный результат по трем учебным предметам (в 2015 году таковые отсутствовали).

Максимально возможный результат в текущем году имеют 276 выпускников учреждений общего среднего образования нынешнего года (в том числе 135 выпускников гимназий, 39 - лицеев, 102 - средних школ), 3 абитуриента, окончивших в 2016 году учреждения образования за пределами страны, а также 30 выпускников прошлых лет.

В целом результаты ЦТ показали достаточно высокий уровень подготовки абитуриентов, констатировал Вадим Богуш.

Количество иностранцев, желающих получить образование в белорусских вузах, растет

Как рассказал Вадим Богуш, в целом число иностранцев, которые получают образование в Беларуси в этом году, составляет около 19 тыс. Большая часть - это студенты высших учебных заведений. Иностранные граждане приезжают в Беларусь, чтобы получить профессиональное языковое образование. Востребованы сферы, связанные с экономикой, высокими технологиями. Пользуется популярностью и медицинское образование.

География представленных стран очень широка - это более 60 государств. Значительная доля иностранных граждан приезжает из стран Азии и Ближнего Востока, Западной Европы.

Внедрение в вузах электронной системы зачисления с повестки дня не снимается - Богуш

Как отметил Вадим Богуш, организация так называемой компьютерной системы зачисления в одном учреждении образования и в рамках нескольких учреждений образования - две абсолютно разные задачи. "У каждого вуза есть определенные особенности, - заметил первый замминистра. - Мы этот вопрос обсуждали, и пока нет такой стройной системы, которая бы всех удовлетворила с точки зрения электронного зачисления. Думаю, эта тема будет анализироваться и в дальнейшем, она с повестки дня пока не снимается".

Автоматизированная система подачи заявлений и зачисления (АСПЗиЗ) в вуз разработана в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники в 2010 году и успешно внедрена во время вступительной кампании 2011 года. Вадим Богуш обратил внимание, что в настоящее время многие университеты используют наработки БГУИР по персональному кабинету и возможностям, которые упрощают процедуру оформления и подачи документов.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети