27/04/2018

«Речица: чем не место для бизнеса?» История предпринимателя Василия Гайдаша и его «Пингвина»

Всегда в тонусе, спокойный, уверенный в себе. Директор частного ремонтного унитарного предприятия «Пингвин» Василий Гайдаш в дополнительных представлениях не нуждается. В 24 года он создал собственное дело по ремонту торгового оборудования. Шаг за шагом предприятие развивалось.

Всегда в тонусе, спокойный, уверенный в себе. Директор частного ремонтного унитарного предприятия «Пингвин» Василий Гайдаш в дополнительных представлениях не нуждается. В 24 года он создал собственное дело по ремонту торгового оборудования. Шаг за шагом предприятие развивалось. Сейчас это многопрофильная компания, которая вот уже 25 лет уверенно демонстрирует лидирующие позиции. Неоднократно «Пингвин» становился лауреатом и победителем конкурса «Лучший предприниматель года Гомельской области», заносился на Доску почёта Речицкого района и Доску почёта Гомельской области. О пути становления и дне сегодняшнем предприятия наш материал.

О СОБСТВЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ, ЛЁДИКЕ И ГЛАЙДЕ

– Василий Леонидович, почему такое название у предприятия?

– В своё время было две марки надёжных витрин: «Пингвин» и «Таир». Привязались к «Пингвину» – так и пошло.

– У Вас интересная коллекция пингвинов. Помните, кто подарил первый сувенир?

– Честно говоря, нет. Но традиция как-то сама собой укоренилась. Сейчас у нас пингвины повсюду: на картинах, в качестве настольной лампы, часов, подставки для ручки и карандаша, в виде шкатулки, графина, ёлочных игрушек, есть двигающиеся и поющие, вязаные, валяные из шерсти, плюшевые, фарфоровые, керамические, деревянные, металлические и даже съедобные – шоколадные. Если всё собрать, порядка ста экземпляров, наверное, получится.

Картину, к примеру, мы заказали у нашего известного земляка Евгения Шетихина в 2008 году к 15-летию предприятия. Есть эксклюзивные сувениры Ломоносовского фарфорового завода из Санкт-Петербурга, которые датируются шестидесятыми годами прошлого столетия, презенты от друзей из Германии, Франции, Польши, Италии, Болгарии. Пожалуй, самый блестящий пингвин украшен стразами Сваровски.

Пока изучаем коллекцию, за нами деловито следует кот Лёдик (кличка от слова «лёд». Прибился недавно, что-то около года назад, но уже ведёт себя по-хозяйски. – Прим. авт.)

– У нас ещё сторожевая собака Глайд. Кличка, как понимаете, тоже не случайная, – поясняет Василий Леонидович. – В холодильной технике есть такое понятие – температурный глайд.

КОРНИ

– Василий Леонидович, Ваша семья – это?

– Она самая простая: мама – повар, отец – бурильщик, нас четыре брата. К слову, все работают в «Пингвине». Уже два года на предприятии трудится мой старший сын. Он закончил Белорусский национальный технический университет по специальности «Инженер низкотемпературной техники», отслужил в армии. В настоящее время – электромеханик. Младший сын учится на третьем курсе Гомельского государственного университета. Изучает историю и туристический бизнес.

НАЧАЛО

– И всё же: откуда у парня из простой семьи идея заняться своим делом? Вас сделали «лихие девяностые»?

– После армии устроился работать электромехаником на госпредприятие – Речицкий участок Гомельской «Торгтехники». Зарплата была небольшая, но это полбеды. Приходилось работать в состоянии постоянной нехватки запчастей, материалов, оборудования. Честно говоря, держались по большей части на собственном энтузиазме. Однажды я отчётливо осознал: ту работу, которую выполняем, можно делать самостоятельно, ни от кого не завися. Теряли мы, разве что, далёкие от желаемых условия труда: в снег, дождь, грязь ходить пешком на вызовы или в лучшем случае ездить на велосипеде. Поэтому уже на вольных хлебах в первую очередь я старался создать условия для работы электромехаников.

Начали поступать предложения. Многих интересовала работа по безналу. Это подразумевает открытие расчётного счёта и, соответственно, создание предприятия. Так появился «Пингвин», куда постепенно перешёл практически весь состав «Торгтехники».

Из тех «первопроходцев» по сей день трудятся Владимир Валентинович Бондаренко, Игорь Фёдорович Вазюра, ушли от нас на пенсию Петр Петрович Павленок, Валерий Петрович Шуненков – все электромеханики. Начинала в «Пингвине» и много лет отдала предприятию диспетчер Елена Николаевна Данилкова – её, к сожалению, уже нет в живых. Не могу сказать, что все 25 лет было гладко. Кто-то уходил, возвращался. Скажу так: у нас есть определённая текучка, но основной костяк коллектива – с большим стажем работы. Порядка двадцати лет здесь трудятся: Василий Николаевич Шикло – был электромехаником, главным инженером, сейчас – инженер по снабжению; Геннадий Фёдорович Негериш – электромеханик по кассовым суммирующим аппаратам; Анатолий Владимирович Ярыжко – электромеханик по ремонту холодильного оборудования; Сергей Тихонович Глезов – электромеханик по ремонту бытовых холодильников; Сергей Леонидович Юрков – электромеханик по ремонту электрооборудования. У всех 27 работников предприятия, за исключением одного человека, стаж не менее десяти лет.

– Какие трудности испытывали на этапе становления?

– Тогда отношение к частнику было совсем другим. Нас считали спекулянтами, недобросовестными партнёрами. Потребовалось время и немало усилий для того, чтобы завоевать авторитет.

Собирали бизнес по крупицам, каждое направление дорого. В 1996 году занялись ремонтом кассовых аппаратов. Этот вид деятельности лицензировался Министерством промышленности. Получить лицензию было очень сложно. Помогли люди, с которыми был, в принципе, не знаком.

Шли к тому, чтобы могли клиенту предложить полный комплекс услуг: починить холодильник, параконвекционную, хлебобулочную печь, бытовую технику, кассовый аппарат. Расширяли зону обслуживания. Житковичский, Лоевский, Петриковский, Мозырьский, Калинковичский, Лельчицкий, Хойникский, Светлогорский и другие районы, Гомель – везде наши клиенты.

Ещё один важный этап – сотрудничество с «Атлантом». Сначала заключили с заводом-производителем договор на гарантийный ремонт. Три года к нам присматривались. И только спустя время, заручившись поддержкой руководства сервисного центра «Атланта» и союза бытовиков, получили квоты и смогли заняться продажей техники. «Пингвин» является официальным сервисным центром «Атланта» и выполняет гарантийные обязательства по ремонту всей бытовой техники.

«Пингвин» – это:

– ремонт, техническое обслуживание и продажа торгового, технологического и холодильного оборудования;

– ремонт, техническое обслуживание и продажа кассовых аппаратов и электронных весов;

– ремонт и продажа бытовой техники;

– ремонт и продажа электродвигателей.

О ЖИВОЙ ЭВОЛЮЦИИ

– Как оцениваете день сегодняшний?

– За последние несколько лет наблюдается спад объёмов выполняемых услуг. Причины объективные: обновляется оборудование, все стараются экономить, активно в регион приходят торговые сети – у них свои обслуживающие организации. К примеру, работали с одной торговой сетью, но они два года назад снялись с обслуживания, ещё к себе и нашего работника переманили.

– Ваше отношение к подобным поворотам?

– Нормальное. В своё время я тоже ушёл из «Торгтехники» и понимаю, что это живая эволюция, к которой нужно быть готовым. Таких специалистов, как у нас, учить долго. Они в одном лице электромеханики, водители, электрики, слесари, холодильщики и газосварщики. Плюс ко всему должны найти общий язык с клиентом, не увлекаться спиртным, иметь покладистый характер. Когда человеку предлагают более хлебное место или то, где зарплата будет такой же, а работы меньше – кто ж откажется? Некоторые открывают собственный бизнес.

– Если не секрет, сколько зарабатывают в «Пингвине»?

– Средняя зарплата по предприятию за 2017 год – 650 рублей, по электромеханикам – 720 рублей. Но прошлый год в этом смысле не самый благоприятный. Бывало, в сезон – летом – электромеханики у нас зарабатывали до тысячи долларов в месяц.

ПЕРСПЕКТИВЫ

– По всей видимости, торговые сети никуда не исчезнут. Да и склонность к экономии не самая плохая черта. Вы видите «Пингвин» через 20 лет?

– Конечно. Есть несколько интересных направлений. Одно из них –
промышленное кондиционирование. Предприятия модернизируются: те же «Речицадрев», метизный завод. Современное оборудование компьютеризированное, мощное, требует охлаждения.

Интересны тепловые насосы: условно говоря, кондиционеры, работающие на тепло. Это так называемая зелёная энергетика, базирующаяся на эксплуатации источников тепла из окружающей среды.

Перспективна шоковая заморозка продуктов питания при температуре от минус тридцати градусов и ниже. Благодаря такой технологи продукты максимально долго сохраняют питательные и вкусовые свойства. У нас есть опыт производства небольших камер, в частности, для Речицкого хлебозавода. По сравнению с импортным аналогом, наша обошлась в два раза дешевле. Недавно был на предприятии в Минске, где свою хлебобулочную продукцию замораживают таким образом и отправляют в Израиль.

ПРО ПРИЗНАНИЕ, ЛОШАДЬ, CБРУЮ И ТЕЛЕГУ

– Есть ли предприниматели, на которых Вы равняетесь, считаете авторитетами в бизнесе?

– Тот же Валентин Бутковский из Лельчиц, который занимается изготовлением памятников из гранита, имеет крупную сеть магазинов по всей республике, рестораны, кафе и другие объекты. Нравится мне, как работает Роман Напреев из Гомеля – предприятие «Полидрев». Достойно восхищения то, чего добился наш земляк Николай Васильевич Черношей и его «Буровая компания «Дельта». Такие достижения впечатляют и говорят о том, что всегда есть к чему стремиться.

– Сфера предпринимательства постоянно реформируется. Как переносите встряски?

– По большому счёту, нормально. Знаете, когда-то в армии мне рассказали интересную историю про старого генерала, который увольнялся в запас примерно в восьмидесятые. Где-то он раскопал старый, но не утративший силу, довоенный приказ. В соответствии с этим документом при увольнении ему полагались лошадь, сбруя и телега. На всех уровнях случился громкий переполох. Генерала уважили, но закон быстренько отменили. Такие белые пятна в законодательстве есть и сейчас. Их необходимо устранять. Жизнь меняется, и нормативные базы должны соответствовать современным требованиям.

– У «Пингвина» много наград. Какие из них самые ценные? Как Вы относитесь вообще к наградам?

– Положительно. Что же ещё определяет успешность? Благосостояние и общественное признание. Самая ценная, пожалуй, первая награда как лучшим предпринимателям от райисполкома. Тогда я впервые понял, что нас заметили и мы что-то значим. К тому времени прошло более десяти лет с момента, как появился «Пингвин». По статусу очень приятно было оказаться на городской и областной досках почёта. Было много звонков, поздравлений, добрых слов.


БЛИЦ

– Какая самая навороченная техника в Вашем доме?

– Газонокосилка аккумуляторная: не шумит, не дымит, шнур за собой таскать не надо.

– Вы суеверны?

– В общем-то, нет. Но когда чёрная кошка дорогу перебегает, автоматически хватаюсь за чёрное. Такие суеверия из детства очень живучи.

– Отдых для Вас – это…

– Горные лыжи и бильярд.

– Где и когда последний раз были в отпуске?

– В марте, отдыхал в Буковеле на горнолыжном курорте. Летом у нас самая напряжённая пора здесь.    

– Вам свойственно чувство зависти?

– Наверное, как и всем. Но когда смотрю на людей успешных, не грызу локти, а говорю себе: значит, мало работал. Это чувство вполне можно направить в конструктивное русло, чтобы развиваться и двигаться дальше.



--- взято с сайта dneprovec.by ---