19/09/2021

Речицкий опытный лесхоз: люди, события, факты

Начальник бюро по охране труда Речицкого опытного лесхоза Татьяна МАНУИЛОВА. Бюро контролирует соблюдение работающими требований и обязанностей по охране труда.

 

С заботой о безопасности

Начальник бюро по охране труда Речицкого опытного лесхоза Татьяна МАНУИЛОВА. Бюро контролирует соблюдение работающими требований и обязанностей по охране труда.

Как подчеркивает сама Татьяна Адамовна, в этой сложной профессии без инженерного образования никак. С этим у нее полный порядок: будучи коренной речичанкой, окончила Ленинградскую лесотехническую академию им. С. М. Кирова, затем – Гомельский технологический университет. В Речицком лесхозе работает уже 25 лет – пришла в 1996-м. Трудилась инженером по лесозаготовкам и переработке древесины, некоторое время работала даже экономистом. С 2007 года стала ведущим инженером по охране труда, а в 2010 году, когда было образовано бюро по охране труда в составе двух инженеров, возглавила его.

– Охране труда на нашем производстве всегда уделялось большое внимание. Но если, например, когда я только пришла в охрану труда, на лесосечных работах не у всех вальщиков были каски в комплекте со щитками и наушниками, теперь обеспеченность средствами индивидуальной защиты в лесхозе 100 процентов. Есть и обувь с защитой от пропилов, и СИЗ от пониженных температур. И вместо обычной хлопчатобумажной спецодежды вальщики леса обеспечиваются специальной – с защитой от пропила цепной пилой. Сейчас, если цепь вдруг попадёт на одежду, она запутается в волокне. Это одна из причин снижения травматизма при выполнении лесозаготовительных работ.

– Какая самая травмоопасная профессия в лесхозе?

– Вальщик леса. По отрасли больше всего несчастных случаев связаны именно с валкой леса. Отмечу, что за нарушение требований охраны труда по коллективному договору у нас предусмотрена как материальная – наказываем рублем, так и дисциплинарная ответственность. Также действует и обратная система: если работники безупречно соблюдают требования охраны труда, им положены поощрительные выплаты. Есть и коллективная ответственность за нарушения требований охраны труда: в случае, если работающий на участке работает с нарушениями и это видят члены бригады, но допускают, значит, по итогу ответят все.

У Татьяны Адамовны насыщенный рабочий день. И выезды с проверками в структурные подразделения не реже трёх раз в неделю:

 – На работе у меня всегда два комплекта одежды: офисный костюм и спецодежда для выездов. В том числе в закрепленной за бюро машиной всегда есть не только каска, но и резиновые сапоги.

Рассказывая о своей работе, начальник бюро по охране труда подчеркивает: во всех структурных подразделениях Речицкого опытного лесхоза есть все необходимые санитарно-бытовые условия. На промышленной базе лесхоза оборудована комната приёма пищи с двумя холодильниками, микроволновой печью, кухонной мебелью, посудой, электрочайниками. Рабочие места в полном объёме обеспечены аптечками первой помощи, репеллентами от кровососущих насекомых, огнетушителями.

Для безопасной работы на высоте навальщиков-свальщиков лесоматериалов, на погрузочном участке установлена система страховки и смотровые площадки. На участке есть бытовой модуль с верандой для обогрева и отдыха, оборудовано место приёма пищи с микроволновой печью, электрочайником. То есть работники прямо на участке могут обогреться, поесть. Бытовой модуль установлен также на питомнике для лесоводов Борщёвского лесничества.


32 года в профессии

Ирина РЫБЧЕНКОВА, ведущий экономист по организации труда и заработной плате. Работает в Речицком лесхозе с 1 июня 1989 года. Только тогда её должность называлась инженер по труду, заработной плате и кадрам, хотя суть была та же.

Удивительно, но, как признается ведущий экономист, именно это направление всегда страшило и пугало своей ответственностью. Но её так тепло и сердечно приняли в лесхозе, дав почувствовать себя частью большой семьи, что, когда появилась возможность сменить работу и должность, она всё равно осталась.

Как подчеркивает собеседница, результат этой работы никогда не на виду: это не заготовленные кубы леса или, например, выращенное зерно. Но, естественно, от этого она не становится менее важной и напряженной. А главное – касается каждого сотрудника. Ведь зарплата
нужна всем.

Вспоминает, что, когда только пришла, в конце далёких 80-х, работали еще при помощи счетных машинок. Были в отделе и счеты:

– Я не знала, как ими пользоваться, у нас в университете – я окончила Гомельский государственный университет – уже изучали ЭВМ и языки программирования. Помогали и подсказывали главный бухгалтер и коллеги по отделу. И это пригодилось, особенно, когда отключали свет, что в 90-х бывало нередко. Находились мы тогда, кстати, в центре города, в здании, в котором потом был паспортный стол. В нынешнее здание переехали уже в 2004 году.

Вспоминает и когда появился первый компьютер в отделе. Он был один, и работали на нем по очереди. Но с автоматизацией стало появляться всё больше информации, а соответственно, нагрузка не стала меньше, а только возросла, продолжая увеличиваться с каждым годом.

– Вы много лет занимаетесь организацией заработной платы, как менялся её уровень и выплата?

– Хочу сказать, что все наши руководители старались платить людям достойно. Может, были какие-то сложные времена, но обычно выплачивали всё вовремя и в нормальных размерах. Бывало, что в 90-х древесину реализовывали по бартеру, и тогда часть зарплаты отдавали, к примеру, постельным бельем, ботинками, овощами, фруктами, орехами. Во времена дефицита это было очень кстати. Сегодня средняя заработная плата по предприятию – 1630 рублей, по промышленному направлению – 1922. Отмечу, что не раз мы занимали лидиру-ющие места среди 21 лесхоза области. По уровню оплаты за последние пятнадцать–двадцать лет мы не опускались ниже шестого места. Бывали и вторыми, и первыми. И по республике доводилось быть вторыми в разрезе промышленности.


Неизменное сердце приёмной

Наталия ЯЦКОВИЧ, секретарь приёмной. Пришла на эту должность в красивую дату – 7 июля – в далеком 1987 году. И если к человеческому сердцу стремятся все вены в организме, то в лесхозе к Наталии Александровне стекаются все важные документы и обращения к руководству.

Наталия Александровна успела поработать с шестью руководителями лесхоза. Но как профессионал на вопросы об их различиях и стиле управления отвечает уклончиво, но неизменно тепло и с улыбкой.

Когда только поступила на работу, и платежки печатала, и кадры вела. Печатала на пишущей машинке «Ятрань». Как смеется секретарь, машинка была с говорящим названием. И если на компьютере сейчас можно исправить любую информацию в считанные секунды, то с «Ятранью» приходилось многое перепечатывать. Но, по словам собеседницы, раньше документооборот был значительно меньше. С развитием скорости создания документов в разы увеличился их поток.

Первый компьютер на предприятии появился именно в приёмной в ведении Наталии Александровны:

– Он был синего цвета и по бокам такие «уши» – колонки. Был установлен Windows – чудо на то время. Осваивала его я сама, что-то подсказывали коллеги, что-то находила в литературе.

Как рассказала нам собеседница, секретарь приёмной принимает и отправляет корреспонденцию, печатает и редактирует приказы по основной деятельности, премированию, материальной помощи, оформляет командировки и многое другое. Пока мы беседуем, в приёмную то и дело заглядывают сотрудники со всевозможными вопросами. Наталия Александровна неизменно дружелюбно и коротко отвечает перед тем, как вернуться к беседе. На вопрос, долго ли вырабатывалась такая устойчивость к обращениям нон-стоп – а это и сообщения по электронной почте, и звонки, не только визиты, – отвечает, что уже давно привыкла и воспринимает это как неотъемлемую часть своей работы. Правда, бывает, на выходных душа просто просит тишины.

– Нужно ли быть психологом в вашей профессии?

– А в какой профессии не нужно? – пожимает плечами Наталия Александровна. – Везде живые люди, и с ними нужно находить общий язык.

Хозяйка приёмной во всем любит порядок: бумажечка к бумажечке, папка к папке. Сама же отмечает: в этой профессии без скрупулёзности никуда. Отражается такой склад характера и на увлечениях Наталии Александровны: она вышивает, вяжет. Еще много читает, гуляет с собакой – померанским шпицем – и проводит время с тремя любимыми внучками, которые на дают скучать обожаемой бабушке.


«Если заблудились, главное – не паникуйте»

Лесник Владимир ВЕЛИКОБОРЕЦ работает в Ровенско-Слободском лесничестве с 1996 года. Но к лесу у него особое отношение с детства – в родном Надвине буквально рос там, играя с приятелями. Позже стал ходить с отцом и братом на охоту. Естественно, при такой любви к лесным владениям за 25 лет работы знает как свои пять пальцев не только свой участок в 1200 га, но и всё лесничество.

С 1979-го по 1982 год Владимир Михайлович служил матросом на Черноморском флоте. В 1983-м женился, переехал к супруге в поселок Иванище, в 20 километрах от Ровенской Слободы. 17 лет проработал в колхозе водителем.

– Потом пошла перестройка, в колхозе стало нечего делать. И один друг, который работал в лесничестве мастером, говорит: «Пошли ко мне в лес работать». Вот с 12 декабря 1996 года и тружусь. В то время добирались до конторы когда на мотоцикле, а когда и на лошадях: приедешь, получишь задание от мастера или лесничего – и на обход. В лесничестве была одна машина. А теперь две «Нивы», два УАЗа, три трактора. Раньше много вручную делали, теперь же – техникой.

– А чем занимаетесь обычно, из чего состоит день?

– Делянки отбиваем под вырубку, за молодняком ухаживаем: траву скашиваем, кусты убираем, сломанные деревья.

– Лучше вас здесь лес, наверное, никто не знает. Часто помогаете находить заблудившихся?

– Ещё как часто, – улыбается Владимир Михайлович. – Как-то вместе со спасателями бабку нашли, сутки в лесу провела. Или вот знакомый из Свиридовичей в прошлом году поехал с женой за опятами и закружился, потерял тропинку. Так я его по телефону вывел из леса: спросил, что он видит, сказал, куда ему идти и откуда звонить мне снова. Вывел его прямо к машине.

– Какой совет можете дать неопытным гостям леса?

– Если заблудились, главное – не паникуйте. Сядьте, успокойтесь. А потом вспоминайте, что видели по пути. И всегда обращайте внимание на приметы в лесу: вон там кривое дерево, там большой дуб, там столб – что-то приметное всё равно врежется в память.

– Каких зверей чаще всего встречаете?

– Диких коз, лоси бывают, очень редко встречаются волки. А вот кого здесь не видел, так это диких кабанов.

– А приходилось спасать или подбирать кого-то?

– Как-то лосенка нашли без мамки. Забрал его домой, это девочка оказалась, Машой звал. Но она прожила всего семь месяцев. Ветврач сделал вскрытие, сказал, что была здоровая. У меня и зайчики жили – подбирал, но тоже ненадолго. Дикое любит свободу. Не хочет жить с человеком. А так и домашней скотины хватает: у нас с женой две коровы, кобыла Марта, овцы, гуси, куры.

Главная страсть Владимира Михайловича – охота. Весной он охотится на гуся, с октября пойдет на зайца.

– Я как родился, так и ружьё в руки взял, – щурится он. – И отец был охотник, и брат. Как подрос, стал ходить с ними. А теперь вот с сыном хожу. Племянник тоже охоту уважает. Внук пока маленький, не знаю, будет ли охотником, но хотелось бы.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---