01/06/2017

«Не сошел с дистанции, потому что денег на обратный билет не было», или О речицких покорителях марафонов

Братья Юрий и Владимир Черношей родом из Жмуровки. Старший из братьев, Юрий, до сих пор проживает в родной деревне. Владимир нынче житель районного центра. Есть у братьев одно общее хобби: они оба увлечены бегом. Полтора года назад систематические пробежки плотно и основательно вошли в их жизнь.

Братья Юрий и Владимир Черношей родом из Жмуровки. Старший из братьев, Юрий, до сих пор проживает в родной деревне. Владимир нынче житель районного центра. Есть у братьев одно общее хобби: они оба увлечены бегом. Полтора года назад систематические пробежки плотно и основательно вошли в их жизнь.

Владимир и Юрий Черношей
Владимир и Юрий Черношей

В этом году братья решились на непростое испытание – попробовать свои силы в марафоне. Дистанцию в 42 километра и 195 метров они преодолели успешно. Более того, Юрий стал победителем престижного традиционного Осиповичского марафона. Чем не повод ближе познакомиться с Юрием и Владимиром?

Владимир: – Мы не занимаемся спортом профессионально, то есть никаких дивидендов из наших занятий не получаем. Проезд на старты, проживание, питание – расходы на все эти моменты несут сами участники. Все построено на любительском интересе.
Я начинал заниматься бегом еще в пору учебы в Буда-Кошелевском аграрно-техническом колледже. Своим бегом я постоянно мешал одногруппнику, проживавшему со мной в одной комнате общежития. Я вставал в 6 утра, и это его ужасно злило. Потом у меня был большой перерыв. Около 15 лет я не бегал. Сейчас водитель. Работа сидячая. Для того чтобы держать себя в тонусе, пробежки необходимы. Так вот и обратился снова к давнему увлечению. И раз удалось пробежать 42 километра не запыхавшись, значит, что-то бег все же дает. И сейчас это для меня как наркотик. Организм сам требует.

Юрий: – А ко мне желание бегать, как бы пафосно это ни звучало, пришло свыше. Зимой, когда особо не утружден делами по хозяйству, некуда было девать силушку молодецкую. Захотелось пробежать. Вначале это было два километра. Получилось легко. Четыре километра. Легко. Потом шесть, восемь. Постепенно наращивал километраж. А до этого бегал только в школе.

Владимир: – Особенностью нашей Жмуровской школы было то, что в ней не имелось спортзала. Поэтому основной специализацией на уроках физкультуры был бег.

Юрий: – Один урок – полтора километра. Следующий – шестиминутный бег. Дальше – три километра. И поэтому все выпускники нашей школы относительно неплохо бегали. И в основном – на большие дистанции.

– И где вы бегаете сейчас?

Владимир: – Я пробегаю через 8-ю школу, потом по 10 лет Октября, Горького, до конца Набережной и назад. И так три раза в неделю.

Юрий: – Я выхожу на пробежку два раза в неделю. Уже к соревнованиям стараюсь давать организму больше нагрузки. Чтобы рассчитать силы и почувствовать дистанцию, бегу по километровым значкам. Начинаю со Жмуровки, выбегаю на автодорогу Речица – Лоев и бегу в сторону Заспы и обратно. Получается порядка 20 километров.

– Марафон – беговая дисциплина непростая не только в физическом плане. К нему нужно быть подготовленным и психологически. Как вы пришли к желанию преодолеть сверхсложную дистанцию?

Юрий: – Марафон, действительно, помимо физической подготовки, требует и наличия высокого морального духа. Для каждого бегуна это своеобразный Рубикон. Я долго думал, что выбрать для себя, и решил остановиться на Осиповичском марафоне, так как, помимо непосредственно марафонской дистанции, я искал короткую трассу для дочери, которая также занимается бегом. Ей 13 лет. Она бежала два километра. Хотя, в принципе, ей под силу преодолеть за раз до десяти километров. Осиповичи в этом плане мне очень подходили. Тем более, здесь старейший в Беларуси марафон. В этом году он отметил уже свое 35-летие. Созвонился с организаторами, забронировал жилье. Приехали, заселились на базу отдыха, переночевали – и вперед.

– Какие ощущения испытывает марафонец во время забега? О чем в это время думается?

Юрий: – В литературе описываются факты, когда бегуны после забега на сверхдлинные дистанции (а таковыми считаются трассы свыше 20 километров) испытывают чувство эйфории. Да, после преодоления 20 километров оно наступает. Но после марафона скопилась физическая усталость, и эйфория пришла ко мне лишь на второй день. От сознания того, что ты это все-таки сделал. Возвращаясь к забегу, отмечу, что самое страшное для марафонца – это обезвоживание и истощение организма, поэтому, начиная с 20-го километра (на серьезных марафонах – и с 5-го), стоят столы с питанием. Сначала это вода, через пять километров – соки, потом – фрукты, сахар.

Марафон – это непросто. Даже на профессиональном уровне, когда люди целенаправленно готовятся, в протоколах нередко можно увидеть DNF (did not finish) – не финишировал. В нашей стране самым престижным является забег Гродно – Друскининкай. Минимальный стартовый взнос – 35 евро. В прошлом году пять человек сошли с дистанции. И туда новички не приезжают. И дело не в физической подготовке. В Осиповичах последние два километра меня, по правде говоря, вытягивала дочь. Она бежала параллельно со мной и просто меня подбадривала. Моральная составляющая играет важную роль.

В марафоне после 36-го километра сознание словно пытается отговорить бежать дальше. Начинают находиться разные причины.

Владимир: – Все марафонцы говорят, что самое интересное начинается после 30 километров. Устают мышцы, организм пытается выкрутиться из создавшейся ситуации.

Юрий: – Мышцы устают очень сильно. Информация об этом поступает в мозг, и он начинает искать пути, чтобы, как говорится, смухлевать.

Владимир: – Когда я бежал в Гомельском экомарафоне, который стартовал и финишировал в Парке Паскевичей, а проходил по улицам города, у меня появлялись мысли о том, чтобы сойти. Может быть, я бы и сделал это, но у меня не было с собой денег на проезд, поэтому пришлось бежать до конца (улыбается). А так бы не смог вернуться к месту начала соревнований. Мне очень понравилась трасса. Мы бежали по живописным местам. Успевал ли я рассматривать окружающие пейзажи? Особо не получалось, все же преследовал иные цели (улыбается). Было очень много болельщиков. Когда бежали по проспекту Октября, дети, возрастом пяти-шести лет, даже поддерживали нас какими-то кричалками. Было очень красочно. Организаторы серьезно подошли к этому мероприятию.

Вообще, хотелось узнать возможности своего организма, а также пообщаться с единомышленниками, которым интересен и сам бег, и здоровый образ жизни в целом. В Гомеле я познакомился с парнем, который собирался в Сочи на Забег отважных. Там нужно будет пробежать 40 километров, потом проплыть 4 километра, а в завершение проехать на велосипеде 180 километров. После его рассказа преодоленные 42 километра показались мне мелочью.

Юрий: – Для нас подобные забеги очень важны. Мы же, по сути дела, начинающие бегуны. Только около года состоим в речицком клубе любителей бега «Росинка». Поэтому такие забеги – это, в первую очередь, возможность пообщаться с интересными людьми, влиться в эту легкоатлетическую тусовку, где каждый друг друга знает. Места и призы далеко не самое главное. Куда как важнее общение.

Хотелось бы затронуть тему здорового образа жизни. В нашем клубе «Росинка» никто не курит. Это просто с бегом несовместимо. Также на соревнованиях часто доводится видеть бегунов в возрасте за 70. Так вот никто из них не носит очки. Это же о чем-то говорит? Естественно, что и от ожирения никто не страдает.

– Между собой как-то конкурируете?

Юрий: – Знаете, мы, по большому счету, бегуны начинающие. Нам рановато конкурировать с маститыми легкоатлетами. Поэтому мы соревнуемся между собой, постоянно проводим какие-то параллели. Хотя нам сложно даже вместе запланировать одно время тренировки, так как живем неблизко друг от друга. Вот съездили на свои марафоны, посоревновались заочно. Победа осталась за мной, но я же и постарше буду (улыбается). В следующем году выйдем на один марафон и там уже посоперничаем очно.

– Марафон – это пик выступлений для многих. Вам он уже покорился. Какие ориентиры будете ставить для себя в дальнейшем?

Юрий: – В Беларуси есть клуб «Мэта 42». Название данного клуба стало для меня лозунгом. Теперь, когда 42 километра мне покорились, я настраиваюсь на новый клуб «42 – не предел». Совершенству нет предела. Можно теперь выходить на сверхмарафон. Например, в Брянске проходит шоссейный забег на 100 километров. В Молодечно проводится 12-часовой бег. Есть 24-часовые забеги. Не нужно останавливаться на достигнутом. Человек просто не знает своих возможностей. Бег должен приносить удовольствие. Правда, отмечу одну немаловажную деталь: заниматься им можно только если нет медицинских противопоказаний.

– Марафоны же запоминаются не только соревновательной частью?

Владимир: – Интересно, когда проведение марафона превращается в праздничное мероприятие с сопутствующей культурной программой. Мне запомнился забег, посвященный 99-летию воинской части 5525, и экомарафон. Это были не сухие забеги, а настоящие праздники. На юбилее части было организовано выступление спецназовцев. Имелся музыкальный разогрев.

Юрий: – Действительно, такие спортивные события, как марафон, легкоатлетический кросс, можно превратить в настоящий праздник. Обидно, что в нашем городе, имеющем славные спортивные традиции, пока нет подобного. Те же Осиповичи, город, который значительно меньше Речицы, проводят марафон в 35-й раз. Было бы здорово организовать у нас что-то подобное. Пусть без длинных дистанций. Чтобы могли в свое удовольствие поучаствовать и стар и млад.

– Что бы вы пожелали энтузиастам, которые по какой-то причине еще не отважились ступить на тропу бега, да и здоровья в целом?

Владимир: – Современная реальность со всеми своими техническими достижениями делает образ жизни человека малоподвижным. Организм не работает в полной мере. Бег позволяет поддерживать себя в нужном тонусе. Каждый должен понимать, что здоровье превыше всего. Но для него тоже нужно находить время и желание. Никто не поможет тебе, если ты сам не захочешь себе помочь.

Юрий: – В первую очередь, нужно желание. И еще пара кроссовок. А спортивный костюм и майка, думается, найдется у каждого. И еще. Мне уже больше 40. Владимир приближается к этой дате. У многих в этом возрасте уже имеется пивной животик, одрябшие мышцы. Побегав же месяц, замечаешь, что мышцы становятся рельефнее. После полугода обозначаются мышцы, о существование которых даже и не подозревал.



--- взято с сайта dneprovec.by ---