В Речице открылась выставка работ заключенных ИК № 24: «У меня теперь каждый день, как Новый год!»
Источник: Dneprovec.by Фото: Вероники КОТЛЯР

В минувший четверг, 19 декабря, в ДКиТ «Нефтяник» открылась выставка «Вне времени». Авторы – женщины, отбывающие наказание в Исправительной колонии № 24 в Заречье. Катализатором и главной причиной события стала Наталья Демидович – бывший режиссер народной театральной студии «Иллюзион», а нынче руководитель театра «Другая реальность» и студии живописи «Прекрасное в нас» в колонии.



Речицкая театральная пара Наталья Демидович и Дмитрий Янчик начали сотрудничать с ИК № 24 ещё в 2016 году в рамках проекта «Театр в тюрьме». За это время поставили несколько спектаклей с участием заключенных.
Изостудия же в колонии была создана 19 марта этого года Натальей Петровной, подметившей, что труппа готова развиваться не только в театральном направлении. Попробовать себя пришли 12 человек. После остались 10, а затем и вовсе шесть, работы которых и собраны в выставку.

Начинали с азов, многие до этого не держали в руках карандаш, не то что кисть. Теперь же в холле ДКиТ «Нефтяник» можно увидеть учебные копии, которые без преувеличения могли бы принадлежать опытным мастерам. Работы выполнены на основе картин Пикассо, Рериха, Ван Гога и даже речичанина Александра Исачева.



Ведущий вернисажа – Дмитрий Янчик – начал мероприятие со слов благодарности администрации ДКиТ «Нефтяник» за возможность организовать и провести выставку в напряженные предпраздничные дни. А также администрации ИК
№ 24 за полную поддержку во всем.

К микрофону выходили директор ДКиТ «Нефтяник» Татьяна Тужик, а также заместитель начальника Управления Департамента исполнения наказаний по Гомельской области по исправительному процессу, подполковник внутренней службы Владимир Рыбинский.





«Мы попробовали, и мир изменился…»
Перед открытием мне удалось побеседовать с Татьяной Станишаускайте. Непривычная для белорусского уха фамилия от отца Ионаса, он был литовец. Отчество Татьяны – Иона. Мама начинающей художницы – коренная гомельчанка. Татьяна оперирует названиями картин, художниками. И не скрывает, что каждая работа обрастала информацией и тоже обогащала каждую из художниц. Так, например, Татьяна заинтересовалась и изучила тему пилигримов, работая над одноименным произведением.

– Наталья Петровна увидела, что некоторые девочки, так или иначе, занимаются творчеством: делают открытки, плакаты. И предложила: «А давайте попробуем рисовать!» И мы попробовали… И всё – мир изменился. Недавно прочитала интересное выражение: сила человека в его ошибках, дерево на кривых корнях держится крепче. Мои ошибки – это и есть эти кривые корни. Наталья Петровна подарила надежду. Надежду, что можно что-то изменить, что в жизни могут появиться цель и смысл, которых не было много лет.
Сейчас я живу в Гомеле, ухаживаю за пожилой женщиной – матерью знакомой, которая помогла, поверила в меня. Работа нелегкая, но я каждый день встаю с нетерпением, ведь вечером меня ждут кисти, краски. Я всю жизнь в себе сомневалась. А когда впервые слышишь, что ты в чём-то хорош: что ты достойный актер, художник, ты сам начинаешь в это верить. Появляются силы идти дальше, – делится Татьяна.



О своем прошлом она говорит скупо, повторяет лишь: главное – это подаренная надежда тем, у кого сломаны судьбы. Тем, кто может еще до конца не принял свою вину, но кто уже начинает идти маленькими шажками к тому, что все возможно, что-то можно изменить. Тем не менее не задать следующий вопрос я не могу.
– Татьяна, как долго и за что вы отбывали срок в колонии?
– Кража. И это был третий раз. Я уже в достаточно зрелом возрасте, можно сказать, сошла с ума. Мне 46 лет, я по образованию зубной техник, окончила с красным дипломом Гомельский медицинский колледж. Обвинять кого-то не имею права. В какой-то момент оступилась. Последний срок был четыре года, три года отбыла и вот вышла по амнистии. Наталья Петровна и её муж Дмитрий Викентьевич очень открытые люди. Это наша большая удача, что судьба свела с ними. К нам обращались не иначе как «девочки», между нами было доверие. С ними я забывала, что в колонии. Всегда смотрела на часы: ну, когда же, когда снова на занятия! Три раза в неделю мы попадали в совсем другой мир и забывали обо всем, – вспоминает с теплом и улыбкой моя собеседница.

Если говорить о влиянии того, что сделала и продолжает делать для заключенных Наталья Петровна, то нельзя не упомянуть о Наталье Ковальчук – на выставке 10 её работ. Наталья теперь тоже свободный человек, живет в Гродно. К сожалению, по личным причинам не смогла приехать на вернисаж. Но, как рассказала Наталья Демидович, женщина на втором этаже своего дома организовала своеобразный антикризисный центр, где дала приют тем, кто оступился и кому нужна поддержка. В этом ей помогают пятеро знакомых.
– Как вы праздновали Новый год в колонии? – снова возвращаюсь к нашей беседе с Татьяной Станишаускайте.
– Делали постановки, – пожимает она плечами. – Например, мне доводилось побыть и Белоснежкой, и Дедом Морозом.
– Думали о том, как будете встречать его на свободе?
– Не поверите, но каких-то ожиданий к 31 декабря у меня нет. Ведь сейчас для меня каждый день, как Новый год и шанс на новую жизнь.

Осталось только сообщить, что выставка в холле ДКиТ «Нефтяник» продлится до 7 января 2020 года.
Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by