Культура > Творчество

2826

Житейские истории речичан. Встречи на всю жизнь

 +

Есть особые встречи в жизни, свет которых остается с человеком навсегда. Они могут быть очень разные, но каждая по-своему ценна.

Музыка – первая любовь

Для начала – предыстория. Детство моё было пронизано музыкой. Старшая сестра училась в музыкальной школе, потом в училище им. Соколовского. И её регулярное музицирование дома привело к тому, что, когда мама спросила, пойду ли я учиться игре на каком-либо инструменте, я в ответ энергично замахала руками и отрицательно завертела головой. Не хотела. Но прошли годы, и я поняла, что зря. Лучше бы поучилась. Прекрасные голоса были у бабушки и мамы, в семье даже есть история о том, как наш прапрадед пел в опере в Киеве. Мой дедушка тоже отлично исполнял песни, аккомпанируя себе на гитаре, дядя играл на трубе в оркестре. В общем, музыка была рядом везде и всегда.

К слову, я тоже пела ребенком. Помню, как сестра, делая уборку в доме, ставила стулья на диван и мыла полы, а я, тогда еще сама высотой с эти стулья, становилась среди них и горланила от души «У деревни Крюково» из репертуара ВИА «Самоцветы». Последний раз громко в голос я пела, когда на первом курсе университета нас отправили на сельхозработы, там вечером во время уборки в столовой распевала песню «Вещая судьба» Александра Розенбаума.

Для занятий сестры приобрели шикарное немецкое пианино, как сейчас помню, «Вильгельм Мензель». На крышке его было изображено множество медалей, выше были и дырочки для подсвечников. Пианино было красивое, резное, с изогнутыми ножками. Немного желтоватые клавиши создавали великолепный звук. Пришедший к нам настройщик сказал, что это редчайший инструмент такого качества, и остался от работы с ним в полном восторге. В трудные времена пианино продали. Сестра жалеет об этом по сей день.

А ещё у нас были проигрыватели. Сначала радиола, где можно было послушать пластинки или поискать передачи радиостанций, чем мы и занимались с сестрой поздним вечером, когда ложились спать. Аппарат стоял в спальне. И мы, сделав звук минимальным, ловили разные программы. Позже появился переносной проигрыватель в виде чемоданчика. У нас было очень много пластинок, среди них и детские, мягкие голубого цвета. Я слушала сказки в стихах, особенно любила про осьминожков, помню слова оттуда по сей день: «Жил осьминог со своей осьминожкой, и было у них осьминожков немножко. Все они были разного цвета: первый зеленый, второй фиолетовый, третий, как спелое яблоко, красный. В общем, не дети, а тюбики с краской!»

Когда сестра поступила в музыкальное училище, наступило время рок-опер Алексея Рыбникова. Как-то она привезла домой двойную пластинку «Юнона и Авось». Я слушала её в детстве несчетное количество раз. А ещё песни бардов – Александра Городницкого, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Розенбаума. Очень любили всей семьей творчество Владимира Высоцкого, собрали целую коллекцию пластинок с его песнями. Даже мой племянник, когда был младенцем, легко и быстро засыпал под его композицию «Лирическая». Стоило прозвучать первым аккордам, а затем словам «Здесь лапы у елей дрожат на весу…», и малыш уже сладко посапывал. Порой мне поручали его понянчить, а уж голосистый был ребенок – ой-ой! И тогда я брала его на руки, резко встряхивая, качала и пела «Три танкиста, три веселых друга»! Возможно, это тоже помогло ему воспитать в себе чувство ритма, позже он с отличием учился в музыкальной школе и училищах по классу ударных инструментов.

Слушала я The Beatles, а ещё группу «Аквариум» Бориса Гребенщикова. Это был полный восторг. Можно сказать, что тогда в детстве я влюбилась в них с первого прослушивания.

Обнимемся по-братски, от души!

Наступил 2013 год. В феврале нас с сестрой поджидал сюрприз – в Гомель приезжал с концертом Борис Гребенщиков, и племянник подарил нам билеты на эту встречу. Шли на концерт мы с особым приподнятым настроением. Зал в здании областного общественно-культурного центра небольшой, камерный, таким же получился и концерт: словно это были дружеские посиделки за чашкой чая на кухне. Было много рассказов, ответов на вопросы, обстановка согревала теплом и уютом.

«Если вы думаете, что это концерт, то ошибаетесь. Сегодня я – свободного поведения. Будем петь, плясать, слушать, задавать вопросы и получать на них ответы. Не соглашаться. Соглашаться. Любить друг друга и все живое на земле. Выбор большой», – так начал своё выступление Борис Гребенщиков.

Мы сидели недалеко от сцены, где-то ряду на шестом. Было все отлично видно. Я тоже написала записку, где попросила исполнить песню «Аделаида» и спросила, можно ли будет сфотографироваться вместе с Борисом Борисовичем. По первому вопросу маэстро ответил – нет, так как не хватало нужных для музыкального сопровождения инструментов, второй вопрос он не озвучил, но в ответ сказал краткое и емкое: «Да». Я была счастлива! Звучало множество старых знакомых и любимых песен. Зал пел в унисон, раскачивал руками, а порой иные из зрителей и танцевали в проходах. Концерт напоминал встречу добрых друзей, которые, наконец, увиделись после долгой разлуки.

По традиции для исполнения одной из песен БГ пригласил на сцену из зала десять девушек, которым раздали бубны, маракасы и прочие шумовые ударные инструменты. Когда в зале поднялись первые смелые, я повернулась к сестре и спросила: «Пойти?» Она ответила: «Вперед!» Я мгновенно вскочила и стала пробираться к сцене, на которую попала последней из десятка приглашённых. А цель у меня была простая – подойти к мэтру и выразить ему благодарность. И я пошла, как катер разрезая воду, через путаницу проводов, огибая музыкантов и барышень, которые косились с непониманием, но никто не отважился меня задержать, может, оттого, что шла так уверенно. И добралась-таки до Бориса Борисовича. Он стоял у микрофона, обернулся ко мне, и я совершенно интуитивно протянула к нему руки, как это делают с намерением обняться. Он тут же нашелся и так же протянул руки ко мне. И мы обнялись с улыбками, словно старые друзья. Зал засмеялся, зашумел, послышался свист и громкие аплодисменты. Наверняка все решили, что мы давно знакомы. По сути, так оно и было для меня. Так мы стояли какое-то время, а зал веселился вовсю. Затем я сказала какие-то слова благодарности, но они уже были вторичны. Все было сказано от сердца к сердцу. А потом я взяла бубен и отбила до синяков себе ладошку, ударяя в такт ритму песни. Когда же спустилась в зал и шла к своему месту, ловила особые взгляды зрителей: мол, надо же, она с ним знакома!

Концерт подходил к концу, но на том дело не завершилось. Мы с сестрой отправились к сцене с намерением сфотографироваться с Борисом Гребенщиковым. Тут замечу, что в самом начале концерта он объявил, что съемок не будет. Однако он же ответил «да» на мой вопрос, что мы ему и напомнили, да и картина с объятиями чего только стоила. И он согласился, присел на краешек сцены, я устроилась поближе, сестра нажала кнопку фотоаппарата – осечка. Мы взмолились – ещё разок! Он кивнул и терпеливо дождался удачного кадра. Усталый после выступления, несколько пополневший после случившихся в недавнем прошлом проблем с сердцем, он сидел напротив нас на полу сцены и всем своим существом излучал доброту. И сестра спросила: «Можно за Вас подержаться?» Он улыбнулся и протянул свою такую теплую руку.

И продолжившийся вечер был наполнен волшебством послевкусия душевнейшего действа и каким-то очень светлым состоянием ума и сердца. Спасибо, БГ! На все времена.

Кино – любовь вторая

Итак, одна моя любовь – музыка, другая – кино. Кто не знает невероятного французского комика 1970-80-х годов Пьера Ришара? Думаю, таких практически и нет. Хотя маэстро на сегодня уже исполнилось 85 лет, он, несмотря на возраст, также же бодр и искрометен, как в молодости, в чем мне довелось убедиться, побывав в 2016 году на его моноспектакле «Пьер Ричард III» в концертном зале «Минск».

На сцене стояли кресло, глобус, бокалы. Вот и вся декорация. Именитый француз говорил на родном языке, перевод мы читали с большого экрана, где периодически по ходу спектакля демонстрировались сцены из фильмов и документальные кадры. В самом начале зрителей предупредили, что фотосъемка во время спектакля запрещена, только по его окончании и желательно без фотовспышек. Потому все мои фото, к сожалению, получились нечеткими.

Я сидела справа от сцены в первом ряду и могла хорошо разглядеть Пьера Ришара. Стройный и бодрый, с явно подложенной подушкой под жилетом для изображения животика актер производил прекрасное впечатление. Он был абсолютно естественен и органичен в своем рассказе и движении, что называется – чувствовал себя на сцене, как рыба в воде.

Конечно, встречали маэстро стоя и настоящей овацией. А в финале великий комик выходил на поклон четыре раза, его просто засыпали цветами, дарили сувениры и даже надели на голову венок из васильков. Публика пришла благодарная и по-настоящему влюбленная в его творчество.

Пьер Ришар делился воспоминаниями о своих съемках, курьезах на киноплощадке, да так, что казалось, история французского кино оживает на глазах. В спектакле актер откровенно показал публике разнообразные комплексы и актерские страхи. А когда он рассказывал о своём первом выступлении на сцене, это было настолько уморительно, что я реально плакала от смеха, слёзы обильно текли по щекам, которые уже болели, как и живот от невероятно смешного показа и повествования. Я никогда до того в жизни так не смеялась. Да и после. Вот что значит великий комический дар!

Было и много душевности, каких-то тонких моментов, что побуждали задуматься, и в зале стояла звенящая тишина. А потом снова поворот, искрометный кульбит, и волны смеха растекались, затапливая зрителей с головой. Спектакль был похож на душевный творческий вечер и оставил неизгладимое впечатление, которое со мной по сей день.

Напоследок

Если вы искренне любите чье-либо творчество, восхищаетесь им, не сомневайтесь, поезжайте на концерт или вечер-встречу с этим человеком. Не надо искать оправданий своей нерешительности в немалой цене билета или удаленности мероприятия от мест вашего проживания. Все это не более чем отговорки. В моей копилке есть и такие встречи, на которые я в своё время без раздумий ездила в Москву. Возможно, расскажу об этом в другой раз. Пусть сейчас ситуация не располагает к поездкам, однако все не вечно под луной, так и коронавирус. И это пройдет, уверена. Только надо время, терпение и быть внимательными и бережными к себе и друг другу.

А что такое память? Это воспоминания о событиях и впечатлениях от них. В наших силах дарить себе это и жить интересно.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity