Культура

5330

Как уроженка Перми стала мастерицей традиционного белорусского искусства

 +

Соломоплетение – одно из самых традиционных ремесел нашего народа, которое имеет тысячелетнюю историю. С самых давних времен наши предки не считали солому, которая образовывалась от выращивания и обмолота хлеба, символом достатка и благополучия. Соломой предки белорусов крыли крыши своих жилищ, из нее они изготавливали многие предметы своей одежды и обихода. А кроме этого, многие предметы тотемного и религиозного назначений также у наших древних предков были соломенными. Именно наш народ развил мастерство изготовления соломенных изделий до уровня настоящего искусства. Во многих униатских храмах в XVIII веке даже иконостасы и царские врата были искусно сделаны из красивой золотистой соломы. Как оказалось, наше традиционное ремесло способно пленить собой и тех, кто в Беларусь приехал взрослым. Одна из них – речичанка Тамара Акимкина.

Из Перми – на Полесье

Родилась и выросла Тамара Анатольевна в далеком российском городе Перми, до которого даже от Москвы – больше тысячи километров. Там же – на российском севере в – 1970 году она окончила Пермский педагогический институт, получив специальность учителя начальных классов. Там же вышла замуж за своего земляка Валерия Дмитриевича, который стал военным офицером. Именно армейские дороги забросили россиян в Беларусь. Сначала супруги оказались в Мозыре, где Валерий прослужил 10 лет, а в 1984 году новое назначение – в войсковую часть, расквартированную на окраине города Речицы. Так семья пермяков стала речичанами.

Тамара Анатольевна работала учительницей начальных классов в речицкой СШ № 9. Причем, класс, где она преподавала, состоявший в основном из детей офицеров и прапорщиков, живущих в военном городке, занимался тогда не в здании школы, расположенной на приличном расстоянии от части, – в жилом массиве частного сектора города, а прямо в городке: сначала в здании детского сада, а потом в офицерском доме культуры (нынешняя музыкальная школа). Когда же рядом с военным городком вырос новый микрорайон и в нем построили школу, класс, где учила Тамара Анатольевна, перевели в новую среднюю школу № 7.

В начальных классах учитель кроме знаний по письму, чтению и счету учит детей и различным умениям на уроках труда. А у Тамары Анатольевны уже тогда была тяга к разным рукоделиям. Неплохо у нее получались изделия в стиле макраме. И детишек на уроках учила и шить простейшие швы, и лепить, и даже вязать.

Всё это Тамара Анатольевна мне неспешно рассказывает, сидя за столом у электрического камина и заплетая замысловатую косичку из тонких соломенных прутьев. Меня же интересует, как она до соломы дошла.

Однажды очаровала

– Тамара Анатольевна, а как Вы соломой-то увлеклись?

– О! Это отдельная история. Нас – учителей – возили иногда на курсы усовершенствования в Гомель. И вот однажды мы там посещали 44-ю школу. А на стене висели картины из соломы – аппликации. Они меня прямо очаровали! Из соломы, да еще сделанные детьми! Представляете?! Я сразу попросила учительницу, которая нас с этой выставкой знакомила, показать мне как это делается. Она тут же меня в класс завела, достала пучок соломы и показала, как она режется, как правится, как наклеивается на картон или фанерку. Я просто не могла дождаться, когда приеду домой и сама попробую.

– И как – получилось?

– Мне очень хотелось самой сначала попробовать, но вот незадача: на дворе-то – зима, а соломы в городе нет. А потом решила со своими третьеклассниками, которых тогда учила, на уроке труда попробовать сделать аппликацию из соломы. Мы с ребятами поговорили однажды, а через некоторое время один мальчик ездил к родственникам в деревню и привез оттуда немного соломы. Я сама ее обработала, подготовила и попробовала сделать свою первую картину из соломы. Она, кстати, у меня до сих пор висит! Потом тот мальчик еще привез соломы, и мы уже с детьми на уроках труда стали делать аппликации. А летом я повезла своих учеников в лагерь имени Марата Казея и там одна девушка – художница – вела кружок, мы все к ней сразу ринулись. Она меня еще большим премудростям научила. Тут уж у меня просто все мысли были об этом творчестве. Мечта была – научиться плести из соломы.

– Насколько я понимаю, мечта осуществилась?

– Да, причем достаточно быстро. У нас на углу дома № 8 в Новоречицком микрорайоне раньше была комната школьника. Там много всяких кружков было. И там работала родительница одного из моих учеников. Она-то мне и подсказала, что в нашем военном городке есть одна женщина – Анна Хузеева, которая плетет из соломы. Я к ней – попросила показать, что да как. Показала. Я вот дома плету, вроде то – но что-то не то! Я опять к ней: «Аня, что такое?». А она говорит – руку не так держишь. Чуток повернула – и вот оно! Всё сразу стало получаться.

– А солому где брали?

– А у нас с мужем дача в деревне Крапивня была. Вернее, дом, который мы купили под дачу. Там земли много было. Вот мы и посеяли там рожь. Кстати, для плетения именно рожь лучше всего подходит. Пшеничная солома очень ломкая, а овсяная, хоть и красивая, но короткая, ее лучше для картин, аппликаций использовать.

Так вот, выросла наша рожь. Я серп в магазине купила и научилась жать. Представляете, я никогда в деревне не жила, а тут пришлось и сеять, и жать. Потом снопы муж сносил в сарай, а я их каждый день разбирала и сушила. Первого этого урожая мне на три года хватило.

– Так Вы продолжали детей учить этому?

– Тогда директором школы была Любовь Савченко. Она дала мне несколько часов кружковой работы. На кружок ходили дети со второго по восьмой класс – всем интересно это было. Вот они и плели, и сшивали потом изделия. Очень радовались, например, когда конфетница получилась красивая, хлебница, рамка для фотографий. А потом я ушла на пенсию с учительства. Но отдыхала недолго, вскоре опять пришла в школу и попросилась у Любови Васильевны вновь вести кружок. Она с радостью согласилась, стала я педагогом дополнительного образования, вела кружок «Золотая соломка», и мы еще долго занимались.

Некоторые секреты

– Но обычно на полях солома хоть и золотистая, но не такая чистая, что ли, как у Вас. Вы ее каким-то специальным образом обрабатываете?

– Конечно! Сейчас у нас дача в Стасевке – до Крапивни слишком далеко: продали. Так мы на даче и выращиваем рожь. Потом снопы сюда в город, прямо на балкон привозим. Муж (кстати, Валерий Дмитриевич – подполковник запаса – весьма рад помочь жене в ее увлечении. – Прим. авт.) позавтракает и несет сноп с балкона. Режет стебли. Но она темная получается. Я потом порезанную связываю в пучки, беру бак, укладываю туда связанные пучки, заливаю водой с добавлением перекиси водорода и просто варю на плите каждую партию часа 2–2,5. Потом несу в душевую кабину, полощу, мою и раскладываю сушиться.

– А где в Вашей небольшой квартире Вы ее сушите?

– У нас одна комната в принципе не используется сейчас, вот там и сушу. Только главное – перекладывать вовремя, чтоб ковер не сырел. А как высохнет – сортирую, потому что для того, чтобы плести какие-то определенные элементы, она должна быть одинаковой длины и толщины. Ну а как наплету того, что задумала, то сшиваю и склеиваю, смотря что делаю.

– А вот как Вы придумываете то, что делаете? Может чертите какие-то чертежи?

– Нет, чертежи точно не черчу. Иногда, разве что набросаю, чтобы пропорции соблюсти. А так – как-то само придумывается. Где-то что-то увижу, и возникает идея. Вот увидела красивую хрустальную конфетницу, дай, думаю, я такую же из соломы сделаю: вроде еще лучше получилось, – улыбается Тамара Анатольевна.

От Йошкар-Олы до Нью-Йорка

У Тамары Анатольевны трое детей. Сейчас все они живут в разных уголках не то, что страны – земного шара! Сын Алексей – в Санкт-Петербурге, второй сын – Андрей – в столице одного из субъектов Российской Федерации, Республике Марий Эл – городе Йошкар-Оле, а дочь Наташа – замужем в Нью-Йорке. И когда мама едет к ним в гости, она всегда везет в подарок свои изделия. Говорит, что сколько бывала в России, нигде не видела изделий из соломы. Как-то в Москве в одном из сувенирных магазинов ей попалось кое-что, но и то, наверное, было белорусского производства. В той же Йошкар-Оле, по словам Тамары Анатольевны, можно найти сувениры – корзины, короба, из бересты. А в родной Перми она вообще ничего подобного не припомнит. И только здесь, в Беларуси, она видит прекрасные золотистые соломенные изделия.

«Как-то принимала участие в одной выставке в Минске еще когда в школе работала, – говорит Тамара Акимкина. – Так подошла какая-то представительная комиссия, одна дама покрутила мои корзинки и конфетницы в руках и сказала, что вот такие изделия вполне рыночные».

А ведь и правда – рыночные. Многие, кто знает об удивительном ремесленнике из военного городка на окраине Речицы, покупают ее произведения (называть то, что делает Тамара Анатольевна «изделиями» как-то даже язык не поворачивается) для того, чтобы сделать презент иностранцам, отправляя детей на отдых в ту же Италию, Бельгию, Англию, Германию. И везде они в диковинку и вызывают настоящее восхищение, когда тамошние люди узнают, что сделаны столь красивые вещи из самой обычной соломы самыми обычными человеческими руками.

– Я видел подписи с Вашей фамилией на выставке в районном центре ремесел. Как Вы туда попали? – спрашиваю у мастерицы.

– Ну, у меня уже было оформлено официальное ремесленничество, я плачу налоги и у меня покупали мои изделия. Но однажды раздался звонок в дверь. Открыла: на пороге симпатичная молодая девушка. Оказалось – директор районного центра ремесел Юлия Крагель. Говорит, увидела соломенные шторы и сноп на балконе и поняла, что здесь живет соломенных дел мастер (Юлия Крагель, кстати, сама обладает неплохими умениями в соломоплетении и разбирается в этом деле очень основательно). Вот разговорились, предложила сотрудничать. Несколько раз уже выставлялась вместе с центром на различных городских праздниках. Там, кстати, и сейчас есть выставка-продажа моих работ, которые можно в любой день увидеть, и, если приглянуться, – купить.

Но коммерческий успех – это лишь небольшая благодарность, которой, несомненно, достойна такая талантливая женщина, как Тамара Акимкина. Главное же то, что она – уроженка российской глубинки, смогла не только освоить, но и значительно развить полузабытое белорусское ремесло, которое в ее трепетных руках стало настоящим высоким искусством.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети