Культура

4303

А. Ковалевская: «В забеге за богатством я безнадёжно отстаю»

 +

Александра Ковалевская – автор романов, сборников рассказов, стихов. Это имя достаточно известно не только речичанам, любителям прозы и поэзии. Еще бы, талантливый автор семнадцать раз становилась финалистом и пятнадцать раз – победителем литературных конкурсов. Один из последних, на котором победила Александра Ковалевская, проходил в Москве. Информация была озвучена в интернете, и тогда многие заинтересовались: что за автор, почему не знаем? Однако Александра Ковалевская, будучи человеком нетщеславным и обстоятельным, спокойно восприняла очередную победу, и заявлять о себе не спешила. Встреча с автором состоялась по инициативе  «Дняпроўца». Итак…

ВИЗИТКА

Александра КОВАЛЕВСКАЯ. Родилась в Речице. Окончила Витебский педагогический институт по специальности «учитель изобразительного искусства и черчения». Двадцать семь лет отработала в школе. Член Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь». Автор стихов, очерков, статей, обзоров, новелл. Автор трёх книг о Речице: роман «Час змеев» (2013), роман «Бод» (2013), повесть «Гуда. Речица 1649 г.» (2014). Кроме того, на счету А. Ковалевской роман «Война Моря и Суши» (2014), сборник фантастических рассказов «Сто милливольт души» (2015)  – совместный проект с белорусским писателем, подполковником В. Вознесенским, сборник разножанровых рассказов «Одиннадцать историй» (2016) 

– Александра Викентьевна, как все начиналось?

– Очень просто и естественно. Я двадцать семь лет проработала учителем в школе. Но работа учителя – это не только уроки. Все эти годы постоянно сочиняла сценарии к детским выступлениям агитбригады, поучительные стихотворные сказки и многое другое. Так что перо расписано давно.

– Что побудило взяться за перо?

 – И побудило к сочинению крупной прозы? Отвечаю: подозреваю, что писать романы надо не раньше, чем появятся вопросы, на которые хочется найти ответ, и собеседники, с которыми всё это можно обсудить. Через свои романы я иду к людям, которым интересна история родного города и небезразлична судьба мира через сто и двести лет.

– Что самое сложное в написании масштабных произведений?

– Когда доводишь до литературного уровня огромный текст, тяжело проверять сотни страниц, искать ошибки, удалять лишние куски текста, не работающие на сюжет. Это сложно. Но чёрный и никому не видный  труд стал моим честно заработанным писательским опытом.

– Ваши романы и повести рассказывают о далёком прошлом Великого княжества Литовского. Чтобы проникнуться бытом, нравами, обычаями того времени, надо знать историю, жить ею, любить ее. Откуда у Вас такие познания?

– Приходится постоянно собирать разные сведения, я же не только историю пишу, у меня много фантастических текстов. Вот и начитываюсь. Желательно проверять всё, что сочинила,
в обсуждениях с другими писателями. Количество дополнительных сведений бывает равно половине романа.

– Всё, что вы нашли и изучили, фигурирует затем в книге?

 – Ни в коем случае.  В книге всё, что я вычитала на нужную тему, было бы лишним, я же не учебник и не справочник пишу, а роман – историю человеческих отношений. Но автору необходимо знать больше того, что попадёт в книгу. О чём бы я ни взялась сочинять, я обязана «быть в теме», это требует усилий.

– Когда работаете над произведением, Вы переноситесь в другой век, другое время, и можете ли утверждать, что уже как бы живете там?

– Ответ вас разочарует, но я никуда не переношусь. Исторический роман вообще сложная штука: он сам себя пишет. Сейчас объясню, что я имею в виду.  Например, я знаю, как в средневековье воспитывали девушек, и потому не сажаю своих героинь верхом на коня, и они не скачут плечом к плечу с воинами навстречу подвигам, и не берут в руки оружие, потому что традиция запрещала женщине проливать кровь и убивать. Моя задача сделать всё возможное, чтобы читатель перенёсся в эпоху, о которой я пишу, а для этого я должна знать, что в то время быть не могло. Иначе читатели мне не поверят. Возможно, им покажутся занятными приключения, но они отнесутся к книге как к совершенно надуманной истории.

– Как рождается сюжет произведения?

– Сначала сюжет приходит как небольшая идея, но её хватает только на рассказ. Многие рассказы играли в конкурсах, а уж после разрослись в романы, потому что становилось ясно: читателей зацепило.

– Самая дорогая победа?

– Роман «Час змеев» о Речице начала шестнадцатого века был признан лучшей книгой конкурса «Международная литературная премия им. Симеона Полоцкого». Судьи конкурса – маститые литераторы, преподаватели вузов, высказались очень и очень лестно. Они не ожидали такого уровня от неизвестного автора из маленького городка.

А самая невероятная победа случилась 19 марта этого года: московское издательство ЭКСМО назвало победителем конкурса «Стопроцентная научная фантастика» мой роман «Война Моря и Суши». Всего в этом конкурсе участвовали 119 романов, с таким количеством конкурентов победа равна большой удаче. Для меня важно, что, по условиям конкурса, ЭКСМО берётся издать книгу победителя.

– Ваше самое любимое произведение из всех написанных?

– Всегда больше волнует свежий текст, над которым работаю.  Сейчас пишу фантастический роман «Заговор одиночек». Но, наверное, всё-таки самая любимая моя история – это повесть «Гуда».

– Начинающих поэтов и прозаиков, думаю, очень волнует вопрос: можно ли, издавая книги, заработать мешок с деньгами, скажем так (интервью проходило до деноминации. – Прим. авт.)?

– Сочинять в надежде заработать или прославиться – это что-то нездоровое, это – от лукавого и должно проходить быстро, как детская болезнь младонаписательства.  Это психология школьника: «Буду участвовать в новогодней сказке, потому что на репетиции с уроков отпускают!» Если вы надеетесь, что станете автором бестселлера и жизнь вас «отпустит с уроков», заживёте вольготно и без проблем, то вы ошибаетесь. Вы и работу не бросите, потому что писательское ремесло не кормит, и ещё больше начнёте крутиться, потому что книга требует сопровождения. Нужно отзываться на приглашения, участвовать в литературных мероприятиях, не говоря о том, что подготовка рукописи к изданию и переговоры с редактором – это трудный поиск согласия, а не отдых на лаврах. Такая жизнь требует самодисциплины. Оно вам надо? Но если вы пишете, потому что это естественное ваше состояние, и у вас никогда не бывает перебоев с вдохновением, и состояние безмыслия вам незнакомо, тогда вы – на правильном пути, вы отыскали то, к чему стремилась ваша сущность. И  трудности вас не остановят. Но мои слова всё равно вспомните когда-нибудь и согласитесь, что я вас честно предупреждала! (Смеётся. – Прим.авт.)

– Как издать свою книгу?

– Издаваться придётся за свои деньги малыми тиражами. Нил Гилевич, культовый поэт, народный писатель Беларуси, в последние годы издавал серию своих книг за свой счёт, из пенсии, тиражами 50–100 экземпляров.  Но есть второй путь. Если пройдёте жёсткую школу конкурсов и отборов, вас заметят редакторы и, как говорил герой М. Булгакова, «сами всё предложат и сами всё дадут».

– Какие советы Вы бы дали новичкам?

– За шесть лет писательства я узнала только один способ расти в литературном плане – это участие в конкурсах. Есть солидные литературные площадки, собирающие русскоязычных авторов со всего мира. Там приобретается опыт, оттачивается перо, закаляется характер, там авторы находят друзей и единомышленников, а редакторы находят авторов.  Дерзайте.

– Можно ли найти Ваши книги в библиотеке или в книжном магазине, например?

– В Речицкой центральной библиотеке есть некоторые книги. Я дарю их по мере возможности, когда выкупаю из издательств. А вот приобрести мои романы о средневековой Речице проще в Канаде, чем здесь. Но, может, со временем что-то изменится в лучшую сторону. Гомельское издательство «Барк» заинтересовали все мои тексты, они вычитали всё моё «собрание сочинений».  В апреле «Барк» издал сборник рассказов «Одиннадцать историй». Тираж разошёлся по библиотекам страны, скоро этот сборник будет и в библиотеках города. Если речицкий магазин книг заключит договор с  гомельским издательством, мой сборник появится в продаже, но, уверена: очереди за книгой не будет. 

– Александра Викентьевна, что мешает Вам жить, а что помогает?

– Люблю музыку, люблю свой дом и сад, на которые времени порой катастрофически не хватает, ведь я, как и все, зарабатываю на хлеб работой, а тут ещё и творчество.

– О чем мечтаете?

– О равных возможностях   совершенствоваться, отдыхать, лечиться и учиться для каждого из нас. Человек рождён для счастья, пусть все будут счастливы и благополучны!

– Ваши домашние – а у Вас прекрасная семья, две дочери – не ревнуют Вас к «бумаготворчеству»?

– Нет, нисколько. И меня всей душой поддерживает муж. Он следит за моими успехами. По-настоящему ценно взаимопонимание в семье, любовь, доверие, безопасность, здоровье и душевное равновесие каждого. 

– Многие люди добавляют к этому ещё и деньги, достаток.

– Меня не интересует мнение других людей о том, что важно для них. Что-то они, эти любители достатка, слишком часто недовольны. Странное какое-то у них счастье. Жизнь показала, что в забеге за богатством я безнадёжно отстаю. Но живу, ещё не пропала. И живу интересно.

– Спасибо.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети