15/06/2018

Вечно цветущее дерево ремёсел. Золотая соломка

Сегодня мы начинаем публикацию ряда статей о белорусских народных промыслах. И первый наш материал – о золотой соломке, из которой в Беларуси плели даже Царские Врата для церквей.

Сегодня мы начинаем публикацию ряда статей о белорусских народных промыслах. И первый наш материал – о золотой соломке, из которой в Беларуси плели даже Царские Врата для церквей.

Изделия на любой вкус
Изделия на любой вкус

Из истории

В Беларуси плетением из соломки занимались издавна. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в их божественную силу, поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

Традиции сохранения и украшения первого «зажиночного» и последнего «дожиночного» снопов уделялось огромное внимание. В Беларуси временным пристанищем утратившему свой дом Духу поля служила «борода» или «божья борода» – украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле.

Фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы, защитники. Конь – герой многих поверий и сказок – всегда сопровождал мужчину и был ему другом, советчиком, защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле.

Расцвет ремесла соломоплетения в Беларуси пришелся на XVIII–XIX века. Именно в то время создавались такие шедевры, как соломенные Царские Врата, присущие только белорусской культуре. Традиционно Врата украшали позолотой и драгоценными камнями, но в Беларуси крестьяне использовали вместо золота ажурное плетение из соломы и лоскутки разноцветной ткани вместо камней. Одни из таких Царских Врат сегодня находятся в Национальном художественном музее. Они являются точной копией Врат, найденных в Полесье после войны. Отреставрированный оригинал вместе с аналогичными Вратами из соломки сейчас находятся в Раубичах в Музее белорусского народного искусства, ещё одни – в Гродненском историко-археологическом музее.

Техника

Для плетения мастера используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи наиболее длинный и прочный. Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной. Для изготовления небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную соломку, которая имеет красивый желтый оттенок, но недостаточно длинный стебель. Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Солому просушивают, очищают и вымачивают в горячей воде. После этого она становится податливой и эластичной. В народном искусстве часто использовали окрашенную натуральными красителями соломку: ее кипятили в воде с добавлением луковой шелухи для усиления желтого цвета, шишек ольхи или дубовой коры для придания коричневого оттенка.

Различают четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки. Самым распространенным было спиральное плетение. Этим способом изготавливали короба, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель.

Одуванчики из соломки
Одуванчики из соломки

Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп, корзинок, кошей, шкатулок.

Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы. В конце XVIII – начале XIX вв. этот вид плетения использовали в создании церковных интерьеров.

Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Соломой украшали шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего используют ржаную соломку. Ее нарезают квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивают на поверхность. Для увеличения контраста между узором из соломки и темным фоном украшенную поверхность покрывают лаком.

Пауки

Самыми загадочными белорусскими изделиями из соломы являются подвесные соломенные конструкции – пауки, которые изготавливались в основном ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной в мировоззрении наших предков символизировал Создателя и Его творение – Вселенную. В начале работы перед мастером – полный хаос соломенных трубочек. Затем они нарезаются, на длинную нитку собирается 12 трубочек и из них создаётся ровная геометрическая форма – тетраэдр. Потом эти отдельные модули собираются в большой. И вот он, идеальный космос, из полного хаоса мастер собирает строго выверенную геометрическую форму. Есть три вида традиционных пауков: ромбовидный, пирамидальный, шарообразный. Пауки в форме шара символизировали солнце. Все они декорировались украшениями из соломки, бумаги, семян, перьев.

Конструкцию вывешивали на самом почетном месте дома – в красном углу над столом. А ещё их помещали в самых уязвимых местах: над детской колыбелью, над порогом или на кухне. Считалось, что в доме, где есть такой оберег, изготовленный хозяйкой, будут царить мир, благополучие и счастье. Наши предки считали: когда этот паук висел в центре хаты, можно было проследить, какие помыслы несёт в себе новый человек, приходящий в дом. Порывом ветра от открытой двери паука начинало раскручивать. Тут хозяйка примечала, в какую сторону: если в правую, то человек добрый и хороший, с добрыми намерениями, в левую – недоброжелатель. В день весеннего равноденствия паука, прослужившего всю зиму, сжигали.

В Речицком районе целый ряд мастеров занимается соломоплетением, это и Тамара Акимкина, и директор Речицкого центра ремёсел Юлия Крагель, и многие другие.

Белорусский оберег – паук
Белорусский оберег – паук

Каждое изделие из соломки – настоящее произведение искусства. Соломенные обереги и куклы превратились в сувениры и идеальные подарки на все случаи жизни.



--- взято с сайта dneprovec.by ---