Культура

2400

О новых книгах талантливого речицкого автора, или Почему сегодня валюта – это время, свободное для чтения

 +

Нашему внимательному читателю, который интересуется литературной Речицей, имя Александры Ковалевской скажет о многом. Автор трех книг о Речице, захватывающих романов, а также сборников рассказов, очерков, статей, обзоров, новелл. И вот у нас новый повод для встречи с этим интересным автором – издание новых книг.

– Александра Викентьевна, расскажите, пожалуйста, о новом романе «Ночь всех проверит». Какие особенности произведения?

– В августе я получила авторские экземпляры фантастического романа «Ночь всех проверит» и подарила их библиотеке им. Крупской и Центральной районной библиотеке. Благодарна московской редакции за уважение к белорусскому культурному пласту, без которого я не существую, и потому мягко, деликатно ввожу белорусскую ноту в свою фантастику. Нигде в романе «Ночь всех проверит» не звучит слово Беларусь, но вы поймёте между строк – это наши потомки освоили невероятный мир Ило и научились жить в нём. Для меня книга интересна ещё тем, что впервые я сотрудничала сразу с двумя современными поэтами. Алёна Асенчик – гомельская поэтесса, филолог, преподаёт в университете имени Ф. Скорины, автор мягкой городской лирики. Её стихи много раз побеждали в поэтических состязаниях, а в 2016 году Алёна взяла Кубок Мира по русской поэзии. И Сергей Панарин, личность эпатажная, многогранная: бывший КВНщик, автор сценических текстов, ироничных романов, зорких статей. Поэтический псевдоним Сергея – Тим Лир. Стихи Сергея и Алёны вошли в роман, и этот эксперимент очень нас порадовал. Насчёт авторских прав своих друзей я поступила грамотно, там есть тонкости, но редакция учит, как оформить договор.

– Второй фантастический роман – «Три этажа сверху».

– По жанру – да, это фантастика, но роман ещё и робинзонада: история выживания в дикой природе. Первооткрывателем жанра был Даниэль Дефо с его Робинзоном на острове, но робинзонады рассказывают о самых разных местах, где роковой случай и природа испытывают человека. Мои герои перенеслись не в пространстве, а во времени: в постледниковый период, когда кайнозойские потоки Днепр и Ведрич были могучими и полноводными, на месте нашего города на сухих пригорках рос непроходимый лес, врезавшийся в бескрайнее болото. И в этом краю оказались одиннадцатиклассники. Всё, что у них есть, это три этажа, осколок прежней цивилизации, и дикое желание выжить.

– Расскажите, пожалуйста, о работе над этим романом. Что послужило предысторией, толчком для написания? Сколько времени Вы работали над ним?

– Десять лет назад я написала четыре страницы начала романа. И бросила работу в ужасе.

– Вот как. Почему?

– Сказала себе: «Герои не выживут. Нет, это невозможно!» Но четыре года назад вернулась к теме, потому что уж очень она была подходящей для конкурса новелл «Ярость идеи». Я написала новеллу с открытым концом, сейчас это первая глава романа. Читателей и судей конкурса взволновал сюжет. Спрашивали, что с ребятами будет дальше? А я отвечала: «Даже думать боюсь!» Но потом сказала себе: «Я же автор, в моей власти выстроить события так, что герои справятся». И стала расписывать сюжет.

– Чем Вам показалась интересной история школьников, вырванных из привычной среды?

– «Три этажа сверху» – это история выстраивания отношений с нуля. Я описываю трудный поиск согласия в случайной группе вчерашних детей, показываю их моментальное взросление. Мои герои проходят через жесткое противостояние и притирку характеров, они не раз эгоистично ошибаются и изменяют общим интересам, но всё-таки восстанавливают мир и согласие в племени, потому что только так реально выжить. Наедине с природой люди начинают думать по-другому. Появляются другие ценности, меняется градус отношений в группе. Моделировать ситуацию было очень сложно, это, пожалуй, самый трудный для меня роман, потому что в нём мало фантастики как таковой. А вот сурового реализма много. Это роман о тяжёлой работе, об ответственности за других, от которой недолго сойти с ума, и седина пробивается на висках в восемнадцать лет. Роман о голоде, холоде и напряжении сил. О жажде справедливости, о желании тепла и заботы. И о том, как меняются люди. Бывшая дворовая шпана выходит на защиту своей новой семьи, бывший гимназист, лучший математик города – трус и интриган. Бывшая девчонка «без курса» из плохой компании вдруг оказывается понимающей и сострадательной, а бывшая отличница, образцовая ученица, манипулирует сверстниками.

– Целая галерея портретов…

– Да, коллективный портрет моих героев очень пёстрый: упрямые, настойчивые, робкие, увечные, склонные к драме, пугливые, невозмутимые, бесшабашные, ироничные, напористые, наглые, скрытные, амбициозные, проницательные – и все в одной, как принято говорить, лодке. Вы представляете, какой это человеческий коктейль? В библиотеки поступила только первая книга. Мы с редактором постарались придать первой части максимально законченный вид, но все тонкости взаимоотношений и экстрим сдвинулись во вторую книгу. Кстати, первая часть заканчивается стихотворением ещё одной отличной поэтессы Ирины Клеандровой из Калининграда. Её стихотворение «Дети волка» стало настоящей находкой, оно отлично завершило текст, вписалось по духу и букве. Без него у меня были бы большие трудности с разрыванием сюжета надвое – это нелегко.

– Чем подкупает Вас жанр фантастики? В чём его сила?

– У этого жанра есть преимущества: он заточен на научное понимание картины мира, это важно. Фантастические прогнозы нередко сбываются. Наше счастье, что сбываются не полностью. Знаете, я даже не уверена, что авторы выдумывают фантастику. Иногда мне кажется, это способность предвидеть разные пути развития человечества, рассказывать другим и таким образом отсекать, делать невозможными, чтобы в конце концов осуществилась самая «мягкая» версия будущего.

– Александра Викентьевна, где можно приобрести роман?

– В магазине издательства «Барк». Наберите запрос в поисковике, он покажет, где находится издательство. Это центр Гомеля, улица Ленина, рядом с Центральной площадью. Романы «Ночь всех проверит» и более ранний «Война Моря и Суши» можно приобрести в интернет-магазинах.

– Когда будет издана вторая книга робинзонады?

– Все мои рукописи готовились в издательствах примерно девять месяцев. Так выходило каждый раз, даже если у издателя были в планах более короткие сроки. Всегда что-то вмешивалось в планы.

– Вы против «диктата цифровых программ», как Вы выразились в одном из интервью. Но диктат продолжается и, я бы даже сказала, усиливается.

– Сегодня большинство общается в сети, и это супер как удобно. Цифровой мир есть величайшее достижение, и, будьте уверены, «фарш невозможно провернуть назад» (или примадонна пела немного не о том?) *смеюсь*. Давайте будем честными: ни одна эпоха, даже самая прорывная, не несла освобождения. Менялись обязательства, перемены воспринимались как облегчение, ну и всё. Что мы имеем сейчас дополнительным пакетом к удобству и скоростным потокам информации? Время жизни пользователя сгорает в соцсетях, жизнь пользователя монетизирует кто-то по другую сторону монитора, и эти люди работают с пользователями, как с материалом, а порой и обращаются, как с материалом. Возникла тяжёлая форма зависимости от сети, и с ней поверхностность, некритичность ума.

Чтение книг – это роскошь. Это свобода от повседневной круговерти, отдых в уютном доме без стрессов, без дрязг – вот что такое на самом деле раскрытая книга у вас в руках.

– Проблема в том, чтобы отвлечь молодежь от этого иллюзорного цифрового мира, ей надо что-то предложить взамен.

– А зачем отвлекать того, кто не хочет отвлекаться? Извините за прямоту, естественный отбор никто не отменял, он о себе напомнит. Ну, не хватают нас саблезубые тигры, зато включился и полным ходом идёт сортинг граждан по другим признакам. Управляемый, зависимый от сетевых приложений человек опускает себя на последние позиции, ведь он отсутствует в реальной жизни, а это чревато. Он проживает ресурс, добытый прежними поколениями: живёт в родительской или бабушкиной квартире, работает «чтобы отцепились». Это остановка в развитии. Вселенная такого не прощает.

– Какие посылы должны звучать из уст взрослых, в книгах, кинофильмах, к примеру, чтобы нашумевшему блокбастеру молодой человек предпочел умную книгу?

– Фильмы бывают разные. Я люблю кинематограф, там можно встретить достойные ответы на сложные вопросы. Есть правдивые фильмы, когда не надо проживать вторую и третью жизнь в другой стране, в другом облике, в другой профессии, чтобы понять, как происходит то, что происходит. Книга не может конкурировать с фильмом. Они немного в разных плоскостях. Фильм – искусство для масс. А книга как была шестьсот лет назад дорогим удовольствием, так и осталась. Пусть вас не обманывает количество книг вокруг: у вас нет валюты, чтобы завладеть ими. Эта валюта – время. Свободное время для чтения.

С книгой вообще интересная ситуация. Однажды надо понять простую истину, что чтение книг – это роскошь. Это свобода от повседневной круговерти, отдых в уютном доме без стрессов, без дрязг – вот что такое на самом деле раскрытая книга у вас в руках. Настоящие ценности никогда не рекламировали или рекламировали для очень узкой аудитории. Если есть понимание истинных ценностей, вы находите книгу по душе, подбираете книгу своему ребёнку, приучаете его читать, как приучили носить только хорошее бельё и чистить зубы, – и всё. Читающих людей вокруг меня полно, никто силой их не тянул в библиотеки, это их личный выбор. К слову, слышала об интересном подходе: в бразильских тюрьмах заключённые много читают, за каждую прочитанную книгу им сокращают срок заключения на неделю. А чтобы не притворялись, их обязуют написать сочинение по книге. Мера отлично работает. Все довольны.

– Рассекретьтесь: над чем работаете сегодня, какие сюжеты вынашиваете?

– У Эдуарда Шаурова, которого я считаю одним из самых интересных и человечных фантастов, есть в дополнение к вышедшим книгам неизданный роман «Трасса до небес». Мы с Эдом давно заинтересованно следим друг за другом, человек определённо сильнее и качественнее меня как автор. Но от него пришло предложение совместно писать вторую книгу «Трассы до небес». Я согласилась. Понятия не имею, как дело пойдёт, это же надо синхронизироваться. Но он предложил, пусть и ломает голову. А сейчас медленно дописываю и правлю вторую книгу «Три этажа сверху».

– Где черпаете вдохновение?

– В том, что волнует. Не планирую писать новые романы. У меня написанного рассказного и романного материала по объёму десять томов, я не чувствую потребность генерировать новые сюжеты. Есть внутреннее чувство, что высказалась. А в таком случае правильнее будет остановиться. Знаете, уметь вовремя замолчать – достойное умение.

– А осень вдохновляет?

– Только золотая осень. Начиная с ноября тяжело переживаю недостаток солнечного света, ну а декабрь – это вообще чёрная дыра.

– Спасибо за интервью.

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity