Экономика

3847

Принцип нулевой ответственности, или Как защитить свою пластиковую карту

 +

В декабре 2014 года своим Постановлением Национальный банк Республики Беларусь внес изменения в Инструкцию о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками. Данные изменения позволяют держателям пластиковых карт возвращать свои денежные средства, если они были списаны с карты незаконным образом.

Чтобы узнать о произошедших изменениях, мы обратились за разъяснениями к Игорю Алимову, начальнику отдела розничного бизнеса Центра банковских услуг № 327 ОАО «БПС-Сбербанк».

– Игорь Владимирович, расскажите нашим читателем, что это за принцип нулевой ответственности и как он отразился на нас – владельцах пластиковых карт?

– Принцип нулевой ответственности гарантирует держателям платежных карт, что деньги, списанные без их ведома, будут возвращены. Впрочем, за банками остается право провести расследование инцидента. Но если выяснится, что клиент сам виноват в пропаже денег, то ему их не возместят.

Кстати, и ранее большинство белорусских банков возвращало несанкционированно списанные с карточки деньги. Теперь же эта область правоотношений с клиентом четко прописана.

– Как действовать владельцу пластиковой карты в случае хищения с неё денег?

– В первую очередь необходимо заблокировать пластиковую карту. Это можно сделать по телефону, который напечатан на обороте карты, поэтому обязательно запишите данный номер к себе в мобильный телефон. Также можно обратиться в любое подразделение обслуживающего вас банка. Например, с нашим банком можно связаться по номеру 148. Можно заблокировать пластиковую карту и с помощью многочисленных сервисов, предлагаемых современными банками, – Интернет-банкинга, SMS-банкинга, онлайн-приложения для мобильных телефонов.

Далее необходимо в течение 30 календарных дней с даты отражения по счету несанкционированной операции обратиться в банк и написать заявление, изложив в нем вашу ситуацию. Специалисты банка ее изучат, чтобы исключить вероятность мошенничества со стороны держателя карты.

– В течение какого периода времени владелец карты сможет вернуть свои денежные средства?

– Списанные средства к вам вернутся в течение 30 дней со дня получения заявления при использовании карточки на территории Беларуси и в течение 60 дней при проведении операции за рубежом. Если будет доказано, что вина лежит на держателе карты, он обязан будет вернуть деньги банку. Зачастую держатели карт сами виноваты в случившемся. Либо разгласили конфиденциальные данные, такие как пин-код, номер карты, CCV код и другие сведения, либо «засветили» карту в интернете на всякого рода «ненадежных» сайтах. Хочу подчеркнуть, что ни один банк не запрашивает конфиденциальную информацию посредством SMS-сообщений и электронных писем.

– Как можно себя защитить от мошенничества?

– Подключите к своим картам услугу SMS-сообщение для того, чтобы быть в курсе всех списаний средств, что позволит мгновенно отреагировать и заблокировать карточку, если на ней ещё остались средства.

Заведите себе несколько карт: зарплатную, отдельную международную карту для поездок за рубеж и карту для покупок в интернете. Особо бдительным необходимо быть во время поездок за рубеж. Существует даже список стран с высоким уровнем риска мошенничества, к которым относятся Украина, Россия (в частности, Москва и Санкт-Петербург), Черногория, Болгария, Египет, Турция, Хорватия, Испания, Италия, Греция, Таиланд, ряд других. Снимайте деньги в банкоматах, расположенных в банках, либо рассчитывайтесь в платежных терминалах. Не пользуйтесь уличными банкоматами. Отдавайте предпочтение карточке с чипом, так как она имеет более высокий уровень безопасности и лучше защищена от подделки. 

Снимая деньги в Беларуси, обращайте внимание на наличие подозрительных устройств на клавиатуре для ввода пин-кода и картридере (устройство, в которое вставляется пластиковая карта). Не должно быть никаких посторонних предметов (проводов, мини-видео-камер, каких-либо накладок). Если они есть, то сообщите об этом либо в банк, либо в органы МВД и откажитесь от проведения операции в данном устройстве.

Также при совершении операции в банкомате не позволяйте соседям по очереди заглядывать через плечо во время набора пин-кода. Набирайте его быстро, заученными движениями и желательно несколькими пальцами. В этом случае злоумышленникам труднее разобрать, на какие именно кнопки вы нажимаете. Если банкомат не отдает карту, позвоните в контакт-центр банка. Вам посоветуют, что лучше всего делать в вашей ситуации. Не пользуйтесь услугами неизвестных лиц, предлагающих помощь по возврату изъятого пластика. Рассчитываясь карточкой, не выпускайте ее из вида. Обращайте особое внимание на действия кассира. Если он пытается провести карточкой через терминал более одного раза, уточните, для чего это нужно. Причиной может быть как технический сбой, так и попытка неоднократного списания суммы.

Обязательно сохраняйте карт-чеки по неуспешным операциям, а также операциям отмены и возврата покупки.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети