Культура > Образование

4221

«Только не отводи глаз»: журналист «Дняпроўца» побывала на открытом уроке в Речицкой школе-интернате для детей с нарушением слуха

 +

В Речицкой специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушением слуха то и дело происходят тематические недели. На неделе, посвященной русскому языку и литературе, в школу заглянул корреспондент «Дняпроўца».

На пороге коррекционного центра, где дети обучаются развитию речи, постановке звуков и коррекции произношения, меня встречает учитель русского языка Лилия Коваленко, она работает в интернате с 1985 года – довелось побывать в коллективе и пионервожатой, и воспитателем, и заместителем директора.

Мы идем сквозь светлые коридоры по чистым пушистым коврам. Запах в здании не канцелярский, а какой-то домашний, жилой. На почти все предметы в учебном корпусе приклеены аккуратные полосочки бумаги: «стол», «дверь», «зеркало». Лилия Викторовна объясняет, что так воспитанникам легче запоминать эти слова, быстрее в них ориентироваться.

На втором этаже расположены кабинеты индивидуальной работы по коррекции произношения и развития слухового восприятия. Заглядываем в один из них. То, что я вижу, назвать кабинетом или классом язык не поворачивается – комната уютна и затейлива деталями. За столом перед зеркалом застаем хозяйку владений – Зинаиду Мироевскую, учителя интерната с более чем тридцатилетним стажем.

– Бывает, приходят первоклашки совсем без голоса. Вызвав голос, мы постепенно ставим им звуки. Артикуляционный аппарат таких деток слаб: язык не может подниматься вверх, он вялый, и нам нужно сделать его таким, как положено.

Возле Зинаиды Николаевны на стуле сидит беловолосая Маша, её язычок тоже пока отказывается приобретать упругость и произносить звук «р».

– И как добиться хорошего «р»? – интересуюсь я.

– Нужно цокать, как лошадка, – Маша, пока преподаватель называет упражнение, сосредоточенно его демонстрирует. – Проводить языком по верхним зубам, как будто чистишь их, создавать напор воздуха, выпуская его через губы – в этот момент Маша изображает двигатель малолитражки, тихо, но уверенно тарахтя.

В кабинете полно всяких забав: мельничек, флюгеров, листиков на блюдцах, которые на самом деле тоже предназначены для отработки артикуляционных навыков.

Маша дует на разноцветные листочки и «метелки» из дождика, показывая, как всё устроено. Эти занятия полезны для произношения преимущественно шипящих звуков, таких как «с», «з», «ш», но с непослушной «р» также подсобят. В классах используются и компьютерные технологии: программы, слайды, упражнения.
Кстати, если хотите улучшить речь своего ребенка в домашних условиях, можете использовать и подручные средства. Здесь, как подсказала педагог, может пригодиться и обычный карандаш: пусть малыш катает его по столу с помощью дыхания, или маленький мячик, который нужно будет «задуть» в импровизированные ворота.

– С помощью всех этих методик за какой срок ребенок сможет освоить «р»?

– Всё индивидуально, – поясняет Зинаида Николаевна. – У одного «р» может получиться и через несколько занятий, а другому потребуется три месяца. Зависит от того, привык ли язык подниматься и воспроизводить звуки верхнего положения: «ш», «ж», «ч», «л», «р» в том числе.

После беседы с преподавателем мы спешим в актовый зал, где ребята в рамках недели русского языка и литературы подготовили программу «История одной улицы».

Сидящие передо мной Таня Винник и Сережа Белов поворачиваются и, улыбаясь, жестами предлагают пересесть на их места в первом ряду, я благодарю, но не решаюсь тревожить ребят, которые, как оказалось, тоже участвуют в программе, отмечая про себя трогательное поведение в духе «гостю всё самое лучшее».

Вообще за несколько часов в компании деток с нарушениями слуха я, пусть и не сразу, но поняла, что главное, это смотреть в глаза, ведь общаются они чаще всего при помощи мимики и языка, воспроизводимого лишь руками. И когда говоришь «здравствуйте», когда благодаришь за что-то, ты должен держать зрительный контакт, чтобы убедиться, что будешь понят. От этого общение кажется доверительнее и теплее, чем с теми, кто может хорошо слышать – не так уж часто мы внимательно глядим в глаза друг другу.  

– Сегодня мы собрались здесь, чтобы узнать историю одной улицы, – открывает мероприятие
Лилия Викторовна. Одновременно с ней бывшая выпускница и преподаватель интерната Наталья Шустикова переводит сказанное на язык жестов. Кстати, Наталья Олеговна обладает двумя дипломами о высшем образовании.

После озвучивания детьми некоторых фактов из прошлого и настоящего Речицы повествование было сконцентрировано на истории улицы, названной в честь Героя СССР Михаила Петровича Сыдько.

– Ребята, наша улица не всегда носила имя героя, раньше она называлась очень романтично – Вокзальная и появилась в 90-х годах XIX столетия, – продолжила Лилия Викторовна.  

После ученики 8-х и 9-х классов: Ваня Быков, Саша Бурим, Таня Савченко, Женя Серовская, Валера Сергеенко и Юлиан Лахметкин по очереди рассказали о том, что же происходило на улице в годы войны, как она отстраивалась в послевоенное время и какие заведения и учреждения на ней сохранились и по сей день.

Когда программа подошла к концу, учителем русского языка и литературы Еленой Полещук была проведена викторина: слушателям предлагалось выбрать правильные ответы, и они не подвели, вовлеклись в игру сразу же и с азартом.

Затем гостеприимные педагоги и их воспитанники предложили посмотреть на жестовый танец, к репетиции которого после исторического экскурса как раз приступили Вероника Лисовская и Оля Левченко. Под песню «Мая Беларусь» руки-птички девчонок порхали, передавая смысл композиции, это было очень похоже на танец: эмоциональный, живой, интересный. Как мне рассказали, существует международный конкурс исполнения жестовой песни, в котором часто участвуют выпускники заведения, занимая в нём призовые места.

– Мы живем между двух Татьян, поэтому наши мечты почти всегда сбываются! – делится Лилия Викторовна, знакомя меня с директором заведения Татьяной Андреевной Стасевич и её заместителем по учебно-воспитательной работе Татьяной Сергеевной Купреенко. И действительно школе помогают как белорусские предприятия, организации и просто неравнодушные люди, так и иностранные компании. Например, нужна была музыкальная аппаратура – и вот она!

– А о чем мечтают сами Татьяны? – интересуюсь я у Татьяны Андреевны и Татьяны Сергеевны.

– Желаем себе и своим детям (а воспитанники – тоже наши дети) идти по жизни с улыбкой и гордо поднятой головой, – отвечает Татьяна Сергеевна, а Татьяна Андреевна делится:

– Мы мечтаем о многом: хорошо подготовить детей к самостоятельной жизни, чтобы у них всё получилось. Для чего и была создана эта школа, девиз которой «Мы другие, но равные», – помогать детям адаптироваться, научить их быть полноценными и равноправными в этом мире.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети