Культура > Образование

1343

27 сентября – Международный день глухих. «Мы другие, но равные»

 +
Представьте, что вы не знаете, как это – говорить. Можете, но не знаете, каким образом, потому что не слышите звуков, и по этой причине навык разговорной речи не появляется с самого раннего возраста.

В Речице есть особое место, где дети с нарушениями слуха учатся говорить, воспринимать мир звуков, запоминать понятия и получают общее среднее образование, чтобы потом полноправно шагнуть во взрослую жизнь. Это УО «Речицкая специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» (директор Татьяна Андреевна Стасевич, заслуженный учитель Республики Беларусь), где уже на протяжении сорока лет дарят заботу, душевное тепло, море знаний и навыков детям с особенностями развития. Сейчас здесь занимается 62 ребенка, из которых двое – дети-сироты. Обучение ведется 12 лет, пять из которых в начальной школе. Но кроме изучения обычных предметов по программе эти дети должны научиться жить в нашем мире, то есть социализироваться.

Татьяна Стасевич
Татьяна Стасевич

В школе обучаются дети с разной степенью нарушения слуха, часть учащихся имеет кохлеарный имплантат.

Для справки. Кохлеарный имплантат – медицинский прибор, протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым пациентам с выраженной или тяжёлой степенью нейросенсорной тугоухости (Википедия).

Этот прибор рекомендуется впервые ставить деткам в возрасте до четырех лет, и крайне нежелательно подросткам или взрослым. Только представьте: человек много лет прожил в тишине, и тут он окунается в мир звуков, которые не может идентифицировать и отделить по смыслу один от другого. Это невероятно трудно для психики и нервной системы. Понятно, что такую адаптацию намного легче проходят малыши.

Третьеклассница на занятиях
Третьеклассница на занятиях

Детей в школу-интернат принимают с шести лет, но туда попадают ребятишки разного возраста, зачастую из спецклассов обычных школ. 22 ребенка проживают в Речице, родители привозят на занятия и забирают своих чад, как это делается и в обычных школах. А вот 40 ребятишек живут в общежитии, они родом из различных городов и районов Гомельщины, так как школа-интернат находится в областном подчинении главному управлению образования Гомельского облисполкома и является по своей специализации единственной в Гомельском регионе.

Здесь трудятся 44 высококвалифицированных педагога, в числе которых 15 воспитателей. Есть свои медработники, оборудованы палаты для заболевших, кабинет физиопроцедур, расположенные в здании общежития, где дети посещают и столовую.

В школе используется целый спектр средств реабилитации. Это звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования, аудиометр, комплексы компьютерных коррекционно-педагогических программ, сурдологические тренажёры, сенсорная комната, индукционные петли, спортивное оборудование, компьютерный класс, электронные средства обучения. Работают кружки по танцевальному, спортивному, художественно-декоративному направлениям.

Один из важнейших в школе – кабинет индивидуальной работы по развитию речи и слухового восприятия. Здесь определяют, есть ли голос у ребенка и в какой степени, основываясь на этом, строится и программа занятий. Если голоса нет, то все начинается с его открытия через дыхание. Для этого изготавливаются специальные вертушки, дети начинают дуть на них, постепенно добавляя голос через разные упражнения. Потом идет работа со звуками. Слабослышащие люди очень хорошо воспринимают вибрацию. И в самом начале, чтобы проконтролировать звук, дети прикладывают руки к лицу, где колебания наиболее ощутимы. Так гласные считываются через макушку головы. Честно признаюсь, попробовала: «а», «о» – ничего не почувствовала.

Сначала изучаются одиночные звуки, потом дети учатся их отличать, ведь, например, по артикуляции «з» и «с» одинаковы. И дальше – слова, словосочетания, предложения, тексты, ответы на вопросы.

Обычные уроки длятся 45 минут, а в этом кабинете дети работают 25, из которых в первую половину идет работа над звуками и речью, а во вторую – над развитием слухового восприятия, где дети учатся слышать и различать речевые и неречевые звучания. К слову, для улучшения слухового восприятия учителя на уроках периодически используют и специальные экраны, закрывающие им пол-лица. Это делается, чтобы дети учились слушать, а не считывали слова по артикуляции и мимике, что они умеют блестяще. Есть в классах и специальная аппаратура, усиливающая звук, для чего учитель берет микрофон, а ученики надевают наушники.

В школе и общежитии везде на стенах развешены листки с надписями, читая которые, дети также учатся говорить. При том на бумаге обозначены ударения и особые звуки, то есть те, что по буквам звучат не так, как мы их произносим. Для примера возьмем слова «здравствуйте» или «молоко». Слабослышащий ребенок жестами должен уметь показать все буквы, а произнести так, как и все мы. Попробуйте сделать это: уверена, вряд ли получится. А значит, мозг у обучающихся детей с нарушениями слуха работает особенно интенсивно.

Интересно то, что такие дети – единственная категория, которым показано обучение чтению в три года. Однако далеко не все родители могут или стремятся максимально развивать своих чад. Бывает, что в школу поступают ребятишки, которые в возрасте шести лет не умеют самостоятельно кушать и продолжают носить подгузники. Зачастую это дети-отказники. В нашем районе нет специализированных дошкольных учреждений соответствующего профиля, только в Речицком яслях-саду № 17 с 2013 года работает группа интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями слуха. Встречаются и такие родители, которые отказываются отдавать детей в школу-интернат по той причине, что потеряют возможность получения пособия по уходу за ребенком-инвалидом. Вероятно, и поэтому школа, рассчитанная на 130 человек, заполнена лишь наполовину.

А ведь у деток, могущих, но не умеющих говорить, порой отсутствует даже знание понятий и названий предметов. Повсюду в классах и не только висят надписи: «полка», «доска», «дверь» и множество других. Сложно представить себе ту пропасть в способах коммуникации, что отделяет такого малыша от обычного ребенка. И также трудно даже предположить, сколько нужно вложить сил и терпения педагогам и воспитателям, чтобы обучить всем этим навыкам слабослышащих детей. Это поистине титанический труд!

И он дает свои результаты. Выпускников Речицкой школы-интерната для детей с нарушением слуха с удовольствием принимают многие учреждения образования, где те получают профессию. Школа осуществляет потом ещё и патронатное сопровождение в течение двух лет.

Есть здесь и свои звездные выпускники, которыми в школе очень гордятся и даже посвятили им специальный стенд. К примеру, Яна Новикова вошла в состав творческой группы фильма «Племя» и исполнила в нём главную роль. Картина завоевала три приза на Каннском кинофестивале, девушка с гордостью прошла по его красной дорожке.

Самыми любимыми предметами ребят с нарушениями слуха являются информатика и физическая культура. Так, выпускник пловец Максим Аскерка имеет целую россыпь наград и медалей с соревнований различного уровня. Владимир Кацуро работает тренером-преподавателем по легкой атлетике высшей категории в Гомельском областном центре Олимпийского резерва, является заслуженным тренером Республики Беларусь. Владимир Тимошенко окончил Гомельский машиностроительный колледж, ныне студент Московского государственного технического университета им. Н. Баумана, инженер-программист. Выпускники Речицкой школы-интерната для детей с нарушениями слуха успешно интегрируются в социум, строят семьи, заводят детей, достигают успехов на профессиональном поприще. Путь же к этому прокладывается практически с нуля усилиями коллектива школы-интерната.

А ещё здесь детей обучают ритмике. Вы когда-нибудь видели пение жестами? Фантастическое зрелище. А как танцуют ребятишки с нарушением слуха! Намного ритмичнее и точнее попадая в такт, чем обычные танцоры. Ведь такие люди «слышат» через вибрацию практически всем телом.

Школа-интернат активно сотрудничает с различными общественными организациями и объединениями: ОО «Помощь детям Чернобыля», Cenro Missionario Pericetano (Италия), МОО «Помоги людям», предприятиями и организациями города – ОАО «Речицкий метизный завод», ОДО «Электроконтроль», ООО «Варион». За счет государственных средств в текущем году была отремонтирована кровля.

Опыт работы педагогического коллектива школы-интерната «Воспитание культуры энергосбережения у учащихся с нарушением слуха» был отмечен дипломами I степени на областном и республиканском уровнях конкурса проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон». По его итогам выделены средства республиканского бюджета в рамках финансирования Государственной программы «Энергосбережение» на 2016–2020 годы в сумме 145 000 белорусских рублей.

На протяжении многих лет учащиеся школы-интерната становятся победителями целого ряда областных и республиканских фестивалей и конкурсов, как и педагоги учреждения образования. Уже два года подряд здесь проводятся обучающие семинары для педагогов района и области. В перспективе – открытие в школе-интернате отделения для дошкольников.

Посещение этого удивительного места оставило неизгладимое впечатление. Дети здесь общительные, открытые, веселые, красивые. Осознавая, какой путь им нужно пройти, чтобы адаптироваться к жизни в этом мире, возникает желание чем-то помочь, сделать что-то доброе и полезное для них. И, на мой взгляд, невозможно даже оценить в полной мере колоссальнейший труд работающих здесь педагогов, людей с добрыми душами и золотыми сердцами.

----------

Речичанка Татьяна Сергеевна Купреенко – заместитель директора по воспитательной работе, трудится в школе-интернате уже 26 лет. Окончила педагогическое училище в России, затем дефектологический факультет БГПУ по специальности «Сурдопедагогика». Пять лет проработала воспитателем, восемь – учителем-дефектологом и уже 13 лет в администрации школы-интерната. Дети очень любят Татьяну Сергеевну, доверяют ей свои секреты.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity