03/09/2017

«Гоголь. Начало». Кинорецензия Dneprovec.by

Посмотрев давно ожидаемый фильм «Гоголь. Начало», сразу задаёшься вопросом: а каким же будет продолжение? На мой взгляд, картина найдет своего зрителя. И, полагаю, зритель этот будет многочисленным.

Посмотрев давно ожидаемый фильм «Гоголь. Начало», сразу задаёшься вопросом: а каким же будет продолжение? На мой взгляд, картина найдет своего зрителя. И, полагаю, зритель этот будет многочисленным.

Фильм снят современно. Начинается провокационно, заканчивается интригующе. Картина явно эпатажная. От Гоголя там разве что имя, некоторые его привычки и черты характера, известные из биографии, да имена героев его произведений в вольной трактовке их сюжетов.

Итак, первая половина XIX века. Близ села Диканька на Полтавщине происходят жуткие и загадочные убийства. К их расследованию подключается знаменитый следователь Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков). За несколько дней до отъезда из столицы в далёкую деревню, Гуро знакомится с Николаем Гоголем (Александр Петров), молодым писарем Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, который помогает следователю раскрыть убийство знатной дамы.

Заинтригованный странными обмороками и видениями Гоголя, Яков Петрович берет Николая Васильевича с собой в Диканьку и, как покажет время, не зря. Молодой Гоголь даже не догадывается, что вскоре ему предстоит вступить в смертельную схватку с таинственной силой, встретить свою любовь и написать одну из самых удивительных книг в истории русской литературы.

Безусловно, Олег Меньшиков в роли Якова Гуро уже одним своим присутствием создаёт атмосферу, кадр, настроение. Взгляд, брошенный им в полоборота, резкая фраза, жест, улыбка, даже просто молчаливое присутствие – играет всё. Когда-то, влюбившись в фильм «Покровские ворота», с тех пор наблюдала, как все больше раскрывался и набирал силу бесподобный актёрский талант Олега Евгеньевича.

С самого начала Меньшикову понравился хулиганский запутанный сюжет фильма. Имя режиссера Егора Баранова он до того не слышал, а проект ему предложил продюсер Александр Цекало. Что ж, присутствие такого мэтра в картине уже само по себе несёт ей успех, подкрепленный весьма своеобразным сценарием, крепкой режиссёрской и нестандартной операторской работой, актерским составом.

Фильм вышел в прокат с двумя возрастными цензами: 16+ и 18+. В нашем городе демонстрируется версия 16+. После прочтения отдельных отзывов и просмотра этого варианта картины становится понятным, что из него убрана излишняя откровенность в некоторых сценах.

«Гоголь. Начало» является первой из четырех частей. Следующие называются: «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть». Это первый случай, когда для российского сериала решили устроить прокат в кинотеатрах. Сам сериал, состоящий из восьми серий, появится в эфире канала ТВ-3 в начале 2018 года после выхода всех четырех фильмов, которые, как обещают, зритель сможет увидеть на большом экране на протяжении нынешней осени.

Первый фильм так и разбит на две новеллы-главы, которые в сериале будут представлять две серии.

Сразу замечу, что первую главу смотрела с нескрываемым удовольствием, наблюдая за игрой Олега Меньшикова. Гоголь в его присутствии на мой взгляд все же несколько терялся. Хотя Александр Петров, конечно, интересен в своей роли, но даже несмотря на грим, я видела в нём не Гоголя, а именно актера, хорошо известного по целой серии различных российских фильмов и сериалов.

К слову, режиссера на эту работу вдохновлял среди нескольких других картин и фильм «Андалузский пёс», в написании сценария к которому принимал участие Сальвадор Дали. Так, абсолютно сюрреалистично смотрится среди общей серости ярко-красное пальто Якова Гуро и его же невероятной конструкции очки с синими стеклами, подчеркивая особенность, исключительность героя. А молодой, нервный и неуверенный в себе Гоголь в своём развевающемся плаще-крылатке, с тяжелым писарским чемоданом, падающий через раз, мечется, силясь осознать происходящее и принять свой дар. Признаюсь, я сбилась со счета, сколько раз за фильм он терял сознание и потом оказывался в странных местах что в этой реальности, что по другую её сторону.  

Мне понравился сплав операторской работы и музыки, а момент переезда обоих героев в карете на Полтавщину даже вызвал особое удовольствие и улыбку. Присутствует в картине и юмор, где-то нарочитый, а где-то легкий, спрятанный. Это приятно.

Если смотреть этот фильм без привязки к конкретной исторической личности, то уходит предвзятость и множество вопросов. А поскольку создателями картины и не ставилась цель создания чего-то биографического, то вполне интересен современный творческий подход к работе по мотивам. Там присутствует и этакая вполне тургеневская барышня – образ, не свойственный произведениям Николая Васильевича, и Пушкин мелькает в кадрах. В общем, много всего и разнообразного.

Как признался в одном из интервью режиссер, перед съемками он не перечитывал книги Гоголя, чтобы не стать заложником привычного реального образа писателя, но изучал его фобии, чтобы на этом строить какие-то видения.

Актёр Александр Петров тоже предпочел не вдаваться в мир произведений Николая Васильевича, говоря, что для него было важнее погрузиться в эмоции героя, пофантазировать и понять, какие мысли внутри него бурлили, не давали ему покоя и потом выливались в великие книги, откуда пришел к нему этот его особый мир?

Вторая глава первой серии более спокойная по своему течению и там Гоголь начинает чувствовать себя более уверенно, выступая уже не в роли писаря, а дознавателя.

До просмотра фильма я знакомилась с различной информацией о его съемках и прочла, что первую главу серии дали посмотреть нескольким учителям русской литературы и языка, а затем спросили их мнение. Мнения интересные, в чем-то схожие, но и отличающиеся. Мне запомнилась идея одного из преподавателей. Он предложил сделать компьютерную игру, в которой Гоголь ездит по России и раскрывает преступления, и где можно играть, например, за Пушкина и других исторических персонажей. Это явно может иметь успех. Шутка? Как знать. В том-то и дело, что мы живем уже в иные времена, потому и подходы так кардинально меняются.

В фильме все герои говорят на современном языке и ведут себя практически, как мы. Конечно, порой это выглядит комично, однако, если снова вспомнить о свободном творческом подходе и отсутствии биографичности, то все это имеет право быть. Как и часто странное поведение бедолаги Николая Васильевича.

Тем более, что это хорошо обосновывают слова Якова Гуро, сказанные в начале картины Гоголю: «Жизненный опыт – топливо для писателя». Так наш молодой герой и отправился набираться этого невероятного опыта, чтобы потом создавать свои удивительные произведения.

Из истории создания

Режиссёром фильма является Егор Баранов, снявший «Иерей-сан. Исповедь самурая» и множество сериалов, в числе которых «Sпарта» и «Фарца», а одним из продюсеров выступил Александр Цекало.

За операторскую работу в картине отвечал Сергей Трофимов, снимавший «Ночной дозор» и «Монгола».

В основе фильма и всего сериала лежат произведения Николая Васильевича Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также те легенды о его личности, которые родились ещё при жизни писателя.

Фильм снимали в 2016 году в Санкт-Петербурге и Псковской области, где село Диканьку для съемок отстроили с нуля.

На производство одной серии сериала «Гоголь» уходило порядка 20 миллионов рублей.

Первоначально сериал снимали для канала ТНТ, однако в конце года ТНТ решил отказаться от экспериментов с новыми форматами, и было принято решение перенести сериал «Гоголь» на канал ТВ-3.

Производством фильма и сериала занималась продюсерская компания Александра Цекало «Среда».

Источниками вдохновения для режиссера Егора Баранова при создании этого сериала были работы Тима Бёртона, фильм «Андалузский пес» (1929) Луиса Бунюэля, фильм «Человек-волк» (2010) режиссера Джо Джонстона, а также сериал «Острые козырьки» (2013).

Композитор RyanOtter в шестой раз работает с режиссёром Егором Барановым.

Пистолет персонажа Олега Меньшикова – настоящее оружие, выполненное на заказ.

Перед съемками каждой из сцен с участием Александра Петрова актеру по 40 минут накладывали грим.

В 2017 году сериал получил премию международного кинофестиваля «The Indie Gathering» в номинации «TV pilot — foreign» (лучший иностранный пилот телесериала). Также за высокий кинематографический уровень сериал был отмечен премией фестиваля «Accolade Global Film Competition» в номинации «Award of Excellence».

Остаётся добавить, что фильм «Гоголь. Начало» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 13 сентября включительно.

Кинорецензия Dneprovec.by. «Гоголь. Вий» – смелая интерпретация классики. Детективный хоррор холодит кровь

Перепечатка текста Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---