Здоровье и красота

3564

Речичане, это надо знать: о проблеме аутизма. Помочь адаптироваться

 +

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – это нарушение развития, которое изменяет восприятие мира и влияет на общение и взаимодействие с другими людьми. В переводе с греческого аутизм буквально означает «один».

Статистика

Около 67 млн человек в мире страдают аутизмом, распространенность его – 1 к 1 000 для истинного аутизма и в шесть раз больше для расстройств аутистического спектра (РАС), которые являются схожими состояниями, но с более мягкими симптомами. Численность пациентов с РАС за 10 лет выросла в 10 раз. Распространенность в Республике Беларусь – 5 к 10 000 (рост в три раза). В Речицкой детской поликлинике на учете 10 детей с диагнозом «детский аутизм», одна девочка и 9 мальчиков, все являются инвалидами детства. Число людей, у которых диагностирован аутизм, растет, однако никакой «эпидемии» нет. Просто теперь ставят диагнозы и при более мягких формах аутизма. Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью, у которых также есть и аутизм.

Интересно, что в регионах с более высоким уровнем осадков более высокий уровень аутизма. Дети, рожденные от мужчин 40 лет и старше, чаще имеют расстройства аутистического спектра. Возраст матери мало влияет на аутизм. В семьях с одним аутичным ребенком риск рождения второго с таким заболеванием – 1 к 20.

К вопросу о причинах

Причины аутизма окончательно не выяснены. Долгое время считалось, что есть некий общий фактор. Однако сейчас специалисты склоняются к тому, что аутизм – сложное расстройство, порожденное отдельными причинами, часто действующими одновременно. Наследственная составляющая аутизма – около 90%, т. е. каждый случай можно свести к определенной комбинации генов, переданных от родителей, или новыми мутациями. По неподтвержденным надежными источниками данным аутизм может быть связан с определенными продуктами питания, действием тяжелых металлов, растворителей, фталатов и фенолов, используемых в производстве пластика, пестицидов, алкоголя, курения, а также с нарушением работы иммунной системы, инфекциями, вакцинацией, пренатальным стрессом.

Как распознать болезнь

Аутизм разнообразен. Есть поговорка: «Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете только одного аутичного человека». Каждый аутичный человек индивидуален, и нельзя сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме одного: у всех есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием. Ребенка нужно показать специалистам, если выполняется любое из этих условий:

  • к первому году жизни ребенок не лепечет и не жестикулирует (не указывает рукой, не машет на прощание);
  • к 16-ти месяцам не произносит слов;
  • к двум годам не произносит фразы из двух слов;
  • в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

Основными признаками аутизма являются:

  • трудности в общении: не понимают обычный язык, мимику, интонацию, шутки, сарказм. Некоторые вообще не могут использовать речь;
  • трудности при взаимодействии с социумом: не понимают чувства других, социальные нормы поведения, ведут себя «странно»;
  • отсутствие воображения в социальном плане, предвидения последствий поступков, непереносимость перемен, непредвиденных ситуаций. В среднем у половины аутистов IQ меньше 50.

Аутизм и гениальность

Большинство пациентов нуждается в ежедневной помощи и поддержке близких и специалистов.

Хорошо известен синдром Аспергера, т. н. аутизм-лайт. Обычно грань между аутизмом и «аспергером» проводится по сохранности когнитивных и речевых навыков, которые остаются более-менее ненарушенными при последнем.

Очень редко с аутизмом бывает связан «синдром саванта» – выдающиеся способности в какой-то области интеллекта. Среди таких людей – американец Ким Пик, человек с феноменальной памятью (про него снят фильм «Человек дождя»), который производил в уме сложнейшие математические расчеты, но в то же время не мог сам пойти в магазин за продуктами. Он прочитывал произведение за час и запоминал ее содержание на 98,7%, мог вспомнить содержание примерно 12 тысяч прочитанных книг. Он мог воспроизвести на пианино любое музыкальное произведение, слышанное им хоть 10 лет назад.

Британец Даниэль Пол Таммет каждое число до 10 000 видит в цвете, каждое имеет свою форму и ощущение, он может видеть результаты сложных расчетов как ландшафты.

Москвичка Соня Шаталина не умеет разговаривать, совершает стереотипные движения, отстранена и неконтактна, но она пишет прекрасные стихи, вот одно из них:

Мне надо сказать так много!

Кто думает, что золото в молчанье?

Камнем загорожена дорога,

Словам из сердца не печально?

Это «золото» – такое давящее,

Оно скалой легло мне на грудь.

В прошлой жизни я была говорящая,

Как свободу словам мне вернуть?

Знаменитым савантом-аутистом был Джеймс Гарфилд, 20-й президент США. Он мог писать обеими руками одновременно, правой – на латыни, а левой – на древнегреческом. Леонардо да Винчи всегда стремился к совершенству, и это стремление порой становилось навязчивой идеей. Утверждают, что он потратил 12 лет, чтобы написать губы Моны Лизы. К известным аутистам относят Вольфганга Амадея Моцарта, Билла Гейтса, Марию Кюри, Джейн Остин, Винсента Ван Гога, Стивена Спилберга, Альберта Эйнштейна, Вуди Аллена, Энди Уорхола, Кортни Лав.

Излечение. Но не полное

Аутизм поддается коррекции, но не полному излечению. Вовремя поставленный диагноз и интенсивная терапия помогают скорректировать поведение и адаптироваться в обществе. Есть три основных направления в лечении: лечение нарушений поведения; психолого-
педагогическая коррекция; семейная терапия.

Медикаменты оказывают симптоматическое действие, применяются при гиперактивности, нарушениях поведения, стереотипиях.

В настоящее время стали применяться новые методы поведенческой терапии, такие как АВА-терапия, т. е. прикладной анализ поведения, который заключается в манипулировании факторами окружающей среды для изменения поведения. Проводятся работа с речевым аппаратом, гидротерапия, арттерапия, физиолечение.

Наша страна успешно сотрудничает с зарубежными специалистами, разрабатываются программы по раннему выявлению и реабилитации больных с аутизмом. С марта 2018 г. в Минском международном образовательном центре им. Йоханнеса Рау при поддержке ЮНИСЕФа проводятся образовательные курсы для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и родителей детей с аутизмом.

Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети